Что включает в себя договор страхования и как его правильно читать?

Многие из нас до заключения договора страхования не всегда внимательно читают его условия, подписывают, не ознакомившись и не разобравшись, что влечет за собой разочарование при наступлении страхового случая и, возможно, даже денежные потери.

Что включает в себя договор страхования и как его правильно читать?

Договор страхования, что он содержит и на какие условия необходимо обращать внимание – расскажет Александр Терентьев, директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг.

Что такое договор страхования?

Договор страхования – документ, который заключается между страховщиком в лице страховой организации и страхователем – физическим лицом (гражданином) или юридическим лицом (компанией). Согласно условиям договора, страховщик обязуется осуществить страхователю выплату при наступлении предусмотренного договором страхового случая.

Страхователь оплачивает страховой организации (страховщику) премию, а страховая организация (страховщик) принимает на себя обязательства произвести необходимые выплаты страхователю при наступлении страхового случая.  

Важно знать! Если вы собираетесь заключить договор страхования (оформить страховой полис), то для начала рекомендуется ознакомиться с  лицензией выбранной вами страховой компании. Помните, что страховщики вправе осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии, выданной Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Со списком страховых организаций можно ознакомиться на сайте Агентства www.gov.kz, в разделе "Деятельность" – "Реестр разрешений и уведомлений".

Что должен содержать договор?

Договор о страховании является документом, включающим информацию как о страховщике, так и о страхователе, а также все детали  заключенной между ними сделки.

Перед подписанием договора страхования необходимо обратить внимание на его содержание, что оно включает, какие важные детали в нем указываются.

Помимо инициалов клиента и названия страховой компании, в документ вносятся все необходимые в соответствии с законодательством реквизиты сторон:

  • адреса (место нахождения);
  • контактные номера страховщика и страхового агента (при его наличии);
  • БИН и ИИН, а также другие сведения.

В договоре в обязательном порядке указывается:

  • объект страхования;
  • страховые случаи;
  • вид валюты;
  • порядок и сроки осуществления, как страховой премии, так и страховой выплаты и их размеры;
  •  при наличии указываются льготы и скидки;
  •  наличие или отсутствие комиссионного вознаграждения, причитающегося страховому агенту;   
  • дата заключения и срок действия страхового полиса;
  • его номер, если это бумажная форма на бланке страховщика или уникальный номер страхового полиса, присвоенный организацией по формированию и ведению базы данных (в электронной форме);
  • указываются сроки уведомления страхователя или застрахованного о недостающих документах, необходимых для осуществления страховой выплаты;
  • территория действия страхового полиса.

Особо акцентируйте внимание на условия договора страхования

Часто бывает, что страхователь, не изучив все условия договора, подписывает документ. В последующем он осознает, что в договоре есть пункты, с которыми он не согласен. К примеру, это может быть размер страховой суммы или страховой выплаты.

Поэтому перед заключением договора страхования детально изучите его условия на соответствие вашим интересам. Не стесняйтесь попросить представителя страховщика прокомментировать положения договора, которые у вас вызывают сомнения, чтобы быть уверенным в защищенности от неблагоприятных событий.

Не подписывайте договор, пока не согласитесь со всеми его условиями.

Перед подписанием договора страхования настоятельно просим обращать ваше внимание на его содержание, а именно:

  • Перечень страховых случаев. Случаи, при наступлении которых выплачивается определенная страховая выплата. Знайте, что страховщик оплатит возмещение только по тем рискам и страховым случаям, которые прописаны в договоре/полисе и произошли только при указанных обстоятельствах.
  • Перечень исключений из страховых случаев. К данным исключениям относятся те события, при наступлении которых страховщик оставляет за собой право не выплачивать страховую выплату.
  • Наличие и размер франшизы. Франшиза — это собственное участие страхователя в погашении страхового ущерба. Размер франшизы указывает сумму, которую страхователь оплатит из своего бюджета при наступлении страхового случая.  
  • Порядок действий страхователя при наступлении страхового случая. Учтите, что здесь особенно важными нюансами являются сроки и порядок уведомления страховщика о наступлении страхового случая. Если срок или порядок уведомления будет нарушен, то это может быть основанием для отказа в осуществлении страховой выплаты, за исключением случаев неуведомления по уважительным и объективным причинам.

К примеру, с гражданином произошел несчастный случай и при этом им был заключен договор страхования.  В случае если он физически не может сообщить о произошедшем инциденте страховщику, например, лежит в больнице, то эта причина является уважительной.

При наступлении страхового случая необходимо следовать алгоритму действий:

  1. Как можно быстрее проинформируйте страховую компанию в установленный договором срок с предоставлением вашего письменного заявления.
  2. Пошагово следуйте всем действиям, указанным в страховом договоре.
  3. Подготовьте страховщику все подтверждающие документы, материалы. Это вам понадобится для исключения  оспаривания страхового случая.

Только при предоставлении всех необходимых документов в страховую компанию, а также соблюдении всех условий договора вы можете получить страховую выплату. 

Договор страхования должен отражать конкретные риски и конкретные выплаты. Тщательно подходите к выбору страховой компании. Она должна быть надежной и с четко отлаженным механизмом страховых выплат.

Помните, что за нарушение страховыми организациями требований законодательства к нарушителям применяются соответствующие меры, в том числе в виде взыскания штрафа по основаниям, установленным Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Если вам требуется консультация по вопросам оказания страховых услуг и защиты ваших прав как потребителя финансовых услуг, вы всегда можете обратиться в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка. 


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться