Сначала экономика или… все же политика?

8625

Штрихи к политической философии Президента Токаева

Сначала экономика или… все же политика?

Январские события в Казахстане - "Қаңтар", стали своеобразным Рубиконом для всех жителей Великой Степи, от представителей властного Олимпа до, казалось бы инфантильной, тридцатилетней молодежи - ровесников Независимости. То, что мы пережили - останется в национальной истории как одна из самых трудных, трагичных, и, одновременно, знаковых страниц, заставивших людей пересмотреть свои жизненные смыслы и приоритеты, осуществить ницшеанскую "переоценку ценностей" прошлого, настоящего и будущего.

Попытки дать сиюминутную оценку произошедшему и наметить пути дальнейшего развития страны - задача со многими неизвестными. Сегодня, вопреки известному лозунгу "сначала экономика, затем политика", политика ворвалась в наши дома без спросу, требуя ответы на самые злободневные проблемы существования нас в качестве "политических животных" (по Аристотелю, zoon politikon).

Начиная с вопроса "что это было" и заканчивая темой настоящих и грядущих перемен, люди находятся в тревожном ожидании адекватных решений от власть предержащих. Кто-то все еще в пылу "революционной эйфории" требует "все разрушить до основания", кто-то призывает к спокойствию и порядку, предпочитая эволюцию системы анархии и беззаконию улицы…

Прошедший съезд "руководящей и направляющей" политической силы страны также стал "знаковым" в плане понимания алгоритма и смыслового значения действий Ак Орды. Попытаемся сделать собственные робкие шаги в этом направлении…

Президент Токаев наконец не только "вышел из тени Елбасы", но и планомерно выстраивает собственное видение сегодняшнего и завтрашнего "Нового Казахстана". Причем делает это, используя характерную для восточных единоборств тактику использования силы противника или древнекитайские стратагемы (с учетом того, что по образованию наш Президент китаист - прим. авт.), одна из которых сегодня вполне может быть принята не только в качестве объяснения текущего положения вещей, но и понимания логики поведения, политической философии Главы государства. Эта стратагема звучит так: "Обмануть императора, чтобы переплыть море" (瞞天過海 - mán tiān guò hǎi), то есть скрыть свои истинные намерения в ситуации, когда особенно сложно что-либо скрыть… Но не будем впадать в конспирологические дебри и попытаемся по-шагово рассмотреть значение конкретных действий Президента в этой неоднозначной ситуации.

Сразу после новогодних празднеств мы наблюдали как стремительно  развивались события, за которыми кто-то почувствовал чью-то "невидимую руку", а кто-то следовал стихие революционного порыва толпы. При этом с первых дней произошедшего Президент выступил активным и дееспособным "игроком", вопреки мнению многих, кто недооценивал его управленческие возможности. Практически на каждом этапе развития событий Глава государства, если не предвидел их на два шага вперед, то, по-крайней мере, молниеносно и инициативно реагировал на них, разыгрывая все новую и новую диспозицию, как в традиционных китайских "обводных шашках" - вэйци.

Таким образом, ему удалось всякий раз переигрывать соперника в виде, казалось бы непредвиденно и стихийно развивающейся ситуации. Это было видно и в ситуации "газовой темы" на Западе страны, когда Президент взял на себя ответственность и удовлетворил требования жителей Мангистау, и в ситуации, когда алматинские власти самоустранились и, казалось, что события выходят из-под контроля, и Глава государства предпринял достаточно трудное для себя решение -  объявить режим чрезвычайного положения с приказом "стрелять на поражение" и вызовом воинского контингента ОДКБ. В этот сложнейший момент Президент не только принял на себя полномочия Председателя Совбеза (который пожизненно должен был возглавлять Елбасы - прим. авт.), но и всю политическую ответственность за судьбу страны, показав на деле кто реально управляет государством и прекратив досужие разговоры о дуумвирате на политическом Олимпе Казахстана. В тот момент достаточно жесткие и однозначные оценки и решения, не смотря на их кажущуюся сомнительность и достоверность в результате докладываемых Президенту данных, например, о так называемых 20 тысячах боевиков из-за рубежа, тема которой становится предметом различных спекуляций сегодня, Глава государства смог сфокусировать внимание и весь свой административный ресурс на восстановление конституционного порядка, не смотря на коллаборационизм в правящей политической элите, особенно ее силовом блоке. Касымжомарт Кемелевич проявил в те минуты безусловные качества сильного политического деятеля, способного сохранить самообладание в критической ситуации, холодный рассудок и непоколебимую волю, что позволило ему не только быстро "набрать очки" у искушенного наблюдателя, но и на практике заслужить доверие простых людей, у которых в результате появилась искренняя надежда на изменения.

В дальнейшем, выступление Президента на заседании Мажлиса и первые шаги по экстренному исправлению ситуации в области безопасности позволили ему получить необходимый общественный карт-бланш для последующих решений.

Надо сказать, что и страна изменилась в одночасье, круто поменялись и настроения в политико-экономической элите. Те, кто еще вчера со скепсисом воспринимал действия Токаева на посту Президента, уже в первые посткризисные дни "объединились вокруг Главы государства", включая самого Елбасы. Контуры действующей власти и ответственности стали вырисовываться довольно отчетливо. Президент занял достойное ему место в государственной иерархии.

Следующим испытанием "на прочность" стало выступление Главы государства перед экономической элитой страны. Президент вышел во всеоружии на поле сражения с олигополиями, ясно изложив "новые правила игры", что было чрезвычайно важным для сохранения устойчивости бизнес активности и гарантий инвестиций в страну. Прозрачные и понятные требования со стороны государства к бизнес сообществу также пополнили ряды сторонников Президента со стороны успешных предпринимателей. Государство теперь не намерено терпеть на своем теле "паразитарный капитализм" и требует от бизнес сообщества солидарной ответственности за социальную справедливость и благополучие граждан. Этот месседж, получивший хорошие отклики со стороны широкой общественности, очевидно, будет доминирующим лейтмотивом деятельности всей исполнительной власти на ближайшее время.  Это должно стать несомненным критерием эффективности работы госорганов на местах. Постепенное сокращение роли государства в рынке, преодоление рецидивов "ручного управления" экономикой, сокращение квазигоссектора и искусственных монополий в ряде стратегических отраслей экономики позволит оздоровить ситуацию, заставив страну "жить по средствам". Экономические ожидания бизнес сообщества и надежды большинства людей были хорошо отрефлексированы и  охвачены Президентом в его выступлении.

Другим, хоть и откладываемым на осень, злободневным вопросом сегодняшнего дня, явился вопрос политической модернизации. И если прежнее руководство страны периодически откладывало эту перспективу под лозунгом: "сначала экономика, затем политика", то действующий Глава государства уже сейчас обозначил контуры будущего политического проекта "Нового Казахстана". Во время внеочередного съезда правящей партии "Нур Отан" Президент Токаев вопреки желаниям толпы, требовавшей немедленной люстрации прежней партийно-политической номенклатуры, предпочел эволюционную трансформацию партийных рядов и сохранение дееспособных элементов политической конструкции государства, дав согласие возглавить партию с оговоркой, что в перспективе, в результате внедрения новых политических подходов, будет рассматривать концепт независимости верховной власти от партийной номенклатуры. "Нур Отан" ждет судьба рядовой парламентской партии, конечно при условии прохождения ею необходимого барьера голосов на будущих выборах. Предусматривая для себя принцип равноудаленности Президента от какой-либо партии, Глава государства открывает перспективу реальной политической конкуренции. Это важнейший гарант преодоления застоя и "теплично-привилегированного" партийного строительства в Казахстане.

Другим важным посланием казахстанцам стало отношение Главы государства к политическому наследию Елбасы. Как истинный государственник, Касымжомарт Кемелевич не стал огульно обесценивать  свершения, достигнутые страной в период управления ею Первым Президентом Казахстана. Как отметил Глава государства: "В конце концов, надо быть объективными и правдивыми. Народ, очерняющий свое прошлое, не имеет будущего". Отношение к прошлому характеризует, в-первую очередь, нас самих и нашу способность быть цивилизованной нацией, способной критически осознать как свое настоящее, так и прошлое, воздав дань уважения последнему. Таким образом, Президент заложил новые принципы отношения к власти, с одной стороны, обозначив свою приверженность десакрализации власти, с другой же, уважения к политической традиции и "институциональной памяти" государственной службы как реального служения народу в целом. Думается, данный личный пример поведения Главы государства в этой щепетильной ситуации закладывает прецедент нравственного поведения для будущих лидеров страны.

Таковы некоторые политические штрихи произошедшего в эти трудные январские дни…       

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться