Рынок онлайн-сервисов пассажирских перевозок в Казахстане начал развиваться весьма активно: в прошлом году казахстанцы оценили возможности приложений Uber и "Яндекс.Такси", а в январе нынешнего года меморандум с АО "Центр развития Алматы" подписал inDriver.
Напомним, что международный интернет-агрегатор пассажирских, грузовых, междугородних перевозок, вышедший на рынок усилиями команды разработчиков из Якутска, уже начинал работу на казахстанском рынке в 2014 году и быстро нашел популярность среди пользователей мобильных приложений. Однако в апреле 2016 года деятельность inDriver в Казахстане была заблокирована по инициативе комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК. На тот момент число установок приложения в Казахстане приближалось к 2 млн, объемы заказов росли. Официально интернет-сервису вменили в вину нарушение пункта 4 статьи 26 Закона РК "Об автомобильном транспорте".
Основная претензия заключалась в том, что регулятор отнес деятельность inDriver к категории такси. А согласно норме закона, "информационно-диспетчерская служба такси, создаваемая лицом, не являющимся перевозчиком такси, должна заключить договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками, включенными в Реестр перевозчиков такси". Кроме того, поясняли тогда в МИРе, информационно-диспетчерская служба такси может оказывать свои услуги перевозчикам, которые исполняют требования по прохождению предрейсового техосмотра автотранспортных средств, предрейсового и послерейсового медосмотра водителей такси, своевременной замены такси в случае его неисправности и соблюдения режима труда и отдыха водителей.
При этом сами представители компании классифицировали inDriver не как службу такси, а как своего рода посредника между пассажирами и водителями. Во-первых, в отличие от официальных служб такси (а также от других интернет-агрегаторов) принцип работы сервиса заключается в том, что цену за поездку назначает сам пассажир, и если озвученная цена устраивает водителя, он выполняет заказ. Во-вторых, у компании нет своего автопарка, и в отличие от, скажем, "Яндекс.Такси" inDriver не работает с таксопарками. В-третьих, никто не может обязать водителя взять тот или иной заказ, как это происходит в службе такси.
Однако в комитете транспорта сделали акцент на то, что сервис поддерживает не игроков официального рынка, а таксистов-нелегалов, и заявили, что в течение года официальные таксомоторные парки направили несколько жалоб на действия интернет-сервиса. Так, председатель Карагандинской гильдии такси Виктор Шабанов утверждал, что водитель как минимум должен заключить договор с диспетчерской службой, чтобы в случае поломки автомобиля была возможность оперативно предоставить замену. Жалобы на действия сервиса высказывали представители Костанайского ТОО "Народное такси", а в Актюбинской области были составлены административные материалы в отношении водителей, занявшихся предпринимательской деятельностью в качестве перевозчика через приложение inDriver без направления соответствующего уведомления.
В пресс-службе inDriver не исключали, что за блокировкой могли стоять конкуренты, отмечая при этом, что компания не выступала на поле таксопарков, а большинство пользователей приложения ранее обращались не к услугам такси, а к тем, кого принято называть "бомбилами". И даже здесь речь не идет исключительно о соперничестве за место под солнцем.
"Не совсем верно говорить о том, что мы видим в водителях, которые берут пассажира "у бордюра", своих конкурентов. Скорее мы призываем их переходить в более прозрачную систему, получить статус официальных перевозчиков и возможность пополнить бюджет семьи", - сообщил в комментарии корреспонденту abctv.kz представитель inDriver в Казахстане Павел Платонов.
В адрес компании поступили претензии на нарушения в налоговой сфере. За несколько месяцев до объявления о блокировке в комитете госдоходов министерства финансов РК указывали на отсутствие inDriver в списке казахстанских налогоплательщиков, отмечая, что компания зарегистрировала в РК свое представительство как "Индрайвер Франчайзинг". Впрочем, официальные ведомства, объявив о блокировке ресурса, не исключили для него возможности вернуться на казахстанский рынок.
"В случае приведения собственником или владельцем сервиса inDriver его деятельности в соответствие с требованиями законодательства доступ к ресурсу будет восстановлен", - отмечали в комитете транспорта.
Вторая попытка
Павел Платонов сообщил корреспонденту abctv.kz, что, приняв решение о возвращении на казахстанский рынок в 2017 году, inDriver решил соблюсти все формальности, чтобы избежать недоразумений в будущем. Компания начала работу в области услуг пассажирских перевозок на основе договора аренды с экипажем.
От сервиса, работающего по такому принципу, не требуется, чтобы все автомобили, с которыми он работает, были одного "фирменного" цвета, оснащались таксометрами, дополнительными опознавательными знаками, к ним не предъявляют таких требований, как в секторе такси, относительно предрейсового и послерейсового медосмотра. Вместе с тем в отличие от такси, здесь пользователь всегда заранее знает, в какую машину и к какому водителю он садится. Пассажир, заказав определенную машину на определенный маршрут, заключает договор аренды с экипажем.
"У нас в приложении есть публичная оферта по предоставлению доступа к сервису. Пользователь, устанавливая приложение на свой смартфон, соглашается с условиями этой публичной оферты. Это полностью соответствует требованиям как международных стандартов, так и казахстанского законодательства, в частности Гражданского кодекса. Данный аспект комитетом транспорта не регулируется, так что сегодня мы полностью работаем в правовом поле", - пояснил представитель компании.
На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано более 12 тысяч казахстанских водителей, предлагающих свои услуги на основе фрахтования транспортного средства. Что касается налоговых поступлений, то при средней стоимости поездки 400 тенге из расчета на 1 млн поездок компания планирует заплатить в бюджет РК порядка 17 млн тенге.
За то время, на которое inDriver вынужденно вышел из игры, рынок услуг пассажирских перевозок претерпел значительные изменения, в первую очередь вызванные запуском интернет-сервисов Uber и "Яндекс.Такси".
По мнению президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константина Горожанкина, выход данных компаний, безусловно, пошел на пользу рынку перевозок. Инновационные решения, известные во многих странах мира, появились в стране, хотя прецедент с блокировкой inDriver пошел в минус еще и потому, что другие участники не могли оставаться уверенными в своем будущем.
По словам эксперта, жители казахстанских городов, где появились новые сервисы, достаточно быстро освоились с ними. Интерфейс приложений понятен даже не слишком "продвинутому" пользователю, к тому же казахстанцы, имевшие возможность опробовать онлайн-службы перевозок в зарубежных поездках, уже имели представление о принципах их работы. Люди действительно получили возможность выбирать не только между официальными перевозчиками и бомбилами за рулем видавших виды авто, согласными на более низкие расценки, но не гарантирующими знание города, а главное – безопасность поездки.
А вот для традиционного таксомоторного рынка деятельность новых игроков оказалась вызовом. Для создания службы такси привычного формата необходим автопарк, отвечающий определенным требованиям в плане оснащения автомобилей, обеспечения регулярного техосмотра, а также диспетчерская служба, и все это связано с немалыми расходами. Схема работы таких сервисов, как Uber и inDriver, допускает, что попробовать себя в качестве водителя такси потенциально может каждый водитель. Не случайно в мировой практике Uber были прецеденты, когда деятельность компании наталкивалась на сопротивление таксистов, выложивших немалые деньги за лицензию, но вынужденных терять заработок в результате конкуренции с новым игроком. В случае с "Яндекс.Такси" схема другая: сервис работает с официальными таксопарками, и к концу прошлого года к нему было подключено порядка 2 тысяч автомобилей.
Сегодня, отмечает заместитель председателя правления АО "Центр развития Алматы" Асет Абдуалиев, онлайн-сервисы пассажирских перевозок набирают популярность, в частности, среди жителей бывшей столицы. Цифры по итогам прошлого года пока не озвучены, и во многом объем этого сектора трудно посчитать досконально, ведь совсем не факт, что каждый загрузивший приложение будет пользоваться услугами онлайн-такси или решит подработать с Uber или inDriver. Но очевидно, что данный сегмент уверенно конкурирует как со службами такси традиционного формата, так и с частными перевозчиками, от которых как раз и ушли многие пассажиры, впервые установившие мобильные приложения по вызову такси.
Одним из главных аргументов против новых участников рынка официальные игроки называли отсутствие гарантий безопасности. В самих компаниях это утверждение считают несправедливым. Тот же Uber, отмечает Константин Горожанкин, предъявляет строгие требования к тому, чтобы автомобиль был не старше определенного года выпуска. Это означает, что с компанией по определению может сотрудничать человек, имеющий достаточно стабильное положение. В "Яндекс.Такси", отмечают в пресс-службе компании, действует своя система контроля за состоянием автомобиля: требуется регулярно присылать фотографии автомобиля в разных ракурсах, чтобы показать, что машина готова к работе на линии. Фотографии (свою и своего автомобиля) обязан предоставить и водитель, решивший работать с inDriver. Практически все компании практикуют систему рейтингов для водителей, составлять которую помогают сами пользователи.
"Чем больше отзывов и чем выше оценки, тем выше у водителя шанс получить выгодный заказ. В отличие от "бордюра" и традиционного такси пользователь, заказывая машину, уже может рассчитывать, что за рулем такси окажется добросовестный человек, который, например, не станет курить в салоне или подсаживать пассажиров. В свою очередь, автомобили постоянно находятся под диспетчерским контролем, отслеживается корректное следование по маршруту", - рассказывает Павел Платонов.
Дебют новых сервисов на казахстанском рынке не обошелся без накладок, и во многом это следствие особенностей менталитета. В социальных сетях можно прочитать истории о том, как водители в дополнение к оплате по карте просят добавить наличными, заезжают по пути на заправку, умалчивая о том, что за дополнительно потраченное время придется платить пассажиру, об оказавшихся сюрпризом неоправданно высоких коэффициентах в часы пиковой нагрузки. В этом отношении политика "цену определяет пассажир" позволяет обезопасить себя от неприятных сюрпризов, хотя, учитывая те же особенности менталитета, о гарантиях говорить не стоит.
Для кого такая схема действительно может оказаться полезной, считает Асет Абдуалиев, так это для жителей ближайших к крупным городам поселков и райцентров. На этих направлениях расценки традиционных служб такси и сервисов, в которых цена поездки определяется приложением, очень высоки.
"Услуги, подобные inDriver , оптимальны в качестве так называемого сервиса попутчиков. Если водителю по пути и его устроит цена, озвученная пользователем в приложении, он вполне может за разумную сумму подвезти нескольких человек до города, и людям не придется в любую погоду ловить машину на трассе", - считает г-н Абдуалиев.
Таким же образом жители пригорода могут принимать заказы вечером, возвращаясь с работы домой. Онлайн-сервис попутчиков при условии демократичных цен может оттянуть на себя часть рынка пригородных пассажирских перевозок, на котором во многих направлениях частный извоз до сих пор остается единственной альтернативой автобусам и маршруткам.
Юлия Кузнецова