Утверждение президента Токаева о необходимости нового экономического курса Казахстана – это абсолютно адекватная оценка текущей ситуации в экономике страны, особенно в ее привязке к современным международным экономическим процессам. Мы находимся в эпицентре санкционного, торгового, технологического, ресурсного, информационного противостояния основных центров мирового развития. Задачей является, с нашей точки зрения, не примыкание Казахстана к одному из них или даже нескольким, а осуществление гибкой стратегии маневрирования с целью достижения синергического эффекта от внешнего экономического влияния. Те или иные экономические потоки, которые идут с Востока и Запада, должны особым образом концентрироваться, фокусироваться на нас, "раскручивая" потенциал нашего экономического развития, а не эксплуатируя отечественные ресурсы и загоняя нас в уготовленные нашими партнерами ниши "сырьевого придатка". Разворачивающаяся на наших глазах "нефтяная война" должна отрезвить сторонников сохранения прежнего экономического курса с опорой на эксплуатацию энергетических ресурсов.
Все более ощутимый сегодня новый глобальный экономический кризис, толчком к которому стала "информационная истерия" вокруг санкционных и торговых войн, вызовов коронавируса, повлекший за собой меры изоляционизма, политико-экономического протекционизма и ограниченного национальным суверенитетом процесса принятия решений поставили страны перед необходимостью разработки самостоятельной стратегии выхода из кризиса, с опорой на собственные силы. Казахстан в этом ряду, очевидно, должен был еще вчера озаботиться накоплением своей функциональной силы, обеспечением диверсифицированных источников экономического развития, выявив в полном объеме различные национальные потенциальные возможности и предложив актуальные приоритеты реагирования на вызовы. Думается, что и сейчас еще не поздно, в первую очередь, дать честную картину состояния экономики и на основе проведенного аудита начать "жить по средствам", оптимизировать инфраструктуру отраслевого менеджмента, отказавшись от квазигосударственного бизнес-сектора, который, возможно, был позволителен в "тучные" годы, но теперь стал непомерной обузой для бюджета страны. Полагаю, что попытки госорганов решить проблемы пополнения бюджета за счет усиления фискального давления как на МСБ, так и простых граждан абсолютно порочной практикой "затягивания поясов". Напротив, можно было бы пойти по китайскому пути реагирования на внешние "вызовы", когда правительство Поднебесной не возложило проблемы "торговой войны" с США на плечи своих граждан, а, напротив, предложило систему компенсаций и льгот для облегчения жизни людей в этих непростых условиях и т.д. Наличие доверия граждан к государству и ощущение "заботы" помогает Китаю справиться сегодня с "вызовом коронавируса". Думаю, что подобная стратегия "заботы" со стороны государства о предприятиях и компаниях, работающих в реальном секторе, области высоких технологий, введение моратория на проверки и даже, облегчение судьбы "самозанятых" индивидуальных предпринимателей, посредством их полного освобождения от налогового бремени и штрафов, обеспечение льготного режима регистрации, работы для стартап проектов молодых людей на всем протяжении становления новых компаний является оправданной. Особой долгосрочной мерой поддержки для "среднего класса" является снижение процентных ставок по кредитам взамен протекционистским точечным мерам поддержки "тонущих банков", например. Необходима система мер льготного государственного субсидирования с облегченным доступом к ним и предоставления преференций не только для крупных "флагманов", которые и так пользуются протекцией государства, но и для средних и малых предприятий, вплоть до рядовых предприимчивых граждан, что позволит людям "вздохнуть и начать работать на себя", что, безусловно, "оживит экономику" и повысит доверие граждан к государству, в чем оно сейчас сильно нуждается. Считаю, что можно в этих сложных условиях определить поддержку состоятельности граждан и бизнеса в качестве своеобразной "национальной идеи" на данном этапе развития.
Думается, в этой связи необходимо по-новому посмотреть и на социальную политику государства. Уже на протяжении некоторого времени много говорится о социальной модернизации, "обществе всеобщего труда", преодолении иждивенчества и т. д. Однако концептуально вопрос пока остается открытым: Казахстан является рыночным государством или патерналистским, социальным? Попытки совместить эти два принципа организации социальной системы оказались не совсем удачными. Рыночные механизмы осуществления социальной политики не работают, вызывая общественное возмущение и раздражение. А обязательная социальная ответственность бизнеса становится обузой для динамичного развития предпринимательства. Думается, государство должно полностью сосредоточиться на эффективной социальной политике, выйдя из сферы главного регулятора бизнес-процессов, оставив за собой лишь фискальные функции.
Уход государства из бизнеса способствовал бы значительному снижению коррупции в рядах госслужбы, вплоть до ее полного исчезновения вследствие отсутствия функции контроля и прямого распределения ресурсов. Расширившееся в настоящее время рыночное поле, например в традиционных областях социальной сферы, как образование и здравоохранение, показывает, что конкурентные "правила игры" вполне могут и должны быть внедрены для бизнес-среды, даже самых социально чувствительных и стратегических ее сегментов, например таких, как энергетика, связь, транспорт и т. д.
Проблема социальных диспропорций и социальной справедливости сегодня является одной из наиболее злободневных. Мы наблюдаем "урбанизационный бум" в результате вынужденной миграции населения из сельской местности в города в поисках работы и востребованных рыночных ниш. Этот процесс осуществляется стихийно и государство сталкивается с целым рядом проблем, которые можно было бы избежать осуществляя планомерную политику территориального развития, внедрения системы квотирования доступа к социальным благам, предоставляемым государством в городах, подтягивание социальных стандартов сел к условиям городской инфраструктуры, преодоления "анклавизации" отдельных территорий, разделенных по этнокультурному принципу и хозяйственной спецификации. Активная социальная политика государства, формирование своеобразных индексов состоятельности граждан (новая сословная иерархия) и проведение политики поощрения социальной лояльности к государству - новации в данной сфере, которые апробируются в разных странах и могут быть применены в отечественной практике.
Одним из важных принципов разрешения проблем социальных диспропорций является стратегия перехода от "удержания на плаву" бедных слоев населения, к "взращиванию" нового поколения богатых людей, которые должны придти на смену нуворишам эпохи первоначального накопления капитала. Государство должно всячески поощрять расширение слоя богатых, стимулировать "средний класс". В свое время "архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин призвал к "опережающему обогащению" наиболее инициативных и предприимчивых людей. Он оправданно считал, что раскрепощение личной инициативы придаст мощный импульс развитию страны, а уже со временем богатые поведут за собой к процветанию бедных. Данная стратегия, как известно, привела нашего восточного соседа к общепризнанному успеху. Почему бы нам не взять на вооружение данную китайскую стратегему? Особенно в ситуации когда импульс предпринимательства в Казахстане стал "затухать" под прессом усиления госадминистрирования.
В ценностном плане сегодня необходимо раскрепощение человеческого капитала. Тем более, что выросло энергичное "поколение независимости", которое способно взять инициативу в свои руки. Очень важно в этом плане, чтобы новое поколение уверовало в открытость социальных лифтов, честность "правил игры" и мотивирующую роль государства, а также новую мораль. Эта этика должна конституировать заслуженное, трудовое обогащение, которое должно сменить криминальную и коррупционную практику обогащения любой ценой эпохи первоначального накопления капитала, которая захлестнула Казахстан. Это, по-моему глубокому убеждению способно создать "атмосферу свободы", в которой только и может развиваться состоятельный слой потребителей, который в свою очередь стимулирует возникновение состоятельных рынков в разных сферах и далее способствует формированию социально-этической культуры новой экономики страны. Я абсолютно уверен, что "экономика тендеров, откатов и распилов" изжила себя на корню и не имеет права на существование в нашей стране. Ее место должна занять экономика честной конкуренции и предпринимательской инициативы. Для этого необходимо осуществить структурную реформу экономики, исключающую монополии отдельных компаний на рынке, "скрытое участие чиновничества в бизнесе", повсеместную коммерциализацию государственных услуг. Реформирование во главу угла должно поставить интересы предпринимателя, человека труда, посредством мотивирующего налогообложения и облегченного администрирования со стороны государства. Еще Адам Смит писал: "Для успешного развития экономики нужны легкие налоги и понятные законы". Эти меры позволят остановить бегство капитала и интеллекта из страны, разработав систему правовых гарантий и институциональной поддержки активной и креативной части населения.
В этом отношении, перед нашим государством стоит сложная проблема имплементации неимитационной, а настоящей политической модернизации. По-моему глубокому убеждению она является неизбежной мерой сохранения нашей государственности, экономической устойчивости и социальной стабильности. Никакие экономические инновации не приживутся, если не будет создана надлежащая политико-социальная инфраструктура, стимулирующая активность и инициативу граждан, их свободное, конкурентное волеизъявление. Это не оппозиционные "хотелки", а азбучная истина продвинутых экономических систем, а для нас реальный способ выйти из системного кризиса, у черты которого мы сегодня оказались. Общество сегодня живет ожиданием "политической оттепели" и решительные действия государства в этом направлении способны помочь нам восстановить доверие людей друг к другу, к бизнесу и государственным институтам, сформировать ценностно здоровое общество, отказавшееся от практики "двойной морали и стандартов", а государству стать по-настоящему "слышащим и слушающим своих граждан".
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора