Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в январе

Редакция сайта Inbusiness.kz собрала часто задаваемые вопросы от граждан в сфере финансового сектора за январь 2022 года. 

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в январе

На вопросы мы попросили ответить Александра Терентьева, директора Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.

В целях повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует call-центр по номеру: +7-727-237-1000.

Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами.

В целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи с населением в Агентстве с 25 июня 2020 года функционирует мобильное приложение Fingramota Online.

В январе текущего года граждане задавали вопросы, связанные с получением отсрочки платежей по банковским займам и микрокредитам, реструктуризацией просроченной задолженности по кредитам, противодействием финансовому мошенничеству и финансовым пирамидам.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что означает "отсрочка по кредиту"? То есть если у меня нет возможности погашать кредит, то я обращаюсь в свой банк за отсрочкой и приступаю к ежемесячным взносам по кредиту спустя несколько месяцев, пока мое финансовое положение не стабилизируется? И до какого числа мне надо подать заявление на получение отсрочки?

Ответ: В целях предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам приказом Агентства от 10 января 2022 года утвержден Порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Для получения отсрочки вы должны обратиться в кредитную организацию, в вашем случае в банк, с соответствующим заявлением до 4 апреля текущего года включительно, после чего кредитор примет соответствующее решение о предоставлении отсрочки.

Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем:

  • установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа;
  • увеличения срока займа с сохранением размера платежей;
  • иного графика в результате изменения условий договора банковского займа и (или) микрокредита, согласованного кредитной организацией с заемщиком.

На период отсрочки платежей по кредиту кредитная организация:

  • не начисляет и не требует уплаты неустойки (штрафов, пени) по договорам банковского займа и (или) микрокредита заемщика;
  • не осуществляет капитализацию (суммирование) начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки (штрафа, пени) к сумме основного долга по договорам банковского займа и (или) микрокредита.

В случае необоснованного отказа в предоставлении отсрочки, вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, с приложением подтверждающих документов. Агентство на основании вашего обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку его действий.

Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем и рассчитываю получить отсрочку платежей по микрокредиту. На какой период предоставляется отсрочка и могу ли я подать заявление в МФО удаленно?

Ответ: Да, вы можете подать заявление в микрофинансовую организацию (далее – МФО), в которой у вас оформлен микрокредит. МФО приостанавливают выплаты по основному долгу и вознаграждению по договорам микрокредита (далее – отсрочка платежей по кредиту) заемщика при наличии информации об ухудшении его финансового состояния или ущербе, нанесенном в период чрезвычайного положения.

Отсрочка платежей по кредиту заемщика предоставляется кредитной организацией на период с 5 января по 5 апреля 2022 года. По взаимному согласию, вашего и МФО, может быть установлен иной срок отсрочки. Направить заявление в кредитную организацию можно как удаленно – с помощью электронной почты, онлайн-системы, интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, так и путем личного посещения заемщиком офиса кредитной организации.

Вопрос: Какие документы необходимо предоставить для получения отсрочки платежей по кредиту?

Ответ: Отсрочка платежей по кредиту предоставляется на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину отсрочки платежей по кредиту, с приложением документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния. Например, финансовая отчетность, фото/видео ущерба, справка с места работы о потере дохода, справка c больницы и т. д. Заявление может быть подано в кредитную организацию до 4 апреля 2022 года включительно.

Вопрос: Кредитор предлагает мне рефинансирование кредита, думаю согласиться. Какой совет вы бы дали?

Ответ: Соглашаться на рефинансирование стоит только на улучшающих условиях. То есть кредитор должен при рефинансировании предложить снижение процентной ставки, снижение переплаты, сокращение ежемесячного платежа. Рефинансировать заем на ухудшающих условиях ни в коем случае не следует, поскольку это создаст дополнительную финансовую нагрузку на вас, как заемщика.

И внимательно изучайте новый договор перед его подписанием!

Вопрос: Как можно получить отсрочку гражданам, которые не пострадали в период ЧП, но в то же время имеют финансовые трудности?

Ответ: С 1 октября 2021 года в Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями (банком или микрофинансовой организацией) проблемной задолженности заемщиков – физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении они должны проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, праве заемщика – физического лица обратиться в кредитную организацию и последствиях невыполнения своих обязательств по банковским кредитам и микрозаймам.

Если у заемщика есть просроченная задолженность по банковскому кредиту, ему необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовый институт, в котором он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.

В своем заявлении необходимо указать:

1. Причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках хоть какие-то документы, подтверждающие возникшие у вас сложности;

2. Свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмену неустойки (штрафы, пени), создание нового графика платежа с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.

Кредитная организация обязана принять ваше заявление, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ:

  • согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора;
  • предоставить свои предложения по изменению условий договора;
  • отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.

В случае, если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения, в рамках своих полномочий, инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации.

Обратиться в Агентство граждане могут следующими способами:

  1. Посредством портала электронного правительства Республики Казахстан, в сервисе "Электронные обращения" выбрать "Заказать услугу онлайн" и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;
  2. С помощью электронного сервиса eOtinish. Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе "Подать обращение" нужно выбрать "Заявление" и заполнить текст заявления;
  3. В письменной форме по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
  4. В Управление региональных представителей Агентства, адреса которых можно найти по ссылке.

Вопрос: Посмотрел рекламу одной компании в соцсетях, это был вайн. Спустя время выяснилось, что данная организация является финпирамидой. Подскажите, можно ли по каким-то признакам вычислить мошенничество – финансовую пирамиду?

Ответ: Финансовая (или инвестиционная) пирамида – это незаконный способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств от вновь прибывающих вкладчиков. Вариаций таких структур бессчетное множество.

Основные признаки финансовой пирамиды:

  1. отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке. Такую лицензию в Казахстане выдает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Данная информация является публичной, и проверить ее легко – она размещена на сайте финрегулятора.
  2. обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
  3. выплата средств за привлечение новых участников;
  4. гарантирование получения доходности при вложении в различные "депозиты" или "инвестиционные" проекты. Запомните, что привлекать денежные средства в виде депозитов либо для осуществления инвестиций в финансовые инструменты в Казахстане могут только банки второго уровня, Национальный оператор почты и профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры-дилеры и управляющие компании);
  5. отсутствие четких правил возврата денег, что тоже является тревожным звоночком. Вы должны иметь возможность управлять своими вложенными средствами и изъять их в случае необходимости.
  6. массированная реклама в СМИ, интернете, в том числе в социальных сетях. Не стоит доверять положительным отзывам участников в соцсетях и мессенджерах – скорее всего, они поддельные;
  7. отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования; нет точного определения деятельности организации;
  8. отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.

Если организация, которой вы хотите доверить свои деньги, обладает хотя бы несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую пирамиду. Поэтому будьте внимательны и бдительны!