Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в феврале 2021 года

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) опубликовало обзор финансового сектора за февраль 2021 года.

Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в феврале 2021 года

С какими вопросами обращались граждане в финрегулятор в феврале текущего года, рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финуслуг Агентства Александр Терентьев.

В феврале 2021 года деятельность Агентства в вопросах защиты прав потребителей в основном была связана с рассмотрением заявлений заемщиков об оказании содействия и принятии мер для снижения их долговой нагрузки, в том числе в рамках программы, а также о порядке использования единовременных пенсионных выплат.

В феврале т. г. Агентством рассмотрено 1868 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств. Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая составляет 70% от общего количества обращений.

В частности, граждане обращались по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 10,2%, субъектов страхового рынка – 1,6%, субъектов рынка ценных бумаг – 1% и коллекторских агентств – 4%, а также иных организаций – 13.4% от общего количества рассмотренных обращений.

Актуальными вопросами обращений являлись:

1) в банковском секторе:

  • реструктуризация/рефинансирование (в том числе по условиям программы) и прощение задолженности;
  • обращение банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках.
  • разъяснение норм нормативных правовых актов по банковскому сектору;
  • проверка условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК.

2) в страховом секторе:

  • неосуществление страховой выплаты;
  • проверка условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства РК.

3) в микрофинансовом секторе:

  • разъяснение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность;
  • о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации;
  • снижение ставки вознаграждения по микрокредитам;

4) по деятельности коллекторских агентств – неправомерность действий сотрудников коллекторских агентств.

Примененные меры воздействия и санкции

В феврале т. г. по выявленным нарушениям законодательства РК в действиях банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено 15 рекомендательных мер надзорного реагирования, 3 письменных предписания и 11 административных взысканий на общую сумму 2839,7 тыс. тенге, в том числе в отношении:

  • банков второго уровня – 13 рекомендательных мер надзорного реагирования, 5 административных взыскания на сумму 2037,5 тыс. тенге;
  • организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, – 1 рекомендательная мера надзорного реагирования;
  • страховых (перестраховочных) организаций – 1 рекомендательная мера надзорного реагирования;
  • организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – 2 письменных предписания, 5 административных взысканий на сумму 364,6 тыс. тенге;
  • коллекторских агентств – 1 письменное предписание, 1 административное взыскание на сумму 437,6 тыс. тенге.

Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: подачи получателем кредитного отчета запроса о представлении кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории, ненадлежащего обслуживания банковских займов, некорректного отражения в рекламе о банковских услугах сведений о номере выдачи лицензии и наименовании органа, выдавшего лицензию, нарушения требований порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам, несоблюдения банком внутренних правил, процедур, процессов; открытия счетов с целевым назначением, не соответствующим условиям договора счета, а также принятия заявлений не по установленной форме; несвоевременного направления заявлений страховому омбудсману, а также непредоставления ответов на заявления с указанием дальнейшего порядка урегулирования спора; осуществления действий (операций) без направления уведомления в уполномоченный орган об утверждении услуг по предоставлению микрокредитов, нарушения требований порядка заключения договора о предоставлении микрокредита; осуществления недобросовестных действий, вводящих лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно оснований возникновения задолженности, предоставления в уполномоченный орган недостоверной информации о коллекторской деятельности.

О ходе реализации программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)

Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.

На 1 марта т. г. в рамках первой части программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 год, банками одобрено 28 949 заявок на рефинансирование на сумму 182,8 млрд тенге, рефинансировано 27 952 займа на сумму 170,2 млрд тенге, из них с 2020 года рефинансировано 1302 займа на сумму 11,9 млрд тенге.

В рамках второй части программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 01.01.2016 г.

За период реализации первой и второй частей программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге.

В рамках третьей части программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться