DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Онлайн-попутчики затягивают сеть

Онлайн-попутчики затягивают сеть

На рынке сервисного такси обостряется конкуренция.

09 Февраль 2017 18:52 8024

Онлайн-попутчики затягивают сеть

Автор:

Юлия Кузнецова

Рынок онлайн-сервисов пассажирских перевозок в Казахстане начал развиваться весьма активно: в прошлом году казахстанцы оценили возможности приложений Uber и «Яндекс.Такси», а в январе нынешнего года меморандум с АО «Центр развития Алматы» подписал inDriver.  

Напомним, что международный интернет-агрегатор пассажирских, грузовых, междугородних перевозок, вышедший на рынок усилиями команды разработчиков из Якутска, уже начинал работу на казахстанском рынке в 2014 году и быстро нашел популярность среди пользователей мобильных приложений. Однако в апреле 2016 года деятельность inDriver в Казахстане была заблокирована по инициативе комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК. На тот момент число установок приложения в Казахстане приближалось к 2 млн, объемы заказов росли. Официально интернет-сервису вменили в вину нарушение пункта 4 статьи 26 Закона РК «Об автомобильном транспорте».

Основная претензия заключалась в том, что регулятор отнес деятельность inDriver к категории такси. А согласно норме закона, «информационно-диспетчерская служба такси, создаваемая лицом, не являющимся перевозчиком такси, должна заключить договор по информационно-диспетчерскому обслуживанию с перевозчиками, включенными в Реестр перевозчиков такси». Кроме того,  поясняли тогда в МИРе, информационно-диспетчерская служба такси может оказывать свои услуги перевозчикам, которые исполняют требования по прохождению предрейсового техосмотра автотранспортных средств, предрейсового и послерейсового медосмотра водителей такси, своевременной замены такси в случае его неисправности и соблюдения режима труда и отдыха водителей.

При этом сами представители компании классифицировали inDriver не как службу такси, а как своего рода посредника между пассажирами и водителями. Во-первых, в отличие от официальных служб такси (а также от других интернет-агрегаторов) принцип работы сервиса заключается в том, что цену за поездку назначает сам пассажир, и если озвученная цена устраивает водителя, он выполняет заказ. Во-вторых, у компании нет своего автопарка, и в отличие от, скажем, «Яндекс.Такси» inDriver не работает с таксопарками. В-третьих, никто не может обязать водителя взять тот или иной заказ, как это происходит в службе такси.

Однако в комитете транспорта сделали акцент на то, что сервис поддерживает не игроков официального рынка, а таксистов-нелегалов, и заявили, что в течение года официальные таксомоторные парки направили несколько жалоб на действия интернет-сервиса. Так, председатель Карагандинской гильдии такси Виктор Шабанов утверждал, что водитель как минимум должен заключить договор с диспетчерской службой, чтобы в случае поломки автомобиля была возможность оперативно предоставить замену. Жалобы на действия сервиса высказывали представители Костанайского ТОО «Народное такси», а в Актюбинской области были составлены административные материалы в отношении водителей, занявшихся предпринимательской деятельностью в качестве перевозчика через приложение inDriver без направления соответствующего уведомления.

В пресс-службе inDriver не исключали, что за блокировкой могли стоять конкуренты, отмечая при этом, что компания не выступала на поле таксопарков, а большинство пользователей приложения ранее обращались не к услугам такси, а к тем, кого принято называть «бомбилами». И даже здесь речь не идет исключительно о соперничестве за место под солнцем.

«Не совсем верно говорить о том, что мы видим в водителях, которые берут пассажира «у бордюра», своих конкурентов. Скорее мы призываем их переходить в более прозрачную систему, получить статус официальных перевозчиков и возможность пополнить бюджет семьи», - сообщил в комментарии корреспонденту abctv.kz представитель inDriver в Казахстане Павел Платонов.

В адрес компании поступили  претензии на нарушения в налоговой сфере. За несколько месяцев до объявления о блокировке в комитете госдоходов министерства финансов РК указывали на отсутствие inDriver в списке казахстанских налогоплательщиков, отмечая, что компания зарегистрировала в РК свое представительство как «Индрайвер Франчайзинг». Впрочем, официальные ведомства, объявив о блокировке ресурса, не исключили для него возможности вернуться на казахстанский рынок.

«В случае приведения собственником или владельцем сервиса inDriver его деятельности в соответствие с требованиями законодательства доступ к ресурсу будет восстановлен», - отмечали в комитете транспорта. 

Вторая попытка
Павел Платонов сообщил корреспонденту abctv.kz, что, приняв решение о возвращении на казахстанский рынок в 2017 году, inDriver решил соблюсти все формальности, чтобы избежать недоразумений в будущем. Компания начала работу в области услуг пассажирских перевозок на основе договора аренды с экипажем.

От сервиса, работающего по такому принципу, не требуется, чтобы все автомобили, с которыми он работает, были одного «фирменного» цвета, оснащались таксометрами, дополнительными опознавательными знаками, к ним не предъявляют таких требований, как в секторе такси, относительно предрейсового и послерейсового медосмотра. Вместе с тем в отличие от такси, здесь пользователь всегда заранее знает, в какую машину и к какому водителю он садится. Пассажир, заказав определенную машину на определенный маршрут, заключает договор аренды с экипажем.

«У нас в приложении есть публичная оферта по предоставлению доступа к сервису. Пользователь, устанавливая приложение на свой смартфон, соглашается с условиями этой публичной оферты. Это полностью соответствует требованиям как международных стандартов, так и казахстанского законодательства, в частности Гражданского кодекса. Данный аспект комитетом транспорта не регулируется, так что сегодня мы полностью работаем в правовом поле», - пояснил представитель компании.

На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано более 12 тысяч казахстанских водителей, предлагающих свои услуги на основе фрахтования транспортного средства. Что касается налоговых поступлений, то при средней стоимости поездки 400 тенге из расчета на 1 млн поездок компания планирует заплатить в бюджет РК порядка 17 млн тенге.

За то время, на которое inDriver вынужденно вышел из игры, рынок услуг пассажирских перевозок претерпел значительные изменения, в первую очередь вызванные запуском интернет-сервисов Uber и «Яндекс.Такси».

По мнению президента Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса Константина Горожанкина, выход данных компаний, безусловно, пошел на пользу рынку перевозок.  Инновационные решения, известные во многих странах мира, появились в стране, хотя прецедент с блокировкой inDriver пошел в минус еще и потому, что другие участники не могли оставаться уверенными в своем будущем.

По словам эксперта, жители казахстанских городов, где появились новые сервисы, достаточно быстро освоились с ними. Интерфейс приложений понятен даже не слишком «продвинутому» пользователю, к тому же казахстанцы, имевшие возможность опробовать онлайн-службы перевозок в зарубежных поездках, уже имели представление о принципах их работы. Люди действительно получили возможность выбирать не только между официальными перевозчиками и бомбилами за рулем видавших виды авто, согласными на более низкие расценки, но не гарантирующими знание города, а главное – безопасность поездки.

А вот для традиционного таксомоторного рынка деятельность новых игроков оказалась вызовом. Для создания службы такси привычного формата необходим автопарк, отвечающий определенным требованиям в плане оснащения автомобилей, обеспечения регулярного техосмотра, а также диспетчерская служба, и все это связано с немалыми расходами. Схема работы таких сервисов, как Uber и inDriver, допускает, что попробовать себя в качестве водителя такси потенциально может каждый водитель. Не случайно в мировой практике Uber были прецеденты, когда деятельность компании наталкивалась на сопротивление таксистов, выложивших немалые деньги за лицензию, но вынужденных терять заработок в результате конкуренции с новым игроком. В случае с «Яндекс.Такси» схема другая: сервис работает с официальными таксопарками, и к концу прошлого года к нему было подключено порядка 2 тысяч автомобилей.

Сегодня, отмечает заместитель председателя правления АО «Центр развития Алматы» Асет Абдуалиев, онлайн-сервисы пассажирских перевозок набирают популярность, в частности, среди жителей бывшей столицы. Цифры по итогам прошлого года пока не озвучены, и во многом объем этого сектора трудно посчитать досконально, ведь совсем не факт, что каждый загрузивший приложение будет пользоваться услугами онлайн-такси или решит подработать с Uber или inDriver. Но очевидно, что данный сегмент уверенно конкурирует как со службами такси традиционного формата, так и с частными перевозчиками, от которых как раз и ушли многие пассажиры, впервые установившие мобильные приложения по вызову такси.

Одним из главных аргументов против новых участников рынка официальные игроки называли отсутствие гарантий безопасности. В самих компаниях это утверждение считают несправедливым. Тот же Uber, отмечает Константин Горожанкин, предъявляет строгие требования к тому, чтобы автомобиль был не старше определенного года выпуска. Это означает, что с компанией по определению может сотрудничать человек, имеющий достаточно стабильное положение. В «Яндекс.Такси», отмечают в пресс-службе компании, действует своя система контроля за состоянием автомобиля: требуется регулярно присылать фотографии автомобиля в разных ракурсах, чтобы показать, что машина готова к работе на линии. Фотографии (свою и своего автомобиля) обязан предоставить и водитель, решивший работать с inDriver. Практически все компании практикуют систему рейтингов для водителей, составлять которую помогают сами пользователи.

«Чем больше отзывов и чем выше оценки, тем выше у водителя шанс получить выгодный заказ. В отличие от «бордюра» и традиционного такси пользователь, заказывая машину, уже может рассчитывать, что за рулем такси окажется добросовестный человек, который, например, не станет курить в салоне или подсаживать пассажиров. В свою очередь, автомобили постоянно находятся под диспетчерским контролем, отслеживается корректное следование по маршруту», - рассказывает Павел Платонов.

Дебют новых сервисов на казахстанском рынке не обошелся без накладок, и во многом это следствие особенностей менталитета. В социальных сетях можно прочитать истории о том, как водители в дополнение к оплате по карте просят добавить наличными, заезжают по пути на заправку, умалчивая о том, что за дополнительно потраченное время придется платить пассажиру, об оказавшихся сюрпризом неоправданно высоких коэффициентах в часы пиковой нагрузки. В этом отношении политика «цену определяет пассажир» позволяет обезопасить себя от неприятных сюрпризов, хотя, учитывая те же особенности менталитета, о гарантиях говорить не стоит.

Для кого такая схема действительно может оказаться полезной, считает Асет Абдуалиев, так это для жителей ближайших к крупным городам поселков и райцентров. На этих направлениях расценки традиционных служб такси и сервисов, в которых цена поездки определяется приложением, очень высоки.

«Услуги, подобные inDriver , оптимальны в качестве так называемого сервиса попутчиков. Если водителю по пути и его устроит цена, озвученная пользователем в приложении, он вполне может за разумную сумму подвезти нескольких человек до города, и людям не придется в любую погоду ловить машину на трассе», - считает г-н Абдуалиев.

Таким же образом жители пригорода могут принимать заказы вечером, возвращаясь с работы домой. Онлайн-сервис попутчиков при условии демократичных цен может оттянуть на себя часть рынка пригородных пассажирских перевозок, на котором во многих направлениях частный извоз до сих пор остается единственной альтернативой автобусам и маршруткам. 

Юлия Кузнецова​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

О трудностях, с которыми придется столкнуться в посткарантинный период, перевозчики рассказали на встрече с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым.

27 Май 2020 09:27 350

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

Фото: Серикжан Ковланбаев

В Казахстане в связи с введением режима ЧП приостановлены международные перевозки пассажиров и багажа всеми видами автомобильного транспорта с КНР, Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном и Монголией, в том числе 117 регулярных маршрутов, а также транзитные пассажирские перевозки.

Также во время ЧП приостановлены городские и пригородные перевозки пассажиров в г. Нур-Султане, в г. Алматы и остальных регионах перевозки пассажиров были ограничены (временное ограничение, снижение частоты движения, а также перевозка пассажиров только по сидячим местам).

«Закрытие маршрутов общественных пассажирских перевозок на период карантина с учетом запрета международных, междугородних, городских, внутриобластных маршрутов предприятия общественного пассажирского транспорта понесли потери доходов. Доходы упали на 40%. Предприятия общественного пассажирского транспорта оказались в такой же ситуации, как другие закрытые виды деятельности (общепит, ТРЦ, ТД, рынки)», – сказал в ходе встречи директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Марат Абдрахманов.

Выход из сложившейся экономической ситуации предприниматели видят в получении введенных антикризисных налоговых преференций, также обеспечении акиматами выплат субсидий компаниям, осуществляющим социально-значимые перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах.

На 2020 год местные исполнительные органы регионов утвердили объем субсидирования в размере 36 млрд тенге, по плану сумма составляла 71 млрд тенге. При этом субсидирование не предусмотрено в Алматинской, Актюбинской, Костанайской и Мангистауской областях, транспортные компании находятся на грани закрытия. В остальных регионах, несмотря на снижение пассажиропотока, автобусные компании осуществляли перевозки пассажиров по установленным маршрутам, объем субсидирования остался на прежнем уровне.

«Нам необходимо получить субсидирование. На сегодня загрузка транспорта компании составляет 50%, или 38 маршрутных автобусов, ежедневная выручка едва перекрывает расходы на обслуживание и содержание транспорта, приобретение топлива, а также фонд оплаты труда. Наша компания работает более 22 лет, в штате у меня работает 180 водителей, 21 кондуктор, которых в связи с остановкой общественного транспорта мы были вынуждены отправить в отпуска без содержания. Часть затрат мы смогли компенсировать за счет социальной выплаты по потере дохода в размере 42 500 тенге», – говорит генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова.

С объявлением ЧП в городах заметно снизился пассажиропоток. Например, в Алматы пассажиропоток снизился в 10 раз (с 1,4 млн до 140 тысяч человек в день). На городских и пригородных маршрутах задействовано 12,5 тысячи автобусов и работают более 60 тысяч человек.

В этом году «Атамекеном» совместно с бизнесом и госорганами был разработан комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

«Разработка комплексных мер началась после поручения главы государства по итогам расширенного заседания правительства РК от 24 января. Комплексный план направлен на обеспечение стабильности пассажирских перевозок, его утверждение планируется в мае-июне 2020 года», – рассказал директор департамента логистики и перевозок Мурат Амрин.

Комплексный план предусматривает пять направлений:

  • пересмотр стоимости проезда пассажиров на городских маршрутах;
  • определение перечня социально значимых городских маршрутов;
  • обеспечение полноценного субсидирования городских маршрутов;
  • совершенствование законодательства в сфере пассажирских перевозок;
  • внедрение электронного билетирования и диспетчеризации.

Также Нацпалата инициировала в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предложение по освобождению деятельности пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам от уплаты НДС, что позволит снизить налоговую нагрузку на перевозчиков.

Карантинный транспортный коллапс

Проблемы авиа-, авто- и ж/д транспорта в Казахстане из-за введения ЧП.

10 Апрель 2020 16:15 2280

Карантинный транспортный коллапс

Фото: zakon.kz

Какие проблемы испытывает авиа-, авто- и железнодорожный транспорт в Казахстане. Сегодня на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством зампреда НПП Евгения Больгерта состоялось обсуждение ситуации в транспорте в период режима ЧП и мер по поддержке рынка.

Пассажиропоток на автотранспорте упал в 10 раз

Автомобильный транспорт в части пассажирских перевозок выполняет задачи по передвижению граждан. Как рассказал гендиректор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, из-за ограничивающих мер пассажиропоток по всем регионам в среднем упал в 10 раз. Перевозчики жалуются на сложившуюся тяжелую ситуацию, и особенно в регионах, в которых перевозки не субсидируются.

«Финансовое состояние предприятий неудовлетворительное. Мы не сможем покупать топливо, обеспечивать ремонт техники. Начнутся срывы маршрутов. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости распоряжения правительства, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы предприятий по топливу и заработной плате водителей. Затем мы хотели попросить, чтобы на этот год предприятия автотранспорта освободили от налога на транспорт и фонд оплаты труда», – сообщил Сабит Аманбаев.

По его данным, несмотря за запрет применения штрафных санкций, банки звонят и требуют оплачивать займы. В этой связи перевозчики просят о введении официального запрета на штрафные санкции по всем видам займов.

«По вопросам возмещения прямых расходов на топливо и заработную плату каждый акимат должен сам просчитать, потому что ситуация ежедневно меняется. То мы добавляем технику по заданиям акимата, то уменьшаем количество графика», – отметил глава Союза автотранспортников.

По его словам, в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты перевозчиков составили 1 млрд тенге, а доходность от реализации билетов составила 500 млн. Таким образом, убытки оцениваются в сумме полмиллиарда тенге. Идет взаимодействие с акиматом Алматы, который планирует возместить стоимость топлива.

«Так же должны взаимодействовать и во всех других регионах. Расчеты мы представим в скором времени», – резюмировал Аманбаев.

Доходы авиакомпаний и аэропортов рухнули на 95-97%

С 29 марта 2020 года практически приостановлены все пассажирские рейсы среди аэропортов Казахстана, как внутренние, так и международные. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особым разрешениям. Доходы авиакомпаний и аэропортов снизились практически на 95-97%. Об этом в ходе обсуждений рассказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.

По его данным, некоторые региональные аэропорты практически остались без доходов. Доходы, связанные с не авиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю.

«В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть кризис и необходимы меры господдержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», – сообщил Даулет Хамзин.

Он напомнил, что 26 марта было направлено совместное обращение от аэропортов Казахстана в канцелярию премьер-министра. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю, платы за использование гособъектов. Второй пункт – это предоставление налоговых каникул на налоги, начисляемые по фонду оплаты труда, социальные отчисления и выплаты в Фонд медицинского страхования. Также были просьбы от аэропортов, по крайней мере, тех, которые активно обслуживают международные рейсы и рейсы иностранных перевозчиков, произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019-2020 годы, который с трудом получают практически все аэропорты.

«Учитывая, что аэропорты – это субъекты естественной монополии и постоянно сдают отчеты в КРЕМ, естественно, необходимо предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ, которые вкладываются в регулируемые тарифы, и освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение этих инвестиционных программ в 2020 году. Так как все инвестиционные проекты практически во всех аэропортах были приостановлены», – отметил Даулет Хамзин.

Также, по его словам, есть проблемы, связанные с приобретением ГСМ и их стоимостью в условиях резкого падения цен на нефть. Тренд по снижению стоимости авиакеросина в Казахстане наметился, но, тем не менее, средняя оптовая стоимость поставок процентов на 30 выше, чем среднерыночная стоимость в Европе и других частях мира.

«То есть наши ресурсодержатели и давальцы не такими темпами снижают стоимость керосина, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авиакеросин становится самым дорогим в мире. Чтобы как-то поддержать авиаперевозчиков, которые, надеюсь, возобновят работу после снятия карантинных мероприятий, мы вышли с предложением рассмотреть покрытие части затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги за счет государства. Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы те могли возобновить авиаперевозки», – подчеркивает Д. Хамзин.

По мнению и. о. директора столичного аэропорта, данный пункт является одним из самых важных, потому что позволит максимально быстро восстановить авиаперевозки, стимулировать авиаперевозчиков восстановить рейсовую инфраструктуру. Также авиаперевозчики вышли с предложениями субсидировать и компенсировать потери, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из зарубежных стран, а также с вынужденным возвратом билетов в большом объеме. Для многих авиакомпаний этот денежный отток является существенным ударом. Как одно из предложений от наших авиакомпаний – ввести нулевой НДС на внутренние перевозки и обеспечить освобождение от таможенных пошлин и уплаты НДС при ввозе запасных частей для обслуживания воздушных судов.

Также Даулет Хамзин отметил проблему утечки квалифицированных кадров. По его словам, многие авиакомпании привлекают иностранных граждан.

«В связи с этим выходит с предложением упростить для иностранных граждан процедуру получения рабочих виз без выезда с территории Казахстана, так как многие из них оказались невыездными во время карантина», – озвучил проблему и. о. директора столичного аэропорта.

Также он отметил, что в части по «Казаэронавигации» предприятие просит предоставить понижающие коэффициенты до 50% на выполнение внутренних рейсов. Со стороны государства предлагается освободить от дивидендов за 2020 и 2019 год компании с госучастием. Такие как «Казаэронавигация», государственные аэропорты и так далее.

Стоимость авиакеросина мешает конкурировать с аэропортами России

В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Кусаев Абдул отметил, что на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках.

«Нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15% дешевле, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита аэропорты России. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже керосина в больших объемах. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому мы бы хотели, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и что бы цены держали на том же уровне», – подчеркнул Кусаев Абдул.

Также Даулет Хамзин отметил, что ресурсодержатели обратились в министерство энергетики и получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана.

«Вместо того чтобы привести цены на авиакеросин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов – Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. В то время как мы не можем привлечь транзитный потенциал и в достаточной степени предложить конкурентные цены для компании, которые летят через аэропорты Казахстана», – констатировал Даулет Хамзин.

По его словам, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана, по статистике, потребляют от 650 тысяч тонн за год. Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных перевозок, предполагалось, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в керосине выросла бы до 850 тысяч тонн в год.

Прогнозное падение на 10-30% в железнодорожном транспорте

По словам председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Ильи Сегала, ситуацию анализировали в январе, когда пошла проблема от коллег по перевозкам с Китаем. По его словам, какие проблемы сегодня появились у компании: на 14% вырос курс швейцарского франка – это валюта ж/д тарифа, на 15% – валюта расчета между экспедитором и иностранным партнером. После введения 16 марта ЧП ассоциация на основании опроса и обсуждения с компаниями определила основные проблемы и сформировала основные причины их возникновения и предложения по поддержке. 8 апреля письмо направлено на имя премьер-министра Казахстана.

По данным ассоциации, до 10% вагонов стоят без работы или не могут быть отремонтированы в связи с тем, что проблемы с закупом и поставками колесных пар.

«Компания прогнозирует, что к уровню девяти месяцев прошлого года падение составит 10-30%, причем убытки на 55% связаны с введением режима ЧП и его последствиями, а остальные – от роста курса доллара и швейцарского франка. У компаний стоят проблемы по сохранению подготовленного высококвалифицированного персонала, оплате труда и возможности продолжения своей деятельности, к сожалению», – рассказал Илья Сегал.

По его словам, без господдержки национальные ж/д компании и предприятия МСБ, которые работают в сфере ж/д перевозок, не устоят в этой ситуации. По оценкам, это может ухудшить качество жизни с учетом коэффициента семейственности – более 100 тысяч человек. В качестве мер поддержки Илья Сегал озвучил налоговые каникулы, отсрочки платежей других видов налогов без начисления штрафов и пени, освобождение от налога на имущество, транспорт, землю, отсрочки выплат по банковским займам до 1 октября, рефинансирование текущих кредитов. А также введение запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пени, отмена сбора на хранение порожних вагонов на эксплуатационных путях, представление скидок АО «НК «КТЖ», если будет господдержка, она тоже сможет это сделать, резюмировал председатель наблюдательного совета.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: