"В основном граждане обращались по вопросам рефинансирования ипотечных займов, по реабилитации кредитных историй, деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств", – рассказал Александр Терентьев, директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг.
Ниже представлены самые популярные вопросы и ответы на них.
Снижение финансовой нагрузки ипотечных заемщиков СУСН
Вопрос: Здравствуйте, я являюсь опекуном ребенка-инвалида СУСН. У меня есть ипотечный заем, брала квартиру в ипотеку. В данный момент не могу оплачивать. Подскажите, что можно предпринять?
Ответ: Для поддержки ипотечных заемщиков, снижения их долговой нагрузки и сохранения единственного жилья с 2015 года реализуется Программа рефинансирования ипотечных займов.
Программа направлена на рефинансирование займов 2004-2009 годов, а также займов в иностранной валюте, выданных до 1 января 2016 года.
С 27 апреля 2021 года в Программу рефинансирования ипотечных жилищных займов внесены изменения, согласно которым меры финансовой поддержки дополнительно будут оказаны ипотечным заемщикам, являющимся законными представителями несовершеннолетних и/или лиц, имеющих инвалидность, а также заемщикам, на попечении (иждивении) которых находится лицо, имеющее статус СУСН и которые несут расходы на содержание, лечение нетрудоспособных граждан. Опекунство должно быть подтверждено на 1 января 2021 года.
С условиями Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов можно ознакомиться на сайте официальном интернет-ресурсе Агентства.
Для рефинансирования ипотечного займа в рамках программы вам необходимо обратиться с заявлением и подтверждающими документами в свой банк-кредитор.
Взаимодействие с коллекторскими агентствами
Вопрос: Могут ли коллекторские агентства беспокоить родственников и малознакомых людей? Насколько правомерны их действия?
Ответ: Коллекторское агентство вправе взаимодействовать с должником, и (или) его представителем, и (или) третьим лицом, связанным обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита. Если в договоре указано согласие на контакты с третьими лицами в случае возникновения просрочки, то действия коллекторов легитимны.
Вопрос: Имеют ли право коллекторские агентства блокировать банковский счет должника?
Ответ: У коллекторских агентств нет прав на осуществление блокировки банковского счета должника, а также на взыскание задолженности в безакцептном порядке путем выставления платежных требований к счетам должников.
Аресты на банковские счета могут налагаться только на основании судебных актов и судебными исполнителями на основании постановлений судебных исполнителей, санкционированных прокурором, в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законом об исполнительном производстве.
Для выяснения причин наложения ограничений на банковский счет необходимо проверить свои данные через единый реестр должников и временно ограниченных на выезд должников или обратиться в банк, где открыт счет.
Вопрос: Где можно просмотреть список коллекторских агентств?
Ответ: С реестром коллекторских агентств, которые прошли учетную регистрацию в Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, вы можете ознакомиться на официальном интернет-ресурсе Агентства в разделе "Документы".
Механизм реабилитации заемщиков
Вопрос: Добрый день! Как получить статус "реабилитирован" по своим кредитам?
Ответ: В целях восстановления доступа к финансовым услугам с 9 апреля т. г. Агентством введен механизм реабилитации заемщиков, имеющих негативную кредитную историю и нуждающихся в реструктуризации проблемной задолженности.
Механизм реабилитации предусматривает присвоение заемщику статуса "реабилитирован" в системе кредитных бюро. Данный статус будет являться подтверждением добросовестного выполнения гражданином своих обязательств перед банками и другими кредиторами
Для получения статуса не потребуется предоставление каких-либо документов, процедура проводится кредитным бюро по истечении 12 месяцев после погашения просроченного долга и при отсутствии в этот период иной просроченной задолженности.
Если просроченная задолженность заемщика погашена не полностью, а частично, банками будет проведена индивидуальная работа с каждым таким заемщиком по оценке его платежеспособности для последующего составления плана реабилитации с более удобным графиком погашения.
Соответственно, получение статуса "реабилитирован" такими заемщиками возможно при условии выполнения плана реабилитации и при отсутствии за последние 12 месяцев иной просроченной задолженности. Данная услуга предоставляется бесплатно. Для проверки статуса граждане могут обратиться в государственное кредитное бюро.
Вопрос: У меня ограничен выезд за границу. Где я могу посмотреть, состою ли я в реестр должников?
Ответ: С Реестром должников вы можете ознакомиться на официальном интернет-ресурсе министерства юстиции Республики Казахстан.
Взаимодействие с организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность
Вопрос: Здравствуйте! Я мать-одиночка, ранее брала кредиты в МФО. Сейчас не могу оплачивать, помогите изменить график!
Ответ: Подписав договор микрокредита, заемщик автоматически подтверждает свое согласие со всеми условиями договора и принимает на себя права и обязанности, в том числе по своевременному возврату микрокредитов с оплатой вознаграждения микрофинансовым организациям.
Напоминаем, что перед подписанием договора необходимо внимательно изучить основную информацию – это права заемщика и микрофинансовой организации, ответственность сторон за нарушение обязательств и общие условия договора.
По вопросу изменения условий погашения микрокредитов вам необходимо обратиться с письменными заявлениями в микрофинансовую организацию, с приложением необходимых для их рассмотрения документов, содержащих сведения о причинах возникновения просроченной задолженности, доходах и других обстоятельствах, которые обуславливают необходимость изменения условий договора микрокредита.
Микрофинансовая организация рассматривает заявление в порядке и сроки, установленные законодательством РК, с принятием соответствующего решения об отказе либо удовлетворении изменений условий договора.
Вопрос: Регулируется ли Агентством деятельность микрофинансовых организации?
Ответ: С 1 января 2021 года для защиты граждан и снижения рисков мошенничества на рынке микрокредитования введено лицензирование организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность (далее – МФО).
Для обеспечения устойчивости МФО, наличия финансовых, технических средств и персонала для соблюдения минимальных стандартов в ноябре 2019 года были установлены требования к размерам уставного и собственного капиталов МФО.
Требованиями к размерам уставного и собственного капиталов МФО предусматривается поэтапное до 2023 года повышение минимальных значений капиталов для МФО с 30 млн тенге до 100 млн тенге, для кредитных товариществ – с 10 млн тенге до 50 млн тенге, для ломбардов – с 10 млн до 70 млн тенге. При этом вновь создаваемые организации должны сформировать уставный и собственный капитал на уровне повышенных минимальных значений.
В отношении действующих организаций микрофинансового рынка, не обратившихся в установленный срок в АРРФР за лицензией либо которым было отказано в получении лицензии, будут приняты меры по принудительной реорганизации либо ликвидации в судебном порядке.
Признаки финансовых пирамид
Вопрос: Подозрительная организация, обещают золотые горы и финансовую независимость моей супруге. Имеют представительства в нескольких городах Казахстана, активно проводят презентации, но 100% уверен, что это финансовая пирамида. Какие признаки у финансовых пирамид?
Ответ: Если вы сомневаетесь в законности деятельности организации, рекомендуем в любом случае не осуществлять вложения в такие компании.
Напоминаем об основных признаках финансовых пирамид:
- Отсутствие лицензии финансового регулятора на осуществление деятельности по привлечению денежных средств.
- Выплата денежных средств новым участникам из вносов других вкладчиков.
- Отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов.
- Подозрительно, если компания зарегистрирована "буквально вчера", накануне сбора средств, у нее минимальный уставный капитал и единственный учредитель. Особенно это подозрительно, когда компания позиционирует себя как успешная и развивающаяся.
- Организация активно рекламируется и публично обещает неслыханно высокий доход, намного выше рыночного уровня.
- Вам заявляют, что рисков нет. Настоящие инвестиционные компании предупреждают вкладчиков о рисках.
- Предварительные взносы – надо внести небольшую сумму денег, как правило, наличными, чтобы вас допустили до возможности вложиться в проект (и потом получать гигантские дивиденды). Это явный признак нечестной игры.
- Если компания заявляет, что инвестирует ваши деньги в высокодоходные предприятия (к примеру, нефте- или золотодобыча, строительство), просите документальные подтверждения. Документов нет – 100%, что перед вами мошенники.
- Из договора непонятно, несет ли компания ответственность перед вами в случае, если что-то пойдет не так. И вы не несите им свои деньги ни в коем случае.
- Вас просят привести новых клиентов – это еще один аргумент в пользу того, что перед вами непрозрачная финансовая схема, где хотят нажиться на других.
Вопрос: В течение какого времени рассматриваются обращения, направленные в Агентство?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц", обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.
Согласно части 1 пункта 2 статьи 8 закона об обращениях, обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу.
Если нарушены ваши права, как потребителя финансовых услуг, вы можете обратиться в Агентство:
- с письменным обращением по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;
- по электронной почте: info@finreg.kz, tal@finreg.kz;
- в Управления региональных представителей по территориальной принадлежности.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора