/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 542,08 KASE 2 363,21
FTSE 100 7 457,02 DOW J 29 354,01
Hang Seng 27 524,61 Brent 59,36
Казахстанцам сократят бесплатную медицину

Казахстанцам сократят бесплатную медицину

Рост отчислений в ОСМС пройдет на фоне сокращения бесплатной медицинской помощи.

16 Март 2018 10:51 5686

Казахстанцам сократят бесплатную медицину

Автор:

Татьяна Батищева

Фото: nalogikz.kz

Новости

Сегодня
12:05

Чемпионат мира по биатлону: как выступили казахстанцы

Сегодня
11:35

Число жертв коронавируса в Китае достигло 2118

Сегодня
11:13

Рост ВВП Китая в I кв. может замедлиться до 3,5% при худшем сценарии – Morgan Stanley

Сегодня
10:55

Принц Гарри и Меган Маркл официально выйдут из королевской семьи 31 марта

Сегодня
10:34

Назарбаева: если колледжей в стране много, то надо сокращать, а оставшиеся обеспечить всем необходимым

Сегодня
10:12

Бердибек Сапарбаев провел отчетную встречу с жителями области

Сегодня
09:55

Цена золота превысила $1600 за унцию, палладий подорожал на 6%

Сегодня
09:37

В Казахстане зафиксирован аномальный рост цен на мясо

Сегодня
09:05

Казахстан предлагает странам ЕАЭС создать общую орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли

Сегодня
08:51

ТШО и Chevron могут выбрать арбитраж МФЦА для разрешения споров в Казахстане

Все новости

Министерство здравоохранения РК подготовило презентацию (имеется в редакции), в которой изложило основные моменты подготовки к ускоренному внедрению обязательной системы медицинского страхования (ОСМС). Принятие поправок ожидается в мае-июне этого года. А в III и IV кварталах должны быть приняты подзаконные нормативно-правовые акты. Напомним, что в начале февраля с подачи заместителя премьер-министра Ерболата Досаева сроки внедрения ОСМС сократились на год: вместо 2020 года система должна заработать с 1 января 2019 года.

Подготовительные меры предусматривают четыре направления. Задача первого направления – расширить охват населения системой, поскольку основной преградой для старта программы и причиной ее переноса на более поздние сроки как раз явилось огромное число самозанятых граждан, не включенных в систему. Теперь незастрахованное население в количестве 2,5 млн человек (по данным Министерства труда и социальной защиты населения на 01.01.2018) планируют снизить к январю следующего года до 2 млн человек.

Инструментом оптимизации выступит специальная карта мониторинга, которая позволит отслеживать в автоматическом режиме изменение социальных статусов незастрахованных лиц по мере их актуализации или вследствие изменения по ним данных интегрированных информационных систем государственных органов. Дополнительно решается вопрос упрощения регистрации трудовых отношений, а также внедрения единого механизма статистического учета самозанятых. Планируется принять простые налоговые режимы для трудоемких отраслей (для сельского хозяйства и розничной торговли) и снижение налоговой нагрузки на низкооплачиваемых работников. Самозанятых с низким доходом – получателей адресной социальной помощи предлагают включить в льготные категории граждан.

Второе направление подготовительных мер ставит своей целью развитие конкуренции в системе здравоохранения. Основные решения – дерегулирование и снижение барьеров для частных медицинских организаций. А также оптимизация инфраструктуры, развитие государственно-частного партнерства и приватизация объектов здравоохранения.

Согласно статистике Минздрава, в 2017 году в оказании ГОБМП участвовала 1041 медицинская организация (МО), из которых 416 клиник (40%) представляли частный сектор. В 2018 году ожидается рост числа МО до 1385 и доли частных учреждений до 43%.

Третье направление затрагивает информационные технологии в медицинских организациях. Вспомним, что вопрос скорейшего старта ОСМС президент страны увязал с цифровизацией здравоохранения. В презентации Минздрав обещает внедрить информационные системы во всех государственных медорганизациях, интегрировать информационные системы здравоохранения на базе единой платформы и ввести в обращение электронные паспорта здоровья.

Четвертое направление – наиболее подробное из перечисленных разделов – касается новой модели ГОБМП и тарифной политики. Прежде всего, Минздрав намерен привести перечень медицинских услуг в соответствие с выделенным объемом финансирования и установить на услуги адекватные тарифы (в рамках выделенных средств за счет внутренних резервов). А главное, поэтапно ввести сооплату за получение медицинских услуг в системе ОСМС. Последнее – достаточно важный поворот, поскольку пару лет назад Минздрав и слышать не хотел о допуске в систему ОСМС частных страховых компаний. Принцип сооплаты предполагает оказание медицинской помощи в частных клиниках по полисам ДМС, с частичной оплатой этих услуг из системы ОСМС.

Теперь подробнее об оптимизации ГОБМП. Она означает исключение неэффективных, по мнению Минздрава, технологий и передачу высвобожденных средств эффективным технологиям. Так, Минздрав намерен сократить число скринингов с шести до трех при одновременном расширении возрастного диапазона лиц, подлежащих скринингу. Далее планируется сократить 262 хронических заболевания, подлежащих диспансерному наблюдению, и перейти на программы управления 33 заболеваниями. Оптимизация стационарной помощи приведет к исключению из ее перечня 769 диагнозов и 529 операций и манипуляций и переводу их на лечение на амбулаторный уровень или в дневной стационар с оплатой 50% от тарифа.

Если говорить о финансировании, то дополнительная потребность в средствах в рамках действующей модели ГОБМП оценивается в 816 млрд тенге. Из них 246 млрд тенге должны быть потрачены на качественные изменения: на повышение заработной платы медицинским работникам и на увеличение тарифов по обновлению основных средств (для обеспечения равных условий для государственных и частных поставщиков). Еще 570 млрд тенге отнесены на текущие затраты по предоставлению медицинских услуг.

Документ также ставит точки над i в вопросе объема медицинской помощи и круга лиц, допущенных к получению того или иного объема ГОБМП. Так, на полный ГОБМП могут рассчитывать граждане РК, оралманы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК. Сокращенный объем (при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем Минздрава) достанется иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РК.

Еще более сокращенный объем (профилактические, диагностические и лечебные услуги в порядке и объеме, определенном Минздравом) предоставят беженцам и лицам, ищущим убежище в РК.

Презентация дает прогнозы макроэкономических показателей с учетом оптимизации ГОБМП. Если в 2017 году расходы на медицину составляли 1,7% от ВВП, или 881 млрд тенге, то к 2025 году расходы достигнут 2,7% от ВВП, или 2,2 трлн тенге. Существенный объем доплат ляжет на плечи работодателей и работников, взносы которых вырастут со 195 млрд тенге в 2019 году до 542 млрд тенге в 2025 году. Финансирование здравоохранения вырастет за указанный период в 2,5 раза, а экономика лишь в 1,6 раза.

При этом, как видно из презентации, Минздрав намерен существенно сократить объем бесплатной обязательной медицинской помощи, переведя часть услуг в систему ОСМС и на платную основу. Таким образом, накачка здравоохранения деньгами налогоплательщиков будет сопровождаться снижением объемов бесплатной медицинской помощи.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

С финансовой отчетностью фонда ознакомился inbusiness.kz.

12 Февраль 2020 11:08 7687

На что тратит деньги фонд обязательного медстрахования

Начнем с цифр. Фонд обязательного социального медстрахования (ФОМС) за время своего существования получил от казахстанцев в виде отчислений и взносов миллиарды тенге. Если быть более точным, то в 2017 году на свои счета фонд получил 32,2 млрд тенге, а в 2018 году – 100,7 млрд (отчета за 2019 год в открытом доступе пока нет). Большую часть всех собранных денег фонд должен потратить на лечение граждан, а меньшую (не более 5,18%) взять в качестве комиссионного вознаграждения для оплаты своего труда и на административно-хозяйственные расходы.

2017 год: зарплата, имидж, инвестиции

Как следует из отчетности, фонд получил 32,2 млрд и из этих денег взял себе 6,85% в качестве комиссионного вознаграждения. На что были потрачены эти деньги? 697 млн – на зарплаты 250 сотрудникам (при этом 83,6 млн составило вознаграждение восьми членов правления), еще 107,7 млн ушло на аренду имущества, еще 39,5 млн – на рекламу, услуги по информационному и имиджевому сопровождению…

Порядка 2 млн были потрачены на услуги банков, и еще 2,6 млн – на аудиторские. Почти 4 млн в таблице расходов указаны как «Совет директоров» и более 5 млн – как «Сопровождение программного обеспечения» (не исключено, что речь идет о медицинской информационной системе Damumed).

На общие и административные расходы ФОМС потратил 995,5 млн тенге. Кроме этого, на сайте госзакупок размещена информация о 513 контрактах на сумму около 300 млн тенге (в планах у фонда было заключить 712 сделок на 659 млн тенге).

Порядка 30 млрд фонд передал в управление Нацбанку. Согласно договору, заключенному с регулятором, Нацбанк не гарантирует получение дохода и не несет ответственности за какие-либо убытки и неполученные доходы, связанные с неудачным инвестированием. Главный банк страны в качестве управляющего несет ответственность только за оплату услуг кастодианов, депозитариев, организаторов торгов, расходы по проведению платежей, а также другие расходы, которые могут возникнуть при доверительном управлении. Независимо от успеха или провала (как уж получится) Национальный банк берет за свои труды комиссионное вознаграждение. В 2017 году услуги по доверительному управлению обошлись фонду почти в 2,5 млн тенге. Сколько доходов или убытков принесло инвестирование страховых миллиардов Нацбанком, в отчете, к сожалению, не сказано.

С такими финансовыми показателями фонд закончил свои первые полгода работы.

2018 год: изучить общественное мнение

Денег от населения и от работодателей поступило почти в три раза больше, чем в 2017-м. Расходы фонда и штат сотрудников тоже выросли.

В фонде уже работало 416 сотрудников, их годовой фонд оплаты составил 3 млрд тенге (в среднем каждый сотрудник в 2018 году получал 610,5 тыс. тенге в месяц). Общая сумма вознаграждения ключевого управленческого персонала составила 190 млн тенге. Аренда имущества – 447,6 млн тенге, рекламные и имиджевые услуги – 60 млн, сопровождение программного обеспечения – 66 млн.

В пять раз выросли командировочные расходы – в 2017 году на перелеты фонд потратил 8,6 млн, а в 2018-м – 47 млн тенге. Появилась и новая статья расходов – на услуги по изучению общественного мнения у фонда ушло почти 30,5 млн тенге. Еще 24,8 млн фонд потратил на страхование (в 2017-м страхование обошлось всего в 40 тысяч тенге).  8 млн тенге ушли на обучение сотрудников.

За услуги по доверительному управлению фонд заплатил 21,5 млн тенге. Услуги банков стоили около 7,5 млн тенге, а аудиторские – 6,7 млн. Информации об инвестиционной прибыли в отчете нет.

За год, согласно документам, на общие и административные расходы фонд потратил 4,4 млрд тенге. На сайте госзакупок есть информация о 222 заключенных контрактах на сумму 922,1 млн тенге. По плану у фонда было 256 пунктов на 2,3 млрд тенге.

2019 год: три дня в Лондоне

На момент публикации статьи финансового отчета за 2019 год на сайте ФОМС нет. В министерстве здравоохранения на запрос inbusiness.kz касательно финансовых показателей фонда медицинского страхования в течение девяти дней не ответили.

На сайте госзакупок сообщается о 324 заключенных сделках на сумму 1,3 млрд тенге. Фонд активно арендовал офисы, покупал мебель, оргтехнику, заказывал рекламу и полиграфию, проводил семинары и обучал сотрудников… К примеру, трехдневный курс «Управление в здравоохранении» в Лондоне для трех сотрудников обошелся почти в 5 млн тенге.

На 2020 год на сайте госзакупок фондом запланировано 272 пункта на 3,3 млрд тенге…

Катерина Клеменкова

Как борцы с коррупцией на онкологов ходили

В Костанайской области специальная мониторинговая группа при антикоррупционной службе вынесла на обсуждение вопрос взяточничества в онкодиспансере, оперируя непроверенными данными.

10 Февраль 2020 08:00 2493

Как борцы с коррупцией на онкологов ходили

Вопрос законности и эффективности работы костанайской онкологической многопрофильной больницы подняли блоггеры в соцсетях. Они предложили своим подписчикам написать о нарушениях, допускаемых в костанайских онкологических поликлинике и больнице, чем вывали волну жалоб со стороны населения. Часть сообщений пользователей была опубликована в Сети, часть легла в основу претензий, выдвинутых специальной мониторинговой группой Костанайской области, которая призвана отслеживать факты бытовой коррупции.

ФАКТические разборки

Глава антикоррупционной службы Костанайской области Куаныш Бекбасов отметил, что с 2017 по 2020 год ими были зарегистрированы 16 досудебных расследований в сфере здравоохранения. Часть из них – в текущем году. Громким делом 2019-го стал суд над главврачом костанайской онкобольницы Муслимом Наурзовым и его заместителем Даулетом Бупежановым. Их осудили к четырем и трем годам колонии соответственно за получение взятки в размере 4,4 млн тенге от директора ТОО за беспрепятственную приемку реактивов по заключенным договорам госзакупок.

Коррупционную тему предложили обсудить на заседании мониторинговой группы, в которой приняли участие сами общественники, руководство департамента по борьбе с коррупцией, управления здравоохранения, а также главврачи больниц региона и онкодиспансера. Среди участников оказалось немало и пациентов онкологической больницы. Главными претензиями, озвученными общественниками, стали очереди в онкополикинике, а также взятки за запись к врачу и проведение операций. Свою позицию члены мониторинговой группы подкрепили анонимными сообщениями в соцсетях, а также видео, на котором люди говорят о том, что вынуждены приходить в поликлинику к 07:30, чтобы взять талоны на прием к нужному специалисту.

Часть сообщений член республиканской мониторинговой группы Алдан Менкеев, как человек, который собирал жалобы в Сети, зачитал. Прозвучала информация о том, что врач-онколог взял у пациента 80 тысяч тенге за проведение операции, кто-то заплатил 3000 тенге за запись к врачу, среди прочего была и жалоба на длительное ожидание госпитализации для прохождения химиотерапии. К ответу призвали заместителя главврача онкологической многопрофильной больницы Максима Бобожко.

– По данному факту вы разбирались, по поводу обращений, попыток вымогательства, взятки? – задал вопрос врачу замруководителя специальной мониторинговой группы по Костанайской области Дастан Жумабаев.

– За период моей работы официальных заявлений не поступало, – ответил Максим Бобожко.

– По данному факту вы разбирались?

– Этот факт анонимный, и разбираться по нему достаточно сложно, потому что знать изнутри эту ситуацию не представляется возможным.

– Человек, который простаивает в очередях часами и даст две-три тысячи тенге, поверьте, никогда не скажет. Это единицы, которые будут жаловаться. Поэтому, если мы решим проблему с очередями, они не будут давать, – высказал свое мнение член республиканской специальной мониторинговой группы Алдан Менкеев.

– Максим Юрьевич, дабы не наступить на грабли, как Ваш предшественник, я сегодня приводил пример в части получения взятки. Какие конкретно будете принимать меры, потому что сигналы поступают 80 и три тысячи тенге (взятки за проведение операций на запись к врачу, о которых писали пользователи в Сети – Прим. авт.)? Одними посадками мы сегодня выход из положения не найдем. Посадим одного, значит, на его место придут три-четыре, но проблема-то останется. Сегодня мы избирательно к этому вопросу подходим. Мы сегодня собрались, у Вас должен быть конкретный ответ. Мы привели конкретные примеры, – вмешался в диалог руководитель антикоррупционной службы по Костанайской области Куаныш Бекбасов.

– Если поступит такое заявление, которое афишируется в данный момент, – ответил Бобожко, – у нас есть служба внутреннего контроля, внутренний отдел по противодействию коррупции…

– Не каждый человек придет к вам с жалобой, потому что они зависимы от вас. Как улучшить ситуацию? У вас есть какой-то действенный план? Мы уже привели пример, что в предыдущем году Ваш коллега был задержан за получение взятки. Не было бы этого примера, другой бы был. Кроме того, поступают устные сообщения. Вы на эти сигналы должны реагировать, делать мониторинг. Люди, жалуются, – прервал врача глава антикоррупционной службы региона.

ДостоВЕРНОе информирование

На вопрос журналистов о том, были ли проверены озвученные в соцсетях факты, члены мониторинговой группы признали, что этого сделано не было. Со стороны антикоррупционной службы подтверждения достоверности озвученной информации также не прозвучало. Важно, что часть описываемых пользователями событий произошла год и более назад. Заплативший за операцию в переписке с членом мониторинговой группы признал, что человек, получивший деньги, в больнице больше не работает.

«Критика – вещь хорошая, но она должна быть конкретная. Нужен фактологический анализ, прежде чем делать какие-то заключения. Факты, какие они есть, самые плохие, должны быть обоснованы цифрами, фамилиями. Никакой анонимности. Не надо делать медиков козлами отпущения», – высказал свое мнение журналист с многолетним стажем, почетный гражданин Костанайской области Сергей Харченко.

Поддержали работников онкологической больницы профсоюзные лидеры и пациенты. Часть из них живет с онкологией не первый год, прошли больше 10 курсов химиотерапии, пережили несколько операций. «Благодаря врачам я получила возможность поднять детей и увидеть внуков», – звучало в зале. В итоге встреча, инициированная специальной мониторинговой группой и антикоррупционной службой Костанайской области, продлилась больше двух часов и оказалась малоконструктивной. Борцы с коррупцией признали, что изначально «что-то пошло не так».

Корреспондент inbusiness.kz в рамках подготовки материала побывал в онкологической многопрофильной больнице, побеседовал с пациентами, врачами, понаблюдал за работой регистратуры. Выяснилось, что претензии к работе онкослужбы есть. И если это взяточничество, то инициированное самими пациентами и их близкими, пытающимися быстрее пройти диагностику и лечение.

ОЧЕРЕДные всплески

Проблемы с очередями в онкополиклинике видны невооруженным взглядом. Есть те, кто приходит в 5-6 утра, чтобы занять очередь за талонами. Пациенты отмечают, что ежедневная запись – около 20-25 человек. К некоторым врачам запись проводят раз в две недели. Самыми дефицитными называют специалистов «голова-шея», маммологов, радиологов. Люди утверждают, что если не успел к восьми утра, то, скорее всего, талонов не хватит. Общественные активисты в качестве одного из вариантов решения проблемы предлагают разграничить очередь на две: тех, кто приходит на консультацию и тех, кому положено лечение.

Отвечая на вопросы корреспондента inbusiness.kz, руководители онкобольницы признали, что проблема с очередностью это следствие нехватки специалистов. На приеме сидят те же врачи, что оперируют пациентов в больнице. Сегодня в больнице всего четыре радиолога из необходимых семи. Не хватает химиотерапевтов, маммологов. По словам руководителей больницы, ежедневно только к маммологу не получают талоны 3-5 человек. Именно дефицит врачей вынуждает руководство медзаведения отправлять на прием дополнительные «руки». Так в ближайшей перспективе могут удлиниться очереди на прием к специалистам по желудочно-кишечному тракту, так как обращений к врачам этого профиля все больше.

При этом объявления возле регистратуры онкополиклиники сообщают о возможности записи по телефону или через специалиста поликлиники по месту жительства. «Талоны, выдающиеся с утра, будут сокращены. Предварительная запись открывается за две недели», – гласит объявление в холле поликлиники. Тут же по телефону сотрудница регистратуры записала пациента по ИИН, вторая – выдала талон на прием женщине к одному специалисту и предупредила, чтобы она в восемь утра не приходила, потому что очередь 26-я, а значит, в кабинет она зайдет лишь к обеду. Еще одного человека вовсе не записали. Это оказался как раз случай с дефицитным специалистом.

Статистика по работе поликлиники за 2019 год, предоставленная руководством онкобольницы, показала, что на прием пришли более 54 тысяч человек, не считая тех, кто проходил диагностику. Это в среднем около 200 человек в день. Годом ранее число посетителей было на тысячу меньше. Поликлиника рассчитана на 300 посещений в день. Еще около 200-300 человек в среднем ежедневно проходит диагностические процедуры: компьютерную томографию, рентген, обследования желудочно-кишечного тракта и т. д.. Максимальное количество посетителей за день, зафиксированное официально, 900 человек, включая прием и диагностику. Наибольший наплыв, как правило, наблюдается в периоды выдачи препаратов, а также перед праздниками. Все визиты пациентов зафиксированы в системе КМИС – комплексной медицинской информационной системе.

Набросить сеть

«По годовой статистике 40% обращений – первичные. Часть из них переходит в категорию постоянных. В 2019 году было выявлено 2500 новых случаев рака. Около 70% людей, обратившихся к нам впервые, уходят со снятым диагнозом. Есть те, у кого найдено доброкачественное образование. Они могут пройти лечение у нас», – рассказала заведующая онкологической поликлиникой Ксения Дисаенко.

На уровне управления здравоохранения признают, что часть направлений на обследование в онкологию не оправданы. Это подтверждают и результаты дальнейших обследований. И. о. главврача онкологической многопрофильной больницы Игорь Дженджара в свою очередь отметил, что сегодня идет работа по выстраиванию цепочки от районных больниц к онкобольнице.

«В районах нужны онкологи при ПМСП (первичная медико-санитарная помощь – прим. авт.), а не совместители. Мы хотим службу оптимизировать. Некоторые пациенты приезжают к нам в больницу, чтобы получить гормонотерапию или другие лекарства. Мы хотим организовать все так, чтобы они получали препараты на местах. Но мы над этим только начали работать. Хотим также взять поликлиники Костаная и врачей-онкологов принять в наш штат и вести прием на местах. Хотели задействовать Аркалык, Лисаковск, Житикару, Рудный. Сейчас открывается ситуационный центр, где мы будем мониторить пациентов, которым уже на уровне ПМСП ставят подозрение на онкологию. Будем его видеть и отслеживать в динамике. Этот год будет довольно плодотворным», – сказал Игорь Дженджара.

Свою эффективность в раннем выявлении онкозаболеваний показывают скрининговые программы. Врачи констатируют факт: случаев рака, выявленных на начальных стадиях все больше. А это значит, что и смертей от этой болезни становится меньше. Пятилетняя выживаемость, по данным управления здравоохранения, по Костанайской области составляет 52%. Всего на учете в местной онкобольнице состоит 13162 человека, из которых половина – оздоровленные. Еще около 4000 – периодически приезжают в диспансер на лечение, около 500 – люди, которым онкологи уже не в силах помочь. По уровню заболеваемости Костанайская область находится на третьем месте в республике.

Пациенты же отмечают, что в ряде случаев врачи в городких и районных больницах не могут выявить онкологическое заболевание и, как следствие, ставят человеку неверный диагноз. Каждое такое заявление требует отдельного изучения, но люди просят повысить онконастороженность врачей в поликлиниках и местных больницах, а также скорректировать содержание некоторых диагностических процедур. К примеру, при проведении бронхоскопии брать анализы на атипичные клетки.

В рамках встречи мониторинговой группы с антимонопольной службой и врачами со стороны одного из костанайцев прозвучало предложение искать деньги на расширение поликлиники. В реальности вопрос практически риторический. Новый шестиэтажный корпус диагностического и поликлинического отделений был введен в эксплуатацию в 2016 году. Тогда на учете в онкологии состояло 11 тысяч человек. Выделит ли государство еще несколько миллиардов на строительство дополнительных кабинетов, несмотря на растущий уровень заболеваемости?

Сами пациенты предлагают создать платное отделение, где можно будет пройти анализы в срочном порядке за деньги, минуя длинные очереди. Это особо важно, если человек готовится к какой-либо срочной операции. Пациенты говорят, что в любом случае это делают, только за пределами страны, либо в частных клиниках за большие деньги.

Стационарные койки

Два года назад в онкобольнице было упразднено гинекологическое отделение, которое объединили с общей хирургией. Тогда причиной стала нехватка врачей: в больнице работал лишь один гинеколог. Сегодня гинекология вновь самостоятельна: в больнице работает сразу три гинеколога и сегодня идут переговоры с еще одним специалистом, которого хотят привлечь для ведения приемов в поликлинике.

«За этот год пришло семь человек, но мы должны отдавать себе отчет в том, что прием на работу молодых специалистов – это не решение сиюминутной задачи. Это больше перспективное решение проблемы, потому что становление молодого врача подразумевает прохождение определенного периода, за который врач становится врачом. Он получает возможность мыслить, проводить диагностику, разговаривать и понимать разговоры других специалистов», – отметил заместитель главврача многопрофильной онкологической больницы Максим Бобожко.

Имеющиеся в больнице 220 коек поделены между шестью отделениями, включая паллиативное – хоспис. Очереди на госпитализацию есть по ряду отделений, включая радиологическое и сам хоспис, где всего 20 коек. Вопрос его расширения поднимают не первый год, однако в больнице говорят, что ажиотаж, как правило, возникает накануне праздников, сезона отпусков. Есть в данном случае вопрос и по финансированию содержания.

«Мы не можем увеличить оборот койки в радиологическом отделении, потому что курс лечения этих больных подразумевает достаточно длительный период нахождения в стационаре. Начинаем класть этих больных в другие отделения, но это тоже отягощает работу стационара. Завтра встанет потребность в химиотерапевтической койке, которая работает более активно. И у человека возникнут такие же проблемы и вопросы», – объяснил Максим Бобожко.

В среднем курс в радиологии длится 30-40 дней. В больнице также отметили, что оборот коек за сутки нередко превышает их количество. Домой отпускают пациентов отделения химиотерапии, если позволяет их состояние. В нынешней ситуации сегодня стоит вопрос об открытии еще одной операционной.

По данным управления здравоохранения, в 2019 году в стационаре побывало около 8500 человек. Из них были прооперированы 1600, химиотерапию прошли 6000, еще 800 пациентов – лучевую терапию.

Лекарства где?

Мониторинг обеспечения больницы медикаментами показал, что в январе в онкобольницу поступил практически весь объем лекарств. Исключение составили таргетные препараты, которые призваны работать точечно. Причем даже сами пациенты, не получившие нужный объем медикаментов, признают, что вины больниц в этом нет. Врачи показывают людям заявки и дают возможность увидеть, указали их фамилии в списках или нет.

Сложнее тем, кого онкологи уже не курируют – людям с четвертой стадией. Их отправляют, согласно правилам, к терапевту по месту жительства. Страдают и те, кто находится в активной фазе лечения по имиотерапии. Часто от сильной боли.

«После получения одного из видов лечения онкобольной и его родные остаются один на один со своей проблемой. Скорая помощь просто не приезжает, либо когда приезжает, то они просто разводят руками и ставят «Кеторол» на обезболивание. Что делать в этом случае? Всегда приходится приходить только в онкодиспансер. Но люди с терминальной стадией (пограничное состояние между жизнью и смертью – Прим. авт.) не в состоянии встать с кровати! Почему обезболивание вообще отдали поликлиникам по месту жительства? На выходных, когда очень плохо больному, приходит дежурный врач, который не может выписать красный рецепт. Порой до будних дней онкобольной не может дожить!», – озвучила проблемный вопрос родственница одного из бывших пациентов онкологической больницы и общественная активистка Зарина Кокжанова.

Девушка собрала вопросы, которые назрели у пациентов онкобольницы. На встрече, инициированной специальной мониторинговой группой она озвучила более 20 проблем, с которыми сталкиваются онкобольные и их близкие. В их числе расшифровка и выдача людям на руки анализов, сроков определении точного диагноза и многое другое. Отдельным блоком стоят вопросы информирования населения об онкологических заболеваниях и пациентов онкобольницы об их правах. Часть вопросов системного характера и требует вдумчивого обсуждения. Руководство управления здравоохранения предложило девушке встретиться и подробно изучить каждый пункт в отдельности.

Обсуждение онкологической темы в кулуарах после завершения встречи дало понять, что последующие встречи, по всей видимости, пройдут за закрытыми дверями. Одна из причин – пациенты в большинстве своем не хотят огласки своих личностей и персональных историй.

С другой стороны, антикоррупционная служба рекомендовала всем, кто может сообщить о фактах коррупции, могут звонить на номер 1424.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: