/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
0Нур-Султан
+6Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
ЛРТ: что делать?
На последнем расширенном заседании Правительства глава государства подверг резкой критике проект строительства легкорельсового транспорта (ЛРТ), отметив, что проект не окупаем и в дальнейшем потребует постоянных государственных субсидий.

17 Июля 2019 13:47 303

ЛРТ: что делать?

Автор: Марат Каирленов

С учетом стоимости строительства проекта в $1,9 млрд и еще больших расходов на его дальнейшее содержание и обслуживание стоит внимательно рассмотреть варианты выхода из текущей ситуации.

Рассматривая развитие городского общественного транспорта во всем мире, можно отметить, что он активно развивается в несколько уровней. В частности, постройка метро, как правило, позволяет использовать целый подземный уровень для коммуникаций. На поверхности, особенно в развитых странах, автомагистрали нередко представлены в два-три уровня, одним из которых выступает и ЛРТ. В этом ключе проект по освоению еще одного «уровня» достаточно логичен. Однако в наших условиях это превратилось в классические «абсурд и коррупцию».

Так, можно отметить, что при сравнении проекта ЛРТ в нашей стране с подобными же проектами, реализованными данной же китайской компанией в Аддис-Абебе, эксперты отмечают, что стоимость завышена в три-четыре раза, или на $1,2-1,5 млрд. Если брать суперсовременный высокоскоростной проект Hyperloop Илона Маска, реализуемый в Киеве, то, по данным наблюдателей, стоимость также завышена в три-четыре раза.

Вследствие огромного завышения стоимости и ожидаемого пассажиропотока (в 73 раза) как источник дохода проект не окупаем при текущих параметрах и потребует ежегодных государственных субсидий десятки лет. К примеру, весь рынок городских автобусных перевозок в столице оценивается в 23 млрд тенге, и при «фантастической» рентабельности в 20% чистая прибыль остается на уровне 4,6 млрд тенге. Получается, что 713 млрд тенге, затраченных на строительство ЛРТ, «отобьются» в лучшем случае через 155 лет. Или, что реальнее, никогда.

Рассматривая варианты умного выхода из текущей ситуации, можно отметить два момента.

Во-первых, логично оценивать варианты выхода из ситуации с учетом не только стоимости строительства, но и дальнейших расходов на содержание и обслуживание ЛРТ, за счет госсубсидий, по аналогии с подходом «совокупная стоимость владения» или «стоимость жизненного цикла» (Total Cost of Ownership – TCO). 

И во-вторых, провести максимально открытый международный тендер по данному проекту в текущем состоянии с такими параметрами, как:

  • стоимость достройки;
  • размер и сроки ежегодных госсубсидий после запуска ЛРТ;
  • условия расширения протяженности ЛРТ для выхода на самоокупаемость или максимального снижения размера госсубсидий.

На этой основе можно уже выбрать компанию, которая предложит наилучшие условия – выход на самоокупаемость за самый короткий срок и минимальную сумму госсубсидий. Поскольку платить за все это «удовольствие» придется нам с вами – налогоплательщикам.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: