Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в августе

Редакция сайта Inbusiness.kz традиционно собрала самые популярные вопросы от граждан за август 2021 года и адресовала их Александру Терентьеву, директору Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в августе

Мобильное приложение Fingramota Online набирает популярность у пользователей. Здесь представлено 14 тематических разделов, с помощью которых можно задать соответствующие вопросы и получить компетентные и оперативные разъяснения. Пользуясь случаем, призываю скачивать приложение через Google Рlay или App Store, это повысит ваши финансовые знания, здесь же вы сможете получить ответы на многие интересующие вопросы в режиме 24/7. С 25 июня 2020 года, т. е. с момента функционирования мобильного приложения, поступило свыше 5 тыс. обращений. С начала текущего месяца посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей.

В августе граждане активно задавали вопросы, связанные с ходом реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов/ипотечных займов, взаимодействием с коллекторскими агентствами, защитой конфиденциальных данных пользователя и противодействием финансовым пирамидам.

Вопрос: До какого срока необходимо подать заявление в банк для получения дополнительной помощи представителям СУСН по программе рефинансирования?

Ответ: Здравствуйте! В связи с пандемией COVID-19 и введением жестких карантинных ограничений в 2020 году, а также сложной эпидемиологической ситуацией в текущем году правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка 16 июля 2021 года принято решение о продлении срока оказания дополнительной финансовой помощи ипотечным заемщикам до 1 ноября 2021 года.

Для охвата большего числа ипотечных заемщиков и предоставления им времени для подготовки пакета документов в банки срок для обращения заемщиками с заявлением на получение дополнительной помощи по программе продлен до 1 октября 2021 года.

Соответственно, ваше заявление будет рассмотрено, если поступит в банк до указанного срока, и по нему будет принято необходимое решение об оказании финансовой помощи по займам.

Вопрос: Я являюсь гарантом по займу моего родственника. В связи с чем есть вопросы: когда гарантия прекращается в соответствии с законом и может ли должник перевести свой долг на другое лицо?

Ответ: Здравствуйте! В соответствии со статьей 35 закона о банках возвратность кредитов может обеспечиваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК) предусмотрено, что в силу гарантии гарант обязывается перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично солидарно с должником, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

При этом лица, совместно давшие гарантию, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не установлено договором гарантии.

Согласно статье 336 ГК РК, гарантия и поручительство прекращаются с прекращением обеспеченного им обязательства, если договором не предусмотрены иные случаи прекращения гарантии, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для гаранта и поручителя, без согласия последних.

Гарантия и поручительство прекращаются с переводом на другое лицо долга по обеспеченному гарантией или поручительством обязательству, если гарант или поручитель не дали кредитору согласия отвечать за нового должника.

Гарантия и поручительство прекращаются, если по наступлении срока исполнения обеспеченного им обязательства кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или гарантом и поручителем.

Согласно пункту 1 статьи 348 ГК РК, перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Таким образом, решение по вопросам перевода долга заемщика на другое лицо кредитор принимает самостоятельно в соответствии со своими внутренними процедурами.

Вопрос: В Интернете много рекламы сомнительных организаций, возможно, это финансовая пирамида. Как распознать мошенников, есть ли у финансовых пирамид особые признаки, на которые следует обратить внимание?

Ответ: Здравствуйте! Организаторы современных финансовых пирамид умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете. Поэтому, чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее признаки.

Вот основные их них:

  • отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
  • обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
  • выплата средств за привлечение новых участников;
  • гарантирование получения доходности при вложении в "инвестиционные" проекты;
  • массированная реклама в СМИ, Интернете;
  • отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
  • отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.

Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.

Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и Агентство РК по финансовому мониторингу.

В Казахстане предусмотрены: уголовная ответственность – за создание и (или) руководство деятельностью финансовой пирамиды (в соответствии со статьей 217 Уголовного кодекса РК); административная – за производство, распространение и размещение рекламы деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды (в соответствии со статьей 150 Кодекса РК "Об административных правонарушениях").

Вопрос: Вправе ли микрофинансовая компания принимать вклады?

Ответ: Здравствуйте! Нет, право привлекать вклады в Казахстане имеют только банки второго уровня и АО "Казпочта". Именно данные организации имеют лицензию на прием вкладов от граждан, выданную Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. Проверить наличие лицензии можно на сайте финрегулятора.

Вопрос: Как проверить брокера, настоящий ли он или мошенник?

Ответ: Здравствуйте! Брокер вправе совершать сделки с ценными бумагами за счет и в интересах своего клиента только на основании лицензии уполномоченного органа Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка и при условии заключения соответствующего договора об оказании брокерских услуг между брокером и клиентом. Поэтому необходимо проверить на сайте Агентства наличие у данного брокера лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Реквизиты данного брокера, указанные на интернет-ресурсе финрегулятора, должны совпадать с реквизитами, указанными в лицензии.

Вопрос: В каких случаях и на каких основаниях банк может ввести запрет на осуществление операций с использованием платежной карточки физического лица – как на оплату товаров, так и на снятие денег?

Ответ: Здравствуйте! Эти случаи прописаны пунктом 80 Правил выпуска платежных карточек, а также в требованиях к деятельности по обслуживанию операций с их использованием на территории Республики Казахстан, утвержденных постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 205.

Так, банк-эмитент может заблокировать платежную карточку, если:

  • владелец платежной карточки сообщил менеджеру банка об ее утере, краже или несанкционированном использовании;
  • держатель "пластика" не исполняет договор о выдаче платежной карточки;
  • не соблюдается внутренний документ пользования платежной карточкой, предусмотренный договором между сторонами.

Условия блокирования платежной карточки оговариваются в договоре о ее выпуске. Поэтому, прежде чем подписывать договор, необходимо внимательно с ним ознакомиться.

Вопрос: Что делать, если я сообщил мошенникам данные с карты?

Ответ: Здравствуйте! В случае если мошенникам обманным путем удалось заполучить данные вашей платежной карты и/или коды, приходящие посредством SMS, вам следует как можно скорее обратиться в банк-эмитент и заблокировать карточку и счет, к которому она привязана. Также необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве.

Отметим, что информацию о том, что персональные данные ни в коем случае нельзя передавать третьим лицам, банк напоминает клиентам постоянно как при заключении договора, так и при отправке кодов подтверждения для осуществления денежных переводов.

В АРРФР можно обратиться в случае несоблюдения банком (или иной финансовой организацией, а также микрофинансовой организацией) условий договора и протокола безопасности.

Поэтому, чтобы обезопасить себя и свои финансы, необходимо помнить основные правила безопасности:

  1. Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.
  2. Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код.
  3. Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка.
  4. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам, даже родственникам, в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.
  5. В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка.
  6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.
  7. При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН­-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз.
  8. Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через Интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера.
  9. Подключите SMS или push-уведомления, чтобы оперативно отслеживать все изменения счета и совершенные транзакции. Таким образом, вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по своей карте.

Помните! Представители банков никогда не попросят вас сообщить реквизиты счетов и банковских карт, ПИН-коды, CVV-коды и другую конфиденциальную информацию. В случае если у вас запрашивают такую информацию, сообщите об этом факте по горячей линии вашего банка.

Вопрос: Меня беспокоит сотрудник одной коллекторской организации, но никаких займов у меня нет. Я хочу, чтобы эти звонки прекратились. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Ответ: Здравствуйте! В соответствии с Законом РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" вы можете обратиться в Агентство:

✅письменно, через курьера, по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21;

✅ по электронной почте: info@finreg.kz;

✅ через портал электронного правительства egov.kz;

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора