Полагаю, что можно выделить следующие топ-3 достижений:
- Увеличение финансирования здравоохранения, в том числе за счет запуска обязательного социального медстрахования (ОСМС). Этот вопрос весьма критичен для отрасли, поскольку расходы на здравоохранение на уровне 3,6% ВВП порядка двх раз ниже среднего значения по ОЭСР. Это во многом определяло крайне низкие зарплаты медработников (на них нереально прожить) и высокий уровень расходов населения на платные медуслуги и лекарства (порядка 36%, или 0,5 трлн тг в год).
- Внедрение медицинских информационных систем (МИС) в медучреждениях. За последние несколько лет МИС практически на 100% внедрили во всех городских и районных больницах и уже завершают на уровне сельских медучреждений. Врачи как в банках сидят за компьютерами, и это огромный прорыв для отрасли. Записи в электронных медкартах могут спокойно просматривать и другие врачи, и сами пациенты, в том числе через мобильные приложения, медработникам и пациентам не надо бегать между кабинетами, передавая направления и результаты исследований или заключений.
Внедрение МИС открывает путь для автоматизации работы медработников, например, за счет "машинной" читки различных снимков, кардиограмм и т. д. и телемедицины (т. е. дистанционного консультирования), без чего невозможно представить современное здравоохранение, особенно с учетом пандемий. - Сделан большой шаг в наведении порядка с государственным лекарственным обеспечением. СМС о получении лекарств пациентам стали мощнейшим шагом вперед, позволившим государству выявить "приписки" на несколько десятков миллиардов тенге в год и обеспечить получение лекарств нескольким миллионам наших сограждан.
Среди основных провалов или спорных решений можно выделить следующие:
- Провал с подготовкой ко второй волне коронавируса в июле-августе 2020 г. Конечно, решения принимала межведомственная комиссия, однако очевидно, что значительные промахи допустило и руководство МЗ РК в части прогнозирования развития эпидситуации и выбора стратегии по борьбе с КВИ.
- "Прописывание" в новом Кодексе о здоровье народа положения о едином нацоператоре в здравоохранении. Обновлять больничный фонд, конечно, надо, но очевидно, что схемы единых нацоператоров – это провальный путь, который мы уже проходили на примере десятков госинститутов.
Рассматривая причины ключевого провала в виде подготовки к борьбе со второй волной коронавируса, можно отметить, что это чрезвычайная ситуация, с которой не только наша страна, но и весь мир столкнулись впервые, и предусмотреть ее развитие было очень сложно. Также можно отметить, что минздрав, как и все центральные государственные органы, не вполне обладает полномочиями, чтобы управлять действиями, например, "СК-Фармации" или управлений здравоохранения в регионах.
В части "странного" решения по единому нацоператору в здравоохранении сложно ожидать от любого чиновника в нашей стране при текущем состоянии гражданского общества отказ в "просьбе" определенной группы сограждан. Будем надеяться, что разум все-таки восторжествует и не все "хотелки" будут реализованы, поскольку они могут обойтись очень дорого для страны.
В целом можно констатировать, что за время руководства г-на Биртанова, несмотря на мизерные зарплаты в отрасли, коррупцию, слабость менеджмента в здравоохранении, инертность как пациентов, так и медработников, отрасль пережила большие позитивные изменения и, по сути, вышла на новый, современный уровень. Конечно, это не идеальное состояние, но систему здравоохранения страны уже все-таки можно относить больше к веку нынешнему, чем прошлому. И в этом огромная, даже ключевая, роль г-на Биртанова – как гражданина, профессионала, руководителя и государственного служащего. Если бы все министры у нас были с таким же коэффициентом полезного действия, то "2030" у нас было бы реализовано не только на бумаге…
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора