НПП "Атамекен" предлагает отменить утильсбор на сельскохозяйственную технику

Как известно, с 1 января 2016 года в Казахстане применяется принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) по утилизации отходов в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

НПП "Атамекен" предлагает отменить утильсбор на сельскохозяйственную технику

В случае отсутствия собственной переработки отходов производители (импортеры) обязаны оплачивать утилизационный сбор оператору РОП. Изначально РОП распространялся на автотранспортные средства и их компоненты (шины, аккумуляторы, масла и др.), в последующем виды продукции постоянно пополнялись (упаковка, кабель и т. д.).

К сожалению, с 23 декабря 2019 года приказом № 95 министерством экологии внедрен РОП на сельскохозяйственную технику, преимущественно отечественной сборки. До этого был проведен ряд "жарких" обсуждений о целесообразности введения утильсбора на всю сельхозтехнику вне зависимости от страны-происхождения, в том числе на площадке НПП.

По итогам обсуждений была достигнута договоренность о не введении утильсбора на сельхозтехнику, указанную в комплексном плане мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций, такую как CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США), Codaf SRL, Same Deutz Fahrу и др. Другими словами, утильсбор был распространен на ту сельхозтехнику, которая производится в Казахстане, и сельхозтехнику, не указанную в комплексном плане.

Однако в феврале т. г. ЕЭК по инициативе РФ направила письмо о необходимости создания в Казахстане равных условий взимания утильсбора вне зависимости от происхождения сельхозтехники и вынесения данного вопроса на Совет ЕЭК.

В свою очередь, НПП на заседании координационного совета по экономической интеграции при правительстве РК выступила против вынесения данного вопроса на Совет ЕЭК в связи с отсутствием соответствующего заключения ЕЭК о том, что нормы приказа № 695 действительно имеют признаки препятствия или барьера для внутреннего рынка ЕАЭС. Однако данный вопрос все же был вынесен на Совет ЕЭК, и было принято решение об устранении Казахстаном "препятствий" на внутреннем рынке.

В реализацию данного решения министерством экологии в адрес НПП было направлено экспертное заключение проекта приказа "О внесении изменений в приказ министра энергетики РК от 4 декабря 2015 года № 695 "Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)" в части исключения освобождения от утилизационного платежа импортной сельхозтехники.

НПП было дано отрицательное заключение на внесение изменений в действующий приказ.

К сожалению, несмотря на отрицательное заключение НПП, министерство экологии РК внесло изменения в приказ и распространило утильсбор на импортную сельхозтехнику. В связи с чем фермеры будут вынуждены оплачивать утильсбор на высокопроизводительную иностранную сельхозтехнику (Jonn Deer, Claas и другие), стоимость которой увеличится на 10% и более.

К примеру, комбайн New Holland 410 подорожает в среднем на 16% и составит 77 млн тенге, комбайн John Deere W550 соответственно 12% и 105 млн тенге. Тогда как в настоящее время отечественные фермеры критически нуждаются в обновлении сельхозтехники, 80% которой изношены. Усугубляет ситуацию волатильность курса валюты, из-за которой стоимость сельхозтехники ежегодно растет вне зависимости от происхождения (отечественная и импортная).

Только в текущем году по сравнению с прошлым годом сельхозтехника подорожала от 10% до 15%. К примеру, комбайн Есиль-760 отечественной сборки за последние пять лет вырос с 23 млн до 60 млн тенге, или на 252%. Значительную роль в удорожании сельхозтехники могло сыграть именно введение утильсбора.

В среднем ежегодно казахстанские фермеры приобретают 2700 тракторов, из которых 1900 – импортные (70%), 1050 комбайнов, из которых 630 – импортные (60 ).

По состоянию на начало 2020 года в Казахстане насчитывается 3551 импортный трактор, в том числе 1276 тракторов марки John Deere, 1101 трактор марки Buhler Versatile (Канада), 467 тракторов марки Case New Holland и др., а также 4603 импортных зерноуборочных комбайна, в том числе 2311 комбайнов марки John Deere, 1322 комбайна марки CLAAS, 387 комбайнов марки Case New Holland и др.

Таким образом, в Казахстане только марки John Deere работает порядка 3876 тракторов, комбайнов и посевных комплексов. Бесспорно, импортная сельхозтехника эффективнее сельхозтехники отечественной сборки, более надежная и качественная.

Соответственно, дороже, но и фермер знает, за что переплачивает. Можно и нужно развивать в стране отечественное машиностроение, сервисные центры данных марок импортной сельхозтехники, локализацию производства отдельных узлов и агрегатов.

Но надо признать, что нынешняя очень сложная ситуация в стране и мире вносит свои коррективы в инвестиционную активность мировых компаний, и в ближайшее время данные компании, скорее всего, не начнут производство в нашей стране. В связи с чем считаем целесообразным освободить либо значительно снизить ставку утильсбора на сельхозтехнику!

Если мы сейчас не поддержим своего фермера, завтра будем поддерживать иностранного. В целях снижения действующей нагрузки на отечественных фермеров НПП предлагает на рассмотрение следующие варианты решений. Ввести мораторий на несколько лет в отношении утилизационного платежа на сельхозтехнику либо пересмотреть базовую ставку и коэффициенты платы за утилизацию в отношении сельхозтехники в сторону значительного снижения в соответствии с мировым опытом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться