"Друзья, всех приветствую и поздравляю с прошедшими праздниками!
Возвращаясь к теме моего последнего поста, содержание которого многих из Вас не оставило равнодушными, в первую очередь хочу выразить благодарность Серику Жумангарину за открытость и готовность к диалогу с бизнес-сообществом. Отрадно, что эти качества он привнес и в деятельность антимонопольного органа.
Нельзя не отметить, что мой пост был написан не с целью подвергнуть критике деятельность антимонопольного органа, а скорее с мыслью о необходимости пересмотра формата деятельности госорганов в целом. Это – намного более глубокая проблема.
2020 год перевернул мир с ног на голову, обнулил многие достижения. Поэтому все мы должны кардинально пересмотреть подходы к своей работе.
Ну а теперь, как выразился один из комментаторов, давайте "разберем матчасть". Какие вызовы стоят перед нашей экономикой?
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, мировые цены на продовольствие растут десятый месяц подряд и достигли почти 7-летнего максимума. В марте 2021 года цены на продовольствие достигли самого высокого уровня с июня 2014 года.
Тенденции роста отличаются по видам товаров. За последний год мировые цены на подсолнечное масло выросли в 2 раза, на пшеницу и сахар – на 40%.
По прогнозам Deutsche Bank, рост цен на продовольствие может спровоцировать массовые беспорядки (за 2020 год цены на сельскохозяйственную продукцию, представленные индексом Bloomberg Agriculture Spot Index, выросли на 76%). При этом уязвимыми будут развивающиеся страны, население которых тратит большую часть своих доходов на продовольствие.
Цены на социально значимые продукты растут быстрее инфляции.
В 2020 году инфляция составила 7,5%. Но инфляция – это "средняя температура по больнице". Она рассчитывается по 510 товарам и услугам. За 2020 год цены на продовольственные товары выросли на 11,3%. Крупы подорожали на 29%, масло растительное и сахар – на 33%, огурцы – на 32%, чай – на 11%, колбасы – на 8,9%, молочные продукты – на 8,7% и т.д.
Ключевые факторы инфляции – импорт и курс тенге.
В последние годы наблюдается рост импорта продовольствия в Казахстан. В 2020 году в Казахстан было импортировано продовольственных товаров на 4,1 млрд долларов США. Доля России в импорте продовольственных товаров уже превышает 50%.
Основные импортируемые позиции:
- молоко и молочные продукты – 314 млн долл. США;
- алкогольные и безалкогольные напитки – 287 млн долл.;
- мучные изделия, макароны – 285 млн долл.;
- сахар и кондитерские изделия – 259 млн долл.;
- шоколад, какао – 203 млн долл.;
- мясо птицы – 165 млн долл.;
- чай – 101 млн долл.
Говоря о мировых котировках на фьючерсы сельскохозяйственной продукции, там также отмечается рост цен на продовольствие.
К примеру, в декабре 2020 года фьючерсы на яйца на Даляньской товарной бирже торговались по цене 4191,8 юаней, к апрелю 2021 года цены выросли до 4944,2 юаней. Рост составил – 17,9%.
Если в ноябре 2020 года фьючерсы на пшеницу на Франкфуртской бирже торговались по цене 613 евро, то в апреле 2021 года фьючерсы начали расти вплоть до 740 евро. Рост составил – 20,7%.
Наряду с ростом импорта слабеет курс тенге. С начала 2020 года курс тенге ослаб на 12%. Это также приводит к удорожанию импорта.
Инфляционные ожидания остаются высокими.
По опросам Национального банка, почти половина опрошенных считает, что в ближайшие 12 месяцев цены вырастут на 11% и более. Поэтому ожидается очередная волна повышения цен, в том числе и на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) уже этой осенью.
Методы воздействия государства на цены могут быть разными.
Когда мы говорим о провалах свободного рынка, подразумеваем, что государство может регулировать его разными методами. Ими могут быть прямое административное вмешательство и регулирование цен со всеми вытекающими последствиями.
И здесь, полагаю, стоит более подробно остановиться на существующем механизме регулирования цен на СЗПТ.
Как отмечает в своем посте глава антимонопольной службы, правом регулирования и установления предельных цен на СЗПТ обладают местные исполнительные органы.
Действительно, существующий механизм закреплен правилами установления пороговых значений розничных цен на СЗПТ и размера предельно допустимых розничных цен на них (утверждены приказом и.о. министра национальной экономики от 30 марта 2015 года № 282). Это документ, описывающий механизм расчета и утверждения предельно допустимой розничной реализации СЗПТ.
Механизм расчета предельной цены разработан и утвержден центральным исполнительным органом. Сам расчет представляет собой фактически школьную формулу, где высчитывается средняя цена (розничная цена на СЗПТ на неделю ранее + текущая розничная цена на СЗПТ, и получившуюся сумму мы делим на два). При этом предельная цена может устанавливаться сроком до 90 календарных дней.
В понимании наших чиновников формула должна решить проблемы социального значения, соблюсти баланс интересов бизнеса и населения, ответить на глобальные экономические вызовы. Думаю, действующий механизм на это не способен, и в ближайшие месяцы мы поймем почему.
Использование архаичного ручного регулирования рынка, как показывает история, приводит только к негативным последствиям, таким как дефицит товаров, появление серого рынка, спекуляции.
В начале поста я уже говорил, что пандемия привела к росту цен на продукты питания во всем мире и, являясь его частью, мы в полной мере ощутим на себе все последствия ценового регулирования. Поэтому жизненно важно уже сейчас искать другие методы решения проблемы, найти альтернативу ценовому регулированию.
В то же время нельзя не отметить очевидный провал в борьбе с ростом цен на СЗПТ такими механизмами, как сдерживание цен посредством стабилизационных фондов акиматов и инструментов субсидирования.
Совокупная емкость продовольственных товаров стабфонда в среднем по годам составляет 16 млрд тенге, удельный вес которых в общем объеме продовольственного рынка страны не превышает 1%. Располагая указанными запасами, существенно влиять на рынок продовольствия страны невозможно.
Усугубляет положение стабфондов ситуация по проблемным затратам операторов при формировании запасов продукции и их использовании. Только за период 2011-2016 годов убытки от порчи продукции составили 0,7 млрд тенге, убытки от продажи ниже себестоимости – 1 млрд тенге, накладные расходы – 4,6 млрд тенге, прочие расходы – 0,5 млрд тенге. Общие "безвозвратные" расходы составили 6,9 млрд тенге. Более того, дебиторская задолженность составляет 5,4 млрд тенге (очень низкая вероятность возврата). Общие убытки Стабфондов за анализируемый период оцениваются в 12,3 млрд тенге.
Очевидно, этот механизм помимо отсутствия какой-либо практической пользы от своей деятельности приносит на постоянной основе многомиллиардный убыток бюджету.
Государству пора переходить на новый формат работы: не бороться с последствиями в виде роста цен, а работать с причинами и факторами их роста.
Необходимо принимать общие меры по снижению налоговых, таможенных нагрузок, поддерживать направления по сокращению издержек предпринимателей. Именно таким путем мы сможем добиться действительного импортозамещения как основного источника роста цен.
Отвечая на вопрос Серика Жумангарина об акценте "почему-то именно на торговые сети", опять же приведу цифры.
По данным Ассоциации минимаркетов Казахстана, в стране разнотипные "магазины у дома" в настоящее время работают в свободном и неоднородном режиме, и около 90% этой категории не работает официально. Только в столице их количество порядка 2,5 тыс., средний оборот 1 субъекта в день составляет 200 тыс. тенге.
Именно торговые сети являются бенчмаркингом для всего рынка розничной реализации продуктов питания. Розничные сети, зачастую, сами проводят последовательную работу по недопущению роста цен на СЗПТ.
Почему мы акцентировали свое внимание на практике именно антимонопольного органа? Логика очень проста: при очередном, "непредвиденном" повышении цен на продовольственные товары министерства торговли, национальной экономики, финансов, скорее всего, останутся в стороне и будут искренне сопереживать нелегкой судьбе АЗРК и акиматов в борьбе с "ненасытными торгашами". Я более того уверен, что и в этот раз все суды встанут на сторону госоргана. Но, что в итоге мы получим: бизнес в очередной раз зафиксирует убытки, оптимизируется, сожмется и, в конечном итоге, перестанет конкурировать за рынки сбыта.
Поэтому попытки сильного ценового регулирования – это борьба с "ветряными мельницами". Последствия чрезмерного ценового вмешательства со стороны государства могут привести к потере рынков отечественными предпринимателями.
Уже сегодня наблюдается интервенция крупных российских сетей в Казахстан. И вряд ли иностранные сети будут отличаться повышенной социальной ответственностью по отношению к простым казахстанцам.
В рамках Национальной товаропроводящей системы в Казахстане создается единая сеть из 24 оптово-распределительных центров (ОРЦ) трех типов:
1) хранение (в районах производства будут оказывать услуги по приемке, хранению и первичной доработке);
2) торговля (в пригородах областных центров и крупных городов обеспечат дистрибьюторам, магазинам и общепиту доступ к инфраструктуре хранения на период сбыта, доработки и др.);
3) распределение (в черте городов или пригородах будут оказывать логистические услуги по временному хранению и перевалке оптовых партий продукции для нужд торговых объектов).
На создание товаропроводящей системы в рамках нового национального проекта по развитию торговли на 2021-2025 годы Министерство торговли и интеграции планирует направить 237,5 млрд тенге. На первом этапе предлагается строительство 7 объектов (4 ОРЦ – хранение и 3 ОРЦ – распределение).
Указанных мер государства недостаточно, поскольку они в первую очередь направлены на обеспечение продовольственной безопасности страны, а сдерживание цен и пресечение антиконкурентных действий субъектов уходит на второй план.
Для решения проблем роста цен на СЗПТ и для объективного анализа ситуации, как я уже отмечал в своем предыдущем посте, необходимо тесное сотрудничество антимонопольного органа с крупными сетевыми организациями (сети супермаркетов).
Сетевые организации заинтересованы в низких ценах на СЗПТ и самостоятельно проводят работу с контрагентами по недопущению необоснованного роста цен данной категории товаров.
Именно поэтому в целях систематизации работы с сетевыми организациями по недопущению необоснованного роста цен на СЗПТ мной предложено выработать подход по внедрению ими инструментов антимонопольного комплаенса с использованием доработанного механизма экономического анализа рынков.
Бизнес должен понимать, что, составляя и согласовывая внешний акт антимонопольного комплаенса, он как бы заключает соглашение с антимонопольным органом – принимает "правила игры на товарном рынке". Их соблюдение гарантирует "зеленую" зону для бизнеса.
Представители отраслей смогут закрепить в своих сбытовых политиках ценообразования Cost Plus Pricing, Return on Investment Pricing, т.е. какие затраты будут приняты обоснованными, какой уровень прибыли является допустимым и т.д.
Соблюдение согласованных обеими сторонами ценовых условий должно полностью исключить какие-либо риски преследования со стороны антимонопольного органа.
Контроль над принятыми обязательствами самими субъектами рынка представляется осуществлять на постоянной основе посредством законодательно введенного в 2020 году механизма мониторинга цен, предусмотренного подпунктом 4) статьи 195 Предпринимательского кодекса (предупреждение нарушений законодательства в области защиты конкуренции).
Суть механизма заключается в предоставлении антимонопольному ведомству доступа к информации по ценам как реализации, так и закупа СЗПТ в реальном времени, с приложением подтверждающих материалов (счета-фактуры, накладные и т.д.).
Повторю, инструмент обмена данными и документами заимствован из положений Налогового кодекса. Он предусматривает освобождение от каких-либо мер реагирования в отношении налогоплательщиков, заключивших соглашение о горизонтальном мониторинге (ст. 131 – горизонтальный мониторинг).
Принципами горизонтального мониторинга являются: сотрудничество, обоснованное доверие, законность, прозрачность, расширенное информационное взаимодействие.
Теперь к вопросу о проведении ценового анализа на товарных позициях и установлении причин возникновений негативных проявлений на рынке.
Предложенная мной идея о создании ситуационного центра заключается в отслеживании ценовой ситуации на товарных рынках и проведении именно экономического анализа. Функции этого центра без лишнего формализма могут быть закреплены за группой специалистов антимонопольного органа.
Антимонопольное ведомство проводит анализ оценки конкуренции на товарных рынках, что и указанно в положении об антимонопольном органе и предписано Предпринимательским кодексом.
Статьей 196 кодекса предусмотрены цели проведения данного анализа: определение уровня конкуренции, выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработки комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Ну а что такое экономический анализ? Его природа заключается не в том, чтобы потушить очередной пожар на товарном рынке реализации СЗПТ путем принятия непопулярных мер, а прогнозируя возможность возникновения пожара, принять меры по его недопущению либо снижению негативных экономических последствий.
Мы готовы перейти на новый уровень взаимоотношений с Агентством по защите и развитию конкуренции, включиться в процесс внедрения по предложенному мной механизму пилота совместно с одной из крупных сетей, приложить усилия по его расширению и оценить его эффективность.
Повторюсь, ведь именно: открытый диалог, конструктивное сотрудничество, обоснованное доверие, прозрачность и расширенное информационное взаимодействие являются основой так называемого "умного регулирования" предпринимательской деятельности, о котором неоднократно говорил Глава государства", - написал Рустам Журсунов на своей странице в сети фейсбук.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора