Страховые компании прогнозируют снижение цен по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспорта при покупке ими страхового полиса через Интернет. Речь может идти о 10-20% скидке к первоначальной цене. "Конечное и оптимальное решение о размере скидки будет принято рынком по мере окончания консультаций между компаниями. Планируется, что страховые компании консолидировано снизят цены, и будут находиться в одной конкурентной нише", - заявил на пресс-конференции в Алматы председатель правления страховой компании "Коммеск-Омiр" Олег Ханин.
"Страховщики не любят термина "скидка", поскольку таковой отсутствует в законодательном поле. Речь, скорее всего, будет идти о неких поправочных коэффициентах, которые будут работать, кода потребитель будет обращаться в страховую компанию для заключения договора через Интернет", - пояснил г-н Ханин.
В последнее время страховой рынок активно готовится перейти в онлайн и планирует запустить пилотный проект по онлайн-страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев транспортных средств. И после законодательных изменений (законопроект планируется принять в 2017 году, а поправки в Гражданский кодекс ожидаются уже к концу этого года), потребитель сможет приобрести полис страхования, не посещая офис страховой компании.
Страховые компании заинтересованы в увеличении пенетрации проникновения онлайн- страхования, ведь это позволит снизить стоимость страхования для тех клиентов, которые воспользуются покупкой через Интернет: в этом случае страховая компания сократит административные расходы по продаже полиса страхования. Дополнительно страховые компании рассчитывают на улучшения сервиса, поскольку намерены совместить продажу полиса с интеграционными сервисами, например, уведомления клиента о том, что срок его полиса истекает.
Тем не менее, страховой рынок не ожидает значительного роста по объему привлеченных клиентов и охвату рынка по страхованию обязательной ответственности владельцев транспортных средств в связи с внедрением онлайн-страхования в виду того, что рынок и так уже близок к насыщению. "Сейчас проникновением в это сегменте составляет 97%, есть 3% людей, не имеющих страховки, либо страховка у них отсутствует в силу сезонной эксплуатации автотранспорта. Наша задача – реализовать пилотный проект и получить опыт, мы ожидаем, что это будет хороший шаг к добровольному онлайн страхованию, например по автоКАСКО и страхованию недвижимости. Клиенты смогут финансово "оправдать" полис на лимитированные программы, которые страховщики будут предоставлять по добровольным видам страхования. Но это хорошее будущее, которое мы ожидаем через два-три года при условии, что онлайн-страхование обязательного страхования автовладельцев себя покажет", - отметил Олег Ханин.
Важный нерешенный вопрос касается оплаты онлайн-полиса. В стране не так много сервисов, которые позволяют оплачивать покупки через Интернет. Кроме того, стоит задача минимизировать риски кибермошеничества. Эксперты не исключают опасность того, что возникнут проблемы с достоверностью источника – поставщика страхового полиса. Иными словами, покупая полис в Сети, клиент должен быть уверен, что покупка совершается на сайте лицензированного страховщика, а не компании-мошенника.
Купить полис на сайте страховой компании можно уже сейчас. Тем не менее, полным онлайн-страхованием эту услугу назвать нельзя, так как полис в бумажном варианте должен быть обязательно доставлен клиенту, чтобы на руках у него была бумажная копия. С введением он-лайн страхования потребность в бумажном полисе отпадает. Клиент может получить полис на электронную почту или же подтверждение о покупке полиса через СМС сообщение.
По мере развития онлайн-страхования будет осуществляться интеграция с базами данных других государственных органов, в первую очередь с органами дорожной полиции, чтобы в случае проверки наличия полиса у водителя органы дорожной полиции могли провести идентификацию он-лайн полиса, тем самым не применяя штрафных санкций за отсутствие страховки.
Важные изменения коснутся работы страховых агентов. Прежде всего, с уходом клиентом в Сеть, многие из них останутся без работы, поскольку привыкли продавать полисы обязательного страхования автовладельцев. В этом случае страховые компании будут мотивировать агентов продавать полиса добровольного страхования, того же АвтоКАСКО, страхования от несчастных случаев, имущества или на случай болезни.
Дополнительно готовятся законодательные изменения, по которым агентов-физиков обяжут работать лишь с одной страховой компанией. Запрет не коснется деятельности агентов- юридических лиц, которые смогут оставаться страховым бутиком и предлагать полисы разных страховых компаний. Реестр страховых агентов будет вестись в Единой страховой базе данных (ЕСБД). На сегодняшний день агенты-физики имеют право продавать полисы сразу нескольких компаний, и тем самым диктовать условия страховщикам. Работая на одну страховую компанию, агенты будут вынуждены повышать лояльность к компании-нанимателю.
В целом оценивая итоги 8 месяцев 2016 года, "Коммеск-Омiр" отмечает 25% рост страховых премий, до 250,5 млрд тенге. Положительный тренд прироста премий сохранился по таким видам страхования, как обязательное страхование ответственности автовладельца – прирост 25,5% до 33 млрд тенге, медицинскому страхованию – прирост 5%, до 19 млрд тенге, страхованию имущества –прирост 35,3% до 64 млрд тенге, добровольному страхованию гражданско -правовой ответственности – прирост 75% до 29 млрд тенге. Объем страховых выплат за 8 месяцев 2016 года составил 63,6 млд тенге, увеличившись на 22,6%.
По мнению Олега Ханина, по итогам 2016 года страховой рынок сохранит набранный темп роста в 25%. Главными флагманами останутся обязательные виды страхования. Стимул для развития рынка страхования поддаст также имущественное страхование. "Становится нормой страхование ответственности арендодателя перед арендаторами или третьими лицами в торговых центрах. Появляется страховая ответственность товаропроизводителей: прежде всего различных фаст-фудов, многие из которых работают по франшизе и где страхование профессиональной деятельности – обязательное условие.
В минусах, скорей всего, окажется личное страхование. Снижение объемов премий по страхованию от несчастного случая происходит по причине того, что банки перестали страховать этот риск своих заемщиков – в целях снижения их финансовой нагрузки.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) переживает не лучшие времена, что связано с введением обязательного медицинского страховании (ОМС), когда основной потребитель ДМС – корпоративный сектор – внимательно следит за развязкой ситуации – будет ли официально разрешена сооплата ДМС и ОМС, т.е. когда часть обязательных взносов по ОМС могло бы перейти в систему ДМС. "В зависимости от расставленных точек в законодательстве стоит ожидать активности работодателей. Но мы уже видим изменение в политике и поведении работодателей: ведением ОМС внесет дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда и будет влиять на ДМС", - отметил Олег Ханин.
Татьяна Батищева, Алматы