Как выстроены системы реагирования и предотвращения легализации преступных доходов в МФЦА

По оценкам экспертов Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, объем ежегодно отмываемых денег составляет 2–5% мирового ВВП, что составляет от 700 миллиардов до 1.8 триллионов евро.

Как выстроены системы реагирования и предотвращения легализации преступных доходов в МФЦА

Фото: toppress.kz

Легализация преступных доходов создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям, осуществляемым во всех сегментах общественной жизни, чем нарушает нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов, подрывает способность органов государственной власти контролировать финансовую систему страны и управлять ею.

Повышенная общественная опасность легализации преступных доходов обуславливается не только ее прямой связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, а также террористической деятельностью, но и тем, что данная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер.

Поэтому Казахстан ставит для себя в приоритет соответствие мировым стандартам и лучшим международным практикам. 

Рассмотрим это на примере деятельности Международного финансового центра "Астана".

Прежде всего стоит отметить, что режим МФЦА по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения построен исходя из Рекомендаций ФАТФ , а также соответствующих принципов Базельского Комитета, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) и Международной организации комиссии по ценным бумагам (IOSCO).

В результате архитектура системы ПОД/ФТ МФЦА представляет собой риск-ориентированную модель надзора и регулирования, в которую встроены определенные контроли или, так называемые, ключевые линии защиты. Такой подход позволяет нам эффективно распределять ресурсы и применять адекватные меры в соответствии с выявленными рисками.

Итак, во-первых, на этапе регистрации и авторизации (лицензирования), мы проводим надлежащую проверку компаний и их собственников (due diligence), изучаем структуру бенефициарного владения с использованием открытых и специальных источников информации. Мы достаточно осведомлены о практиках сокрытия структуры бенефициарного владения, а также учитываем в своей работе различные механизмы и способы косвенного контроля со стороны конечных бенефициаров.

Также, помимо прочего, мы анализируем внутренние политики и процедуры компаний, проверяем руководящих работников на предмет их "профессионального соответствия и пригодности", проводим интервью с офицерами по ПОД/ФТ компаний.

После этого компаниям присваиваются соответствующие риск-рейтинги и назначаются "Программы по Снижению Рисков" (Risk Mitigation Program). Иными словами, это перечень отлагательных условий для компании-кандидата на получение лицензии, в которые мы закладываем необходимые требования и/или рекомендации для обязательного их исполнения и возможности перейти в полноценный режим осуществления деятельности на площадке МФЦА.

В итоге компании переходят под надзор кураторов, которые ведут постоянный мониторинг как на дистанционной основе, так и путем выездных плановых или внеплановых проверок. Здесь стоит отметить, что AFSA располагает достаточными полномочиями, включая право проводить инспекции, требовать предоставления любой информации и налагать различные дисциплинарные и финансовые санкции пропорционального и сдерживающего характера за невыполнение требований МФЦА по ПОД/ФТ.

Подразделению AFSA по ПОД/ФТ отводится роль "второй линии защиты". Мы обеспечиваем дополнительную экспертизу, поддержку, а также мониторинг и координацию на любом из этапов, фокусируясь на вопросах управления рисками отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ). Кроме того, в наши задачи входит координация с уполномоченными государственными органами, проведение углубленных проверок компаний и их бенефициаров, секторальная оценка рисков ОД/ФТ, выявление различных типологий и схем ОД/ФТ.

Также, одним из важных элементов всей системы ПОД/ФТ является обучение как сотрудников AFSA, так и участников МФЦА. В дополнение к этой работе мы разработали отдельные практические руководства, которые помогают в применении мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, в том числе, в выявлении подозрительных операций (сделок) и направлении сообщений о них.

Кроме того, мы высоко ценим усилия Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)  по оказанию содействия государствам-членам в осуществлении 40 Рекомендаций ФАТФ. Результаты типологических исследований позволяют нам выявлять наиболее высокорисковые зоны и секторы, выстраивать эффективную методологию управления рисками.

Также, ежегодные Консультативные форумы, Семинары и Консультации ЕАГ с участием представителей международных организаций, а также крупнейших финансовых институтов государств-членов ФАТФ способствуют более глубокому пониманию Стандартов ФАТФ, выявлению общих рисков и угроз, а также их минимизации на основе лучшего опыта и практик.

Новые технологии

Мы в полной мере учитываем рекомендацию ФАТФ в части новых продуктов и новой деловой практики. Для этого в AFSA организована Специализированная продуктивная среда, в которой финтех-компании, являясь субъектами финансового мониторинга, могут предлагать инновационные финансовые услуги в рамках регуляторного надзора и требований по ПОД/ФТ национального законодательства и МФЦА.

Необходимо отметить, что деятельность провайдеров услуг виртуальных активов вне МФЦА запрещена законодательством Республики Казахстан.

МФЦА также регулярно сотрудничает и обменивается соответствующей информацией с подразделением финансовой разведки Казахстана по таким вопросам.

Мы придерживаемся достаточно консервативного подхода к надзору за нашими финтех-компаниями, установив различные лимиты на количество клиентов, транзакций, а также запреты на бизнес-модели с признаками анонимности. AFSA использует передовые решения аналитики блокчейн данных и транзакций, которые позволяют нам идентифицировать сомнительные операции, пересекающиеся, например, с Darknet, инструментами повышенной анонимности, майнингом, высокорискованными цифровыми биржами и т.п.

Еще раз подчеркну, что провайдерам услуг виртуальных активов МФЦА разрешено работать только с лицензированными участниками.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться