Анализ судебных исков клиентов – юридических лиц к страховым компаниям за 2019 г. продемонстрировал снижение объемов почти в четыре раза, до Т3 млрд, а относительно страховых выплат упал почти в девять раз – с 12,5% до 1,4% от страховых выплат. Столь резкое падение связано с ростом страховых выплат в 2,3 раза, до Т221,5 млрд. Однако системные проблемы отрасли – все так же "рискованными" выступают договоры в несколько десятков миллионов тенге, а также группа страховых компаний.
Рассматривая судебные иски клиентов – юридических лиц к страховым компаниям, можно отметить, что количество исков сократилось на 31%, до 77 исков в 2019 г. Иски клиентов в суд подавались против 15 игроков, уменьшившись за год на 40%. Рассматривая "проблемные" и "безопасные" страховые компании с точки зрения отношения сумм судебных исков клиентов к страховым выплатам страховых компаний, самые "проблемные" страховые компании представлены в таблице 1, а самые "безопасные" – в таблице 2.
Наиболее скандальные компании по-прежнему аккумулируют основные объемы судебных исков – на первые три приходится 90,1% сумм судебных исков, и они достаточно устойчивы. Так, СК "Коммеск-Өмір" показывающая худшие результаты в 2019 г., в 2018 г. занимала четвертое место, а СК "Номад Иншуранс" занимает второе место уже второй год подряд. СК "Сентрас-Иншуранс" переместилась с седьмого места в 2018-м на третье в 2019 г.
По количеству судебных исков за рассматриваемый период, впрочем, как и годом ранее, лидируют АО "СК "Евразия" (18), АО "СК "Номад Иншуранс" (11) и АО "СК "Cентрас Иншуранс" (11). В 2018 г. данные страховые компании также лидировали в антирейтинге (АО "СК "Номад Иншуранс" (15), АО "СК "Евразия" (14) и АО "СК "Cентрас Иншуранс" (12).
Также продолжает наблюдаться высокая корреляция между соотношением судебных исков к страховым выплатам к средней сумме исков – 87,4% против 99,7% в 2018 г.! В итоге в группу риска попадают договоры с суммами свыше 19 млн тг. Стоит отметить, что в 2018 г. проблемными были договоры со средней суммой в 2,5 раза выше – 48 млн тг.
В целом можно приветствовать, что доля исков клиентов к страховым компаниям сильно снизилась. Вместе с тем очевидно, что наличие ряда компаний, устойчиво занимающих лидирующие позиции в антирейтинге, и высокая проблемность крупных сделок создают широкое поле для работы регулятора рынка и внимания клиентов при выборе страховой компании.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора