С какими вопросами обращались граждане в финрегулятор в апреле текущего года, рассказал Александр Терентьев, директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг.
В апреле 2021 года деятельность Агентства в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).
Всего в апреле 2021 года Агентством рассмотрено 1479 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с прошлым отчетным периодом меньше на 21,8%. Наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), составив 72.5% от общего количества обращений.
В частности, граждане обращались по вопросам реструктуризации/рефинансирования займов, в том числе условий Программы рефинансирования и прощения задолженности; понуждения к заключению договоров страхования; разъяснения норм нормативных правовых актов по банковскому сектору и проверки условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК.
Обращения потребителей финансовых услуг в страховом секторе касались вопросов неосуществления страховой выплаты; проверки условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства РК, в микрофинансовом секторе: разъяснения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность; о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации и снижении ставки вознаграждения по микрокредитам. По деятельности коллекторских агентств граждане обращались в основном в связи с неправомерностью действий сотрудников данных организаций.
Примененные меры воздействия и санкции
За апрель 2021 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, Агентством применено 6 рекомендательных мер надзорного реагирования, 8 письменных предписаний и 8 административных взысканий на общую сумму 2752,8 тыс. тенге, в том числе в отношении:
- банков второго уровня – 6 рекомендательных мер надзорного реагирования, 1 административное взыскание на сумму 477,5 тыс. тенге;
- коллекторских агентств – 2 письменных предписания, 2 административных взыскания на общую сумму 816,8 тыс. тенге.
- организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, – 6 письменных предписаний, 5 административных взысканий на общую сумму 1458,5 тыс. тенге.
Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: несоблюдения очередности погашения задолженности по займу, несоблюдения срока уведомления залогодателя о проведении торгов на заложенное имущество, начисления и требования неустойки по истечении 90 последовательных календарных дней просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, требования выплаты вознаграждения и начисления неустойки в период нахождения задолженности на досудебном взыскании и урегулировании у коллекторского агентства, нарушения срока исполнения указания по платежу и (или) переводу денег; осуществления недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно характера возникновения задолженности, непредставления сведений в кредитное бюро, нарушения правил осуществления коллекторской деятельности (далее – правила), за исключением недобросовестных действий, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О коллекторской деятельности" в части несообщения должнику полной информации, регламентированной правилами; неуведомления заемщика о переходе права (требования) по договору о предоставлении микрокредита третьему лицу, несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям, не соблюдения срока хранения невостребованных вещей по истечении срока именной сохранной квитанции, не представления информации и представления недостоверных сведений в кредитное бюро, недостоверного указания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышения ее предельного размера.
О ходе реализации Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)
Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.
В рамках первой части программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 год, банками на 1 мая 2021 года на рефинансирование одобрено 29 116 заявок на сумму 184,2 млрд тенге, рефинансировано 28 136 займов на сумму 171,86 млрд тенге, из них с 2020 года рефинансировано 1486 займов на сумму 13,6 млрд тенге.
В рамках второй части программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 01.01.2016 г. За период реализации первой и второй частей программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге.
В рамках третьей части программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка. Данная работа завершается 1 июля 2021г.
Постановлением правления Агентства от 27 апреля 2021 года № 59, утверждены изменения и дополнения в программу, направленные на оказание дополнительной помощи в виде дальнейшего снижения долговой нагрузки и сохранения единственного жилья для заемщиков из числа социально уязвимых слоев населения.
С учетом принятых поправок в программу меры финансовой поддержки дополнительно будут оказаны ипотечным заемщикам, являющимся законными представителями несовершеннолетних, и/или лицами, имеющими инвалидность, а также заемщикам, на попечении (иждивении) которых находится лицо, имеющее статус – СУСН, и которые несут расходы на содержание, лечение нетрудоспособных граждан. Опекунство должно быть подтверждено на 1 января 2021 года.
Дополнительно, в рамках Программы меры поддержки будут оказаны гражданам из категории СУСН, имеющим ипотечные займы, выданные ликвидированным АО "Банк Астаны" (далее – Банк) и рефинансированным по первому направлению Программы.
Для поддержки ипотечных заемщиков с низким уровнем дохода принятыми Поправками закрепляется сохранение индивидуальных доходов заемщика, относимых к СУСН, в пределах двух прожиточных минимумов.
Также, поправки предусматривают, что при передаче бывшему собственнику жилья, относящемуся к категории СУСН, с баланса банка на условиях финансирования или аренды, банкам предоставлено право самостоятельно принимать решение передать жилье собственнику по стоимости меньшей, чем ранее принятой на баланс банка.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора