Ключевые показатели: объем и количество займов, а также совокупный портфель основных игроков, формирующих 70% рынка онлайн-микрозаймов, показали впечатляющий рост в 3,5 раза, говорится в исследовании "Казахстанский рынок онлайн-микрокредитования: итоги 2016 года", представленном ОЮЛ "Казахстанская ассоциация ФинТех" и рейтинговым агентством RAEX ("Эксперт РА Казахстан").
За этот же период банки нарастили активы лишь на 7,5% и провели в кредитовании населения на 2,7%. Микрофинансовые организации (МФО) также сдали позиции: за первые три квартала 2016 года объем кредитования сократился на 18%, до 98,7 млрд тенге, число выданных займов упало вдвое, до 270 тыс. единиц. В 2017 году индустрия продолжит движение вверх: объем выданных через Интернет займов может вырасти на 50%.
Онлайн-микрозаймы с долей в 0,3% практически не видны в портфеле потребительского кредитования страны. Тем не менее, колоссальный прошлогодний рост и прогнозируемая положительная динамика на текущий год, заставляют считаться с финтехами даже признанных скептиков. За три года с момента запуска первого сервиса совокупный объем кредитного портфеля в секторе достиг 12,5 млрд тенге, было заключено 350 тыс. кредитных контрактов с казахстанцами. По итогам 2016 года суммарный объем онлайн-микрозаймов, выданных компаниями, занимающими в совокупности 70% рынка, вырос в 3,5 раза, до 8,9 млрд тенге (2,5 млрд тенге в 2015 году), количество выданных займов достигло 239 тысяч (67 тысяч в 2015 году), а совокупный портфель по состоянию на начало 2017 года составил 3,1 млрд тенге против 914 млн тенге на начало 2016 года.
Динамику рынку задают несколько ключевых факторов. Прежде всего эффект "низкой базы", позволяющий компаниям в разы увеличивать ссудные портфели. Системными драйверами выступают широкое проникновение высокоскоростного Интернета, достаточный уровень технологической грамотности и бурное развитие е-commerce. Однако главным фактором остается огромная потребность казахстанцев в деньгах на фоне серьезного ужесточения кредитных условий банками.
Ключевым отличием онлайн-займов "до зарплаты" от традиционного потребительского кредитования в банках второго уровня является целевое назначение – покрытие текущих и непредвиденных расходов клиентов на сумму, не превышающую их месячный заработок, в то время как займы в банках привлекаются преимущественно для финансирования дорогостоящих покупок, стоимость которых часто превышает месячный доход заемщика.
Доходы домохозяйств падают, в конце месяца люди начинают искать деньги для ликвидации кассового разрыва. Так, все участники исследования отмечают значительный рост заявок на онлайн-кредиты около 25 числа каждого месяца. Вероятно, именно в это время у клиентов заканчиваются деньги с прошлой зарплаты, а следующей ждать еще как минимум неделю. Собственное исследование компании "Займер" показывает, что львиная доля клиентов привлекает средства для оплаты банковских займов, чтобы не попасть на просрочку.
Ставка на поколение Z
Традиционно аудиторией финтехкомпаний является потребитель, выпадающий из поля зрения банков и МКО. Очень часто такой заемщик не имеет кредитной истории, подтвержденного или официального дохода, либо не соответствуют иным требованиям банка.
Финтехкомпании называют среднестатистическим клиентом городского холостяка среднего возраста с высшим образованием, имеющего стабильный заработок, работающего по найму со средней зарплатой в 100 тыс. тенге, не имеющего дополнительных источников дохода, активного пользователя Интернета.
Исследование компании MoneyMan.kz, проведенное среди его клиентов, показало, что большая часть опрошенных (41,7%) берет денежные средства на неотложные нужды. В их числе срочный ремонт бытовой техники, транспортные расходы. Чуть менее популярными являются издержки на ремонт недвижимости, в пользу которых отозвались 14,7% опрошенных. Третьей по величине группой затрат стали праздники и подарки, а также расходы, связанные с детьми. В эту категорию вошли 10,2% всех ответов.
Уже сейчас финтехкомпании делают ставку на демографический фактор. Четверть населения страны составляют молодые люди, еще столько же – подрастающие дети, для которых Интернет – стиль и форма жизни. Ожидается, что со временем наряду с e-commerce эта часть населения начнет потреблять в Интернете и финансовые услуги, заказывая в онлайн-сервисах деньги.
Согласно данным ООН, в 2015 году численность поколения Y – тех, кому от 20 до 35 лет, возрастной группы наиболее активной в сети Интернет, – составляла 25,9 % от общей численности населения РК, или 4,6 млн человек. С 2020 года в фазу высокой экономической активности вступит поколение Z, которое называют "цифровым".
"Происходит смена поколений, и у молодого поколения вполне нормальное отношение к онлайн-кредитованию. В каком бы городе молодой человек ни находился, не важно, как он относится: положительно или отрицательно к онлайн-займам, если ему нужны деньги, он в конечном итоге выбирает для себя этот сервис. Наши клиенты достаточно активны и часто подают заявку сразу в двух-трех сервисах", - рассказывает генеральный директор компании "Честное слово Казахстан" Сергей Никульшин.
Идем в регионы
Наиболее охотно услугами финтехкомпаний пользуются в Астане и Алматы, на долю которых приходится соответственно 15 и 13% совокупного ссудного портфеля компаний. Тем не менее в ближайшем будущем картина будет меняться. Перспектива онлайн-кредитования начнет зависеть от регионов. Генеральный директор компании "Займер" Индира Кенесарина отмечает, что лидерство Алматы и Астаны в плане привлечения клиентов обеспечено открытием в этих городах точек оффлайн продаж, которые со временем были переведены в онлайн. На данный момент "Займер" развивает бизнес по всему Казахстану, поэтому их клиентская разбивка показывает снижение процента заемщиков из Астаны и Алматы благодаря росту клиентов из регионов.
Учредитель и генеральный директор компании "Кредит24" Алексей Сидоров называет региональное проникновение вполне естественным. Доля больших городов, прежде всего Алматы и Астаны, со временем будет снижаться: для этого есть все предпосылки, в том числе развитие в регионах банковской и платежной инфраструктуры.
"Мы можем удовлетворить потребность потребителя в деньгах, не находясь физически в регионе. Со временем в регионах наши услуги будут популярнее, чем в крупных городах, уже сейчас это просматривается, - полагает представитель "Кредит24". - Регионы позволяют экономить на маркетинге за счет того, что информация разносится по сарафанному радио и через рекламу в Интернете. В регионах люди, как правило, больше времени проводят в Сети просто потому, что инфраструктура развлечений там хуже и более короткий световой день. Они не избалованы вниманием банков, и нам легко доносить свою информацию до регионов".
По оценке исполнительного директора ОЮЛ "Казахстанская ассоциация ФинТех" Ерлана Смайлова, пенетрация в регионы будет идти еще и потому, что из активно занятого населения в 8,6 млн 2,6 млн человек – самозанятые граждане, которые как раз концентрируются в регионах. Эта та аудитория, с которой работают финтехкомпании.
"В классических банках такая категория людей вряд ли получит кредит: нет подтвержденной платежеспособности и кредитной истории. Получив и обслужив кредит в онлайне, человек становится заметным и прозрачным для банков, у него формируется кредитная история. Дальше он уже сможет получать банковские услуги. Фактически мы помогаем банкам формировать финансовую грамоту", - отмечает эксперт.
Банки - не конкуренты
К слову говоря, финтехиндустрия ни в коей мере не позиционирует себя альтернативой банкам, считая банковского заемщика и собственную аудиторию разным сегментом. Банки работают с более кредитоспособными заемщиками на бóльшие суммы займов, а финтех – с менее надежными и на более мелкие суммы.
Для банков сотрудничество с финтехами несет даже плюсы, так как компании создают новую финансовую реальность: новые продукты, услуги, стандарты регулирования, которые в дальнейшем будет масштабированы банками.
Выдача денег онлайн несет в себе высокие потенциальные риски. Тем не менее средний уровень просрочки по рынку не превышает 7%. Например, в объеме выданных кредитов компании МoneyMan.kz, занимающей 60% рынка онлайн-займов, уровень NPL 90+, которую принято считать проблемной, составляет порядка 5% при ожидании компанией просрочки в 7,7%.
"Учитывая, что мы выдали почти пять с половиной миллиардов тенге за 2016 год, не каждый банк может похвастаться таким результатом", - отмечает генеральный директор компании Андрей Игнатенко.
Ерлан Смайлов полагает, что развитие индустрии связано с качественным ростом: "Потребителя нужно защищать, ведь в этом есть прямой экономический смысл: потребитель должен воспроизводиться. В среднем по рынку почти 70% клиентов обращаются повторно в компанию, где был взят первый займ. Ассоциация разработала документ, позволяющий защищать потребителя от хищнических процентов и больших начислений. В частности, прописаны стандарты, призывающие компании принять собственную политику защиты потребителя через сохранение его кредитной истории, максимально дружелюбное отношение к тем, кто ушел на просрочку, через введение разного рода каникул и досудебного урегулирования. Защищая клиента, мы защищаем инвестиции бизнеса в этот рынок".
По словам представителя ассоциации, рынок стремится к саморегулированию, уже разработаны отраслевые стандарты.
Фокус рынка онлайн-микрокредитования на сервисе обусловлен тем, что вероятность потерять клиента у них существенно выше, чем у банков и МФО, из-за короткого периода отношений с клиентом – один-два месяца против одного-трех-пяти лет у последних. Кроме того, исследования поведения потребителей говорят о том, что в онлайне чаще совершаются эмоциональные покупки, чем в оффлайне. Поэтому конкуренция компаний онлайн-микрокредитования заключается не столько в предложении лучших условий по займу, сколько в быстром и удобном обслуживании и в продвижении своего бренда. Лояльность клиентов достаточно низкая, и, если компания перестает продвигать себя в Интернете, число посетителей на ее сайте стремительно падает.
Сейчас функция по защите прав потребителей заводится на ассоциацию. Большого количества жалоб на сегодняшний день нет, однако с ростом рынка число жалоб будет увеличиваться. Практика компании МoneyMan.kz показывает, что 70% случаев обращений с жалобами связаны с тем, что клиент просто не хочет платить и ищет любые пути не возвращать заем. Когда начинается судебное разбирательство, заемщик, как правило, возвращает деньги.
Говоря о конкуренции, представители рынка утверждают, что процентная ставка не является решающим фактором для клиентов, так как она фактически одинакова у всех компаний на рынке. Продуктовая линейка компаний онлайн-микрокредитования достаточно консервативна, что объясняется начальной стадией развития рынка. Основной продукт – займы "до зарплаты" – небольшие суммы от 5 до 150 тыс. тенге, которые выдаются на короткие сроки – от 3 до 30 дней под 1–2% в день. Деньги можно получить разными способами: на онлайн-кошелек, банковскую карту, счет в банке, реже – наличными. К тому же нет ограничений по целевому использованию займа.
Высокая ставка вознаграждения по онлайн-займу является предметом основной критики со стороны Национального банка. В пересчете на годовую ставку дневная достигает 800-900%. Такое высокое вознаграждение в сопоставлении со ставками по традиционным и более долгосрочным кредитным продуктам, которые, например, в Казахстане ограничены 56% годовых, способствует негативной эмоциональной оценке деятельности компаний онлайн-микрокредитования.
Существенная оплата за онлайн-заем обусловлена не только высоким риском мошенничества со стороны заемщика, но также стоимостью фондирования самой финтехкомпании. На сегодняшний день основной канал ликвидности – деньги учредителей. Другой вариант связан с получением займов у местных банков, которые без особого энтузиазма рассматривают заявки пусть мелких, но все же конкурентов.
По словам экспертов, казахстанский рынок онлайн-займов еще не созрел для сделок M&A. Рынок не сформировался, крупные финансово-кредитные учреждения пока не понимают, для чего им приобретать технологичные интернет-ориентированные компании. Не исключено, что в течение нескольких лет крупные инвесторы поменяют решение. Представители финтехкомпаний прогнозируют 50% рост рынка в 2017 году. На фоне фактической стагнации банковского кредитования онлайн-займы становятся проводником в современный мир кредитных технологий, скорое наступление которых не отрицают и сами банки.
Татьяна Батищева