С какими вопросами обращались граждане в финрегулятор в конце прошлого года, рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финуслуг Агентства Александр Терентьев.
В декабре 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).
Всего в декабре 2020 года Агентством рассмотрено 1583 обращения физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с ноябрем 2020 года больше на 8% (или 125 обращений). Наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), составив 72% от общего количества обращений.
В частности, граждане обращались по вопросам реструктуризации/рефинансирования займов, в том числе условий Программы рефинансирования и прощения задолженности; проверки условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК; обращений банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках; нарушения порядка заключения, исполнения и прекращения договора банковского займа. Обращения потребителей финансовых услуг в страховом секторе касались вопросов неосуществления страховой выплаты; в микрофинансовом секторе – проведения проверки деятельности микрофинансовой организации; снижения ставки вознаграждения по микрокредитам; разъяснения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. По деятельности коллекторских агентств граждане обращались в основном в связи с неправомерностью действий сотрудников данных организаций.
В 2020 году потребители финансовых услуг активно обращались за получением разъяснений и консультаций в финрегулятор посредством горячей линии, которая начала функционировать с 26 марта прошлого года. Всего по состоянию на 1 января 2021 года разъяснения были предоставлены более 23,1 тыс. граждан. Наиболее актуальными вопросами обращений являлись:
- отказы кредиторов в предоставлении отсрочки, реструктуризации займа;
- уведомления кредитных организаций о необходимости осуществления текущих платежей и предупреждений о последствиях просрочки неисполнения обязательств, включая ухудшение кредитной истории;
- распространение сведений коллекторскими агентствами третьим лицам;
- блокировка счетов со стороны финансовых организаций, налоговых органов и ЧСИ;
- случаи финансового мошенничества по онлайн-займам.
Примененные меры воздействия и санкции
За декабрь 2020 года по выявленным нарушениям законодательства РК в действиях банков, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено восемь рекомендательных мер надзорного реагирования, 11 письменных предписаний и 35 административных взысканий на общую сумму 7513,9 тыс. тенге, в том числе в отношении:
- банков – одно административное взыскание на сумму 555,6 тыс. тенге, семь рекомендательных мер надзорного реагирования;
- страховых (перестраховочных) организаций – одно административное взыскание на сумму 277,8 тыс. тенге, одна рекомендательная мера надзорного реагирования;
- организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – 29 административных взысканий на общую сумму 5847,1 тыс. тенге, девять письменных предписаний;
- коллекторских агентств – четыре административных взыскания на сумму 833,4 тыс. тенге, два письменных предписания.
Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: несвоевременного исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, обслуживания банковских займов, несоблюдения внутренних правил, процедур, процессов; неосуществления страховой выплаты, определения размера вреда, причиненного транспортному средству; неуказания и недостоверного указания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита, неуведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, осуществления деятельности, не предусмотренной Законом РК "О микрофинансовой деятельности", несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям; нарушения требований Правил осуществления коллекторской деятельности в части несообщения должнику информации, предусмотренной при первичном контакте, необеспечения хранения материалов аудиозаписи в течение шести месяцев с даты взаимодействия с должником и предоставления Агентству недостоверной информации.
О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)
Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и тремя ипотечными организациями.
В рамках первой части программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 год, банками на 1 января 2021 года одобрено 28 804 заявки на рефинансирование на сумму 181,3 млрд тенге, рефинансирован 27 761 заем на сумму 168,2 млрд тенге, из них за 2020 год рефинансировано 1111 займов на сумму 9,9 млрд тенге.
В рамках второй части программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 1 января 2016 года. За период реализации первой и второй частей программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге, из них по первой части программы – 13 418 займов на сумму 90,5 млрд тенге, по второй части – 13 784 займа на сумму 132,1 млрд. тенге.
Таким образом, 100% валютных ипотечных займов населения, соответствующих условиям программы, конвертированы в тенге по курсу Национального банка на 18 августа 2015 года (188,35 тенге за 1 долл. США), и для заемщиков исключен валютный риск в будущем.
В рамках третьей части программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также по возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Данная работа будет завершена банками до 1 июля 2021 года.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора