Коронавирусная коммуникация и пандемия фейков

13941

Карантин и пандемия коронавируса стали весьма интересным феноменом с точки зрения коммуникаций и влияния на общественное мнение.

Коронавирусная коммуникация и пандемия фейков

И это касается не только Казахстана, но и многих стран мира. Во многих странах мира часть общества верит коммуникации и информации, которую они получают про коронавирус от ВОЗ и своего правительства, а немалая часть не верит официальной информации. Кто-то считает коронавирус выдумкой, кто-то утверждает, что это всего лишь обычный грипп, а есть и те, кто считает, что коронавирус – это искусственный вирус, который придумал Билл Гейтс, чтобы под предлогом прививки от вируса внедрить в тело людей чипы, работающие на 5G. Количество фейков, манипуляций растет с каждым днем. Очень много фейков распространяется и про лечение коронавируса чесноком, имбирем, водкой и т. д. И самое интересное, что такого рода фейки, слухи, убеждения в теорию заговоров наблюдаются не только в Казахстане и в регионе СНГ, но и в том числе в США и во многих других развитых странах. Попытаемся разобраться с причинами такого парадоксального общественного феномена.

Причины информационной пандемии

Начну с того, что большинство людей, считающих коронавирус искусственным или верящих в слухи про Билла Гейтса, как правило, не верят своим правительствам, министерствам здравохранения. Грубо говоря, первая причина – это кризис легитимности в общественно-политических системах. В странах СНГ недоверие можно где-то объяснить тем, что нет нормального института выборов, есть совковое прошлое, ужасы НКВД до сих пор сидят в наших генах, годами вся правда скрывалась, КПСС и Политбюро манипулировали общественным мнением и т. д. Возникает вопрос: а почему в США есть недоверие, там-то демократия? На самом деле, если присмотреться к политической системе США, то мы увидим, что нынешний президент Дональд Трамп позиционировал себя во время президентской кампании 2016 года как "человек не из системы", который переделает Вашингтон. С такими же слоганами выступали до недавнего времени и кандидаты в президенты от Демократической партии (Элизабет Уоррен и Берни Сандерс). А до этого еще в 2008 году Обама позиционировал себя как человек из народа, который исправит "сломанный Вашингтон". И таких примеров из истории президентских выборов в США много. Все кандидаты говорят, что они поменяют элиту, а потом сами же оказываются частью этой элиты. Вся политическая система США построена так, что кроме Республиканской и Демократической партии, третья партия не может пробиться на сцену. Чайная партия, которая демонстрировала недавно успехи, тоже не смогла пробиться на политическую сцену. И то же самое с кандидатами в президенты. СМИ и инфлюенсеры в социальных сетях сфокусированы на главных кандидатах от этих двух партий, другие кандидаты как будто не существуют, им не уделяется внимания, что делает невозможным полноценную смену власти и приход к власти других партий. И в итоге даже в Америке избиратели выбирают не того кого хотят, а из тех кого им предложила политическая система и поэтому в США недовольство и недоверие к властям усиливается. Люди видят политические манипуляции с избирательной системой. А американская система здравоохранения поступает еще круче. Все это создает недоверие, кризис легитимности. В итоге люди начинают больше верить не официальной информации, а неофициальным источникам, так как полагают, что власть опять что-то скрывает, манипулирует ими, и коронавирус один из таких манипуляций. И это все дает почву для веры в другие фейки и слухи.

Второй фактор: коммуникация вокруг самого коронавируса. С самого начала коронавирус не воспринимался как вирус, способный заразить всю планету. Все воспринимали его атипичную пневмонию, которая имела место только в Востчно-Азиатских странах. Грубо говоря, вирус воспринимался как "китайский" вирус, а в некоторых СМИ и в социальных сетях вообще появились такие слухи, что этот вирус "этнический", направлен только на определенный этнос, на китайцев, мол, его создали США против китайцев. И несколько недель это так и продолжалось, пока не началась трагедия в Италии. Грубо говоря, с самого начала вирус не был спозиционирован как достаточно серьезный, и в коммуникационном плане многие страны не были готовы к нему.

Третий фактор: странное течение самого вируса. Дело в том, что в каких-то странах коронавирус распространяется очень быстро, где-то высокая смертность, где-то она низкая. В каких-то странах карантин введен вовремя и удалось избежать массовых смертей, как в Казахстане, а где-то и без карантина смертность не такая высокая. К примеру, в Беларуси заразилось больше 33 тысяч человек, умерло всего 185 человек, хотя карантина там нет. А в Афганистане, где система здравоохранения очень слабая, количество умерших всего 205, заразившихся больше 9200. В Италию, куда пациенты из стран СНГ ездили лечиться, разыгралась настоящая трагедия, несмотря на развитость системы здравоохранения. На ход вируса в каждой стране влияет настолько много факторов, что обычные люди не понимают сам феномен полностью. И все это тоже создает почву для домыслов, разного рода манипуляций. Противники карантина, как правило, ставят Беларусь в пример, мол, смотрите, там нет карантина и смертность не такая высокая. Также были разговоры про влияние прививки от туберкулеза на смертность от коронавируса. В общем, факторов, влияющих на течение вируса в разных странах множество, и в каждой стране формируется какая-та своя картина, что опять-таки дает почву фейкам, слухам.

Четвертый фактор: жизнь в карантине. Несмотря на то, что люди сидят дома и вроде бы им не угрожает смертная опасность, достаточно сидеть дома, но на самом деле карантин вредно влияет на людей в психологическом плане. Карантин создает у людей психологическое напряжение, они, по большей части, сидят в Интернете и читают фейки, слухи про коронавирус. На фоне стресса люди начинают быть более склонными верить в разные фейки, домыслы. Стрессовое состояние усугубляется экономическими проблемами, так как большое количество людей лишились дохода и стали еще более агрессивными против своих властей.

Пятый фактор. Как бы странно это ни казалось, люди, не верящие в коронавирус и обвиняющие во всем Билла Гейтса, в основном делятся недостоверным контентом из СМИ или из официальных источников, а контентом, сгенерированным другими юзерами социальных сетей (USG-user generated content). И тут к пазлу добавляется еще один фактор. Кроме людей, которые не верят официальным СМИ, есть еще другая категория пользователей, которые намеренно создают слухи, фейки, пытаются заработать хайп и лайки. Проще говоря, пытаются усилить свою социальную значимость. И для этого они создают контент, широко тиражирующий слухи про Билла Гейтса, фейки про сокрытие правды о коронавирусе, про лечение коронавируса и т. д.

Что говорит теория?

В коммуникационной науке есть много теорий, которые пытаются объяснять суть распространения фейков в СМИ и в социальных сетях. Однако теория использования и удовлетворения (Uses and gratifications theory), по моему мнению, более полноценно объясняет распространение того или иного контента. Суть теории в том, что люди – это активныпе потребители контента из СМИ и социальных сетей. И сами люди решают, какой контент им употреблять. Они выбирают этот контент согласно своим личным приоритетам, ценностям, потребностям и делятся им со своими друзьями. Грубо говоря, когда люди делятся такими новостями из соцсетей, которые соответствуют их личным приоритетам, они пытаются удовлетворить свои какие-то потребности. А главная потребность в сложившихся обстоятельствах – это выразить протест, недоверие или несогласие с властями или же найти какую-то успокаивающую информацию для себя, мол "коронавирус не так опасен, это обычный грипп, его легко лечить чесноком и водкой" и т. д. Поэтому, когда люди делятся новостями про лечение коронавируса имбирем, они делают это не только и не столько для манипулирования общественным мнением, а для успокаивания себя.

Как бороться с этим?

Как остановить или победить такого рода коммуникацию? Практика показывает, что простое убеждение, доводы и аргументы не имеют сильного действия. На какую-то часть аудитории они действуют, но немалая часть по-прежнему опровергает доводы. И правительствам, международным организациям приходится опровергать каждый слух. Власти различных стран пытаются бороться с фейками путем применения запрещающих мер, привлекают к ответственности и т. д. Но, к сожалению, эти меры пока не очень-то хорошо срабатывают. Европейская комиссия (ЕК) вообще решила запустить европейскую онлайн-платформу о дезинформации, которую смогут использовать фактчекеры. Идея состоит в том, что если какая-то новость определяется как фейковая, то информация об этом должна быстро стать доступной всем пользователям сети. По мнению ЕК, это позволит оперативнее останавливать распространение фейков и развенчивать их. Но парадоксальность ситуации в том, что борьба с фейками – это борьба с последствиями, а нужно бороться с корнем проблемы. А корень проблемы – это низкая медийная грамотность населения и отсутствие доверия к официальным источникам новостей, в том числе к властям. Вот это и есть самые основные задачи, которые должны решать правительства стран по всему миру. При наличии высокого уровня доверия своему правительству люди будут склонны больше доверять официальным источникам, у них будет медиаграмотность, чтобы различать фейки и не тиражировать их дальше. И когда получится создать такой уровень доверия, то фейки не смогут иметь столь высокого влияния на общественное мнение. Надо понимать, что от фейков невозможно избавиться, они всегда были и будут, особенно в условиях широкого распространения социальных сетей и мессенджеров. Надо просто создавать такую атмосферу и систему, при которой люди будут больше доверять новостям из официальных источников и проверять фейки.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться