Именно на таких фантастических условиях тогда еще малоизвестный индийский бизнесмен Лакшми Миттал приобрел один из крупнейших в бывшем СССР металлургических комбинатов.
Предваряя вопросы, отмечу сразу: временное пользование "Карметом" группой Айзенберга и австрийской Voestalpine совместно с казахстанской "Бутей" здесь рассматриваться не будет. О них обязательно поговорим позже.
Сейчас же рассматриваем "цыганочку с выходом" гражданина Миттала и копию контракта купли-продажи.
17 ноября 1995 года Ispat International UK заключил с Республикой Казахстан приватизационное соглашение, в соответствии с которым Республика Казахстан обязалась обеспечить передачу собственности ГАО "Карагандинский металлургический комбинат" ("Кармет") лицу, назначенному Ispat International UK.
Этим лицом и генеральным директором "Испат-Кармет" стал доктор Johannes Sittard.
Не буду лукавить и скажу прямо: из-за "парада суверенитетов" в бывших союзных республиках, подогреваемого радостными криками "хватит кормить Москву", и, как следствие, разрыва налаженных хозяйственных связей "Кармет" находился в глубоком нокдауне: продавать пока еще было что, а с сырьем и запасными частями завод испытывал большие проблемы.
Не так давно мажилисмен Альберт Рау оценил состояние комбината на тот момент следующим образом.
По состоянию на 17 ноября 1996 года долги "Кармета" по "неотложным нуждам" составляли 50 млн долларов, и в контракте они назывались "общая задолженность". Но, несмотря на "неотложность", эта сумма выплачивалась десятью равными месячными взносами, причем первый платеж, согласно п. 3.1.2.1 контракта, должен быть произведен только 30 мая 1996 года.
Были у "Кармета" и многомесячные долги по заработной плате в общей сумме 11 миллионов долларов. В тенговом эквиваленте, разумеется. Вот их Миттал гасил, по его меркам, достаточно быстро: пять ежемесячных траншей по 2 млн + один транш в 1 млн долларов, причем первая выплата проводится 30 ноября 1995 года.
Сами мы не бедные
Но "Кармет" не был нищей бесприданницей. У "Кармета" одних только подписанных и работающих экспортных контрактов на поставку проката с оплатой до 20 января 1996 года было на 86 млн долларов!
"Отдам. Потом. Половину"
Цена же, за которую был продан флагман казахстанской черной металлургии, была как минимум в 20 (кто-то говорит и в 30) раз ниже его рыночной на тот момент цены – всего 225 миллионов долларов.
Теперь об условиях выплаты этих денег.
Итак, комбинат поступил в полное распоряжение индийца Лакшми Миттала 17 ноября 1995 года.
Оплата же за него должна была осуществляться следующим образом.
То есть новоявленный металлургический магнат расплатился за казахстанский комбинат только спустя 4 (четыре!) года после вступления в полное владение! И платил он не своими живыми деньгами, а теми, что получал с самого комбината!
И, поскольку Миттал приобрел "Кармет" сразу и без оплаты, теперь он со спокойной совестью мог заложить комбинат в западных банках. Что, к слову, успешно и начал делать.
Ведь залог для банкиров был просто великолепный: не супер, но современное оборудование, и главное – "Испат-Кармет" не имел долгов!
Ибо все долги государственного АО "Кармет" на протяжении долгих лет будет выплачивать своим кредиторам само ГАО "Кармет", выколачивая их уже у своих старых дебиторов.
"Я хочу от тебя преференций!"
Далее по контракту Миттал получает роскошный подарок в виде самых низких цен на сырье, электроэнергию и ж.-д. тарифы. Преференции индийскому дельцу наше Правительство сохраняло до последних дней, о чем inbusiness.kz писал не раз.
Немного о социальной ответственности
Также Миттал скидывает с себя практически 90% социалки, что позволяет ему сэкономить весьма и весьма приличные деньги.
Вот перечень социальных объектов, которые находились на балансе ГАО "Кармет".
Из всего этого богатства на балансе "Испат Кармет" остались три из шести детских оздоровительных лагерей, одно общежитие, управление бытового обслуживания и стоматологическая поликлиника (потому что они расположены на территории комбината), Дом научно-технической пропаганды, здание УКСа, база ОРСа, трамвайное депо и швейная фабрика "Политрик".
Все остальное было сброшено на городской бюджет, который не потянул ни такого количества детских садов (часть которых тут же разбили, а в части других новоявленные коммерсанты сразу устроили сауны-стоянки), ни пионерлагерей, два из которых просто сравняли с землей.
ЭколоХия
Очень интересен раздел контракта "Законодательство об охране окружающей среды": это просто песня.
"Расходы по соблюдению" – это санкции и штрафы, наложенные на компанию за несоблюдение экологического законодательства, за выбросы и загрязнения.
Они – штрафы и требования – по условиям контракта не должны превышать 200 млн тенге в год.
А если наши чиновники вдруг насчитают штрафов больше этой суммы, то ставшее для Миттала уже родным казахстанское государство возместит разницу из наших с вами налогов.
Вот, например, оштрафовали в прошлом году "АрселорМиттал Темиртау" на 1,4 млрд тенге за нарушение природоохранного законодательства. И, согласно п. 12.3 контракта купли-продажи, бюджет Республики Казахстан должен вернуть Митталу разницу между 1,4 миллиарда и 200 миллионами. Интересно – вернул?
В конечном итоге Миттал может засыпать пеплом, пылью или окалиной город Темиртау хоть по колено. Что может ему сделать Министерство экологии или любое другое ведомство страны?
Ни-че-го. И "черный снег" тому подтверждение.
Конечно, можно подписать меморандум с "АрселорМиттал Темиртау", в котором Минэкологии попросит компанию высадить 500 тысяч деревьев вдоль дороги Темиртау – Караганда.
Лесополоса в 15 километрах от самого грязного города страны никак не улучшит экологию в этом самом городе. А поскольку такая масштабная высадка будет стоить пару миллиардов тенге, то, согласно п. 12.3 контракта купли-продажи "Кармета", бюджет Республики Казахстан должен будет вернуть Арселору разницу.
"Его короновали по ошибке"
Миттал долгое время называл "Испат Кармет" жемчужиной в своей короне. Еще бы: заполучить металлургический комбинат полного цикла практически задаром, бесплатно принять 15 угольных шахт (оставив позже себе всего восемь) и за копейки купить Темиртаускую ТЭЦ-2, а следом "за долю малую" к Митталу пришли и четыре рудника.
Дешевые рабочая сила, сырье, электроэнергия и фантастические преференции из наших налогов – вот в чем успех Лакшми Миттала в Казахстане.
Благодаря этому до сих пор прибыльность казахстанского актива Миттала почти в два раза выше, чем на хваленых современных заводах группы в Европе и Америке: чистая прибыль на тонну стали в среднем по группе составляет 47,08 доллара, в то время как на "АрселорМиттал Темиртау" – 81,56 доллара.
Именно благодаря деньгам, заработанным в Казахстане во второй половине 1990-х годов, Миттал стал скупать металлургические предприятия в Восточной Европе. Затем "паренька приметили" ребята из DuPont, и уже под их негласным патронажем он смог проглотить Arcelor, благодаря чему и стал производителем стали № 1 в мире.
В благодарность за такой "подъем" Миттал мог бы сделать из "Кармета" конфетку. Но он не сентиментальный буржуин.
Герой социалистического труда сталевар "Кармета" Елеман Байгазиев
В середине 1980-х Карагандинский металлургический комбинат, не имея нынешних машины непрерывной разливки стали и установки "печь-ковш", производил 5,1 млн тонн стали.
А в 2019 году "АрселорМиттал Темиртау" хорошо, если "родит" 3,0 млн тонн.
К слову, в контракте купли-продажи отмечено "текущее производство с июля по сентябрь 1995 года в объеме 683 000 тонн". То есть в год продажи при всех проблемах – отсутствии сырья и оборотных средств – "Кармет" в месяц производил ровно столько же, сколько в 2019 году с трудом "рожает" "АрселорМиттал Темиртау" при собственных рудниках, шахтах и ТЭЦ-2: смешные 230 000 тонн в месяц.
Так что, когда вы в очередной раз услышите "сказки люксембургского леса" о социально ответственном Лакшми Миттале и его многомиллиардных инвестициях в "АрселорМиттал Темиртау", вспомните о том, что Миттал – это "Господин 420".
А затем освежите в памяти и всю эту историю со скупкой за бесценок Карагандинского металлургического комбината (за который он расплачивался карметовскими же деньгами) и шахт Карагандинского угольного бассейна.
И все встанет на свои места.
Олег И. Гусев
P.S. Возникает вопрос: "А могли ли наши доморощенные коммерсанты поднять с колен "Кармет"? Тот же "Бутя", например, на пару с Voestalpine или даже само казахстанское руководство комбината?"
Но это уже тема для следующей статьи.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора