Качество медуслуг и "золотые парашюты"

Одним из ярких заявлений со стороны нового градоначальника г. Алматы Б. Сагинтаева стали планы о закупках медоборудования на 86 млрд тенге в течение трех лет для государственных медорганизаций.

Качество медуслуг и "золотые парашюты"

На первый взгляд, это весьма благое и правильное начинание несет в себе большие риски того, что эти затраты не только серьезно не улучшат ситуацию в здравоохранении города, но и станут серьезной проблемой для повышения его эффективности и повышения качества медуслуг.

Стоит отметить, что 86 млрд тенге на закупку медоборудования – это очень большая сумма. Если исходить, что она планируется на три года, т. е. в среднем по 28,7 млрд тенге, то это примерно в шесть раз больше, чем в предыдущие годы по г. Алматы. Стоит отметить, что это примерно в 1,7 раза больше, чем до этого закупали медоборудование для госмедучреждений по всей стране.

На первый взгляд, это достаточно разумные вложения, ведь здравоохранение – это качество человеческого капитала. Однако тут можно отметить два принципиальных противоречия в развитии эффективной и высококачественной системы здравоохранения.

Прежде всего, на фоне заработных плат в отрасли у нас усиливается ситуация, когда на очень дорогом медоборудовании работают сотрудники с очень низкими заработными платами. Например, средняя заработная плата в здравоохранении по итогам II квартала 2019 г., по данным Комитета по статистике МНЭ РК, т. е. с учетом повышений в начале года, составила 134 тыс. тенге в месяц. С одной стороны, это ниже средней по г. Алматы на 41%, притом что в ОЭСР зарплаты медработников в 1,74 раза выше средней зарплаты по стране[1], т.е. заработная плата должна быть примерно в три раза выше текущих уровней. С другой стороны, составляет на руки, т. е. за минусом налогов и других обязательных платежей, менее $260 в месяц. Поэтому очевидно, что медработники нередко ориентированы не на качественное оказание услуг в госмедучреждениях, а на поиск дополнительных источников заработков в виде работы в частных медучреждениях, ведения неформальной частной практики и т. д.

На этом фоне логичнее направить дополнительные средства прежде всего на повышение заработной платы в госмедучреждениях, к примеру 80%, и лишь 20% направить на закупку медтехники. Например, 86 млрд тенге позволят повысить заработную плату в г. Алматы на ¼ на три года.

Другим спорным вопросом выступает то, что власти не задействуют резервы повышения эффективности системы здравоохранения за счет привлечения частного сектора. Например, частный сектор готов не только снять вопрос с закупкой лабораторного оборудования, но и, по сути, вдвое снизить стоимость лабораторных услуг по госзаказу. Речь идет о том, что лабораторные анализы, выполняемые вручную, с их гораздо более высокими рисками ошибок и искажений, связанными с человеческим фактором, стоят порядка двух раз дороже, чем выполняемые на автоматических анализаторах с несколько раз большим количеством параметров, современными системами контроля качества и т. д.

Также наблюдается огромный резерв за счет более рационального использования прочих ресурсов частным сектором. Например, частные игроки оказывают услуги на площади, в несколько раз меньшей, чем государственные поликлиники. В целом же, согласно исследованию компании "Улагат Консалтинг Групп", избыток площадей в медучреждениях страны по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), оценивается в 64%, или в 2,6 млн кв. м. С учетом общемирового тренда на развитие телемедицины потребность в площадях для медучреждений еще больше снижается, резервы просто огромны.

На этом фоне логично просто приватизировать или передать под управление частным инвесторам госмедучреждения с высоким износом медоборудования, с условием сохранения профиля. Очевидно, что в г. Алматы, бизнес-столице, найти частных инвесторов вполне возможно. А те средства, которые новый аким может "затянуть" в город, направить в основном на повышение заработной платы (80%) и закупки медоборудования (20%). Это позволило бы гораздо эффективнее повысить качество медуслуг в городе.

В этой связи возникает очень простой вопрос. То ли у акима г. Алматы с его бюджетом в полтора миллиарда долларов настолько непрофессиональные советники и специалисты, которые не смогли сформулировать столь очевидные варианты решения? Или 86 млрд тенге – это "золотой парашют" (т. е. возможность "подрубить" на госзакупках) для экс Премьер-министра страны? Хочется думать, что чиновники столь высоко ранга не будут "наживаться", по сути, за счет заработных плат тысяч медработников г. Алматы и здоровья сотен тысяч алматинцев. В противном случае этот пример, конечно, в чуть более "скромных" масштабах, будут копировать акимы и акимчики по всей стране, и страдать будут уже сотни тысяч медработников и миллионы граждан нашей страны.

 

[1] "Сколько денег нужно для достойной зарплаты медицинских работников в Казахстане?", УМ №4 (14) июль-август 2017 г.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора