RU KZ

Зерно и нефть: вершки и корешки

15 Апреля 2021 14:44 7670

Зерно и нефть: вершки и корешки

Автор: Олжас Байдильдинов

Апрель проходит под знаком ретроградного Меркурия в созвездии Бензина. Давайте рассмотрим, что же было интересного на информационном фронте.

Решил назвать этот материал по мотивам сказки «Мужик, медведь и лиса». Можно сказать, что лейтмотив сказки – это то, что нужно учить матчасть. Сюжет таков: медведь, видя работающего в поле мужика, решает заняться рэкетом, а мужик, видя не разбирающегося в сельском хозяйстве медведя, сначала обманывает его, обещая «вершки» от репы, а когда мишка рычит от обмана и требует изменения ранее зафиксированных договоренностей о разделе продукции, обманывает его второй раз, обещая ему «корешки», но уже от ржи.

Пазл такого сравнения сложился у меня в голове после двух событий: обращения депутата парламента Альберта Рау к вице-премьеру Роману Скляру, а также очередного похода в супермаркет. Там, кстати, путевку в Дубай разыгрывают при выполнении определенных условий по покупкам. А цена на бензин в «Дубаях» какая? Напомню, что по состоянию на 12 апреля цена 95-го бензина в ОАЭ составляет 256 тенге, что примерно на 35% дороже, чем сейчас в РК.

Альберт Павлович родился в Костанайской области, все знают его как профессионала и опытного управленца, занимал должности заместителя акима Костанайской области, акима Акмолинской области, вице-министра нескольких ведомств. Эти области – зерносеющие регионы, наша житница, так сказать. Наверное, сделав покупки и анализируя их по чеку после чая, и я подумал о необходимости такого сравнения. А что дороже? Зерно или нефть? Давайте разбираться.

Чешские депутаты

К слову, еще два видных деятеля – Кайрат Кудайберген и Мурат Абенов также адресовали запросы по поводу стоимости бензина через площадку facebook. Кайрат является депутатом маслихата г. Алматы, а Мурат работал заместителем акима Кызылординской области, вице-министром образования и науки, депутатом парламента. Как и многие, он тоже размещал видео про Чехию.

Еще за день до этого я подробно ответил на своей странице в fb: бензин в Чехии стоил 605 тенге (по состоянию на 12.04.2021 г. стоит уже 622 тенге), а с начала 2000-х годов цена выросла в эквиваленте с 0,87 до 1,3 евро. То есть и цена высокая, и росла постоянно, видео – обычный фейк. В мировой экономике вообще нет товара, который был бы где-то стабильно низким. И уж Чехия точно никогда не была в топе стран с самым дешевым бензином. А вот Казахстан – да, мы сейчас на 6-м месте. Эти данные есть на различных агрегаторах в открытом доступе, я обычно просматриваю их на ресурсе globalpetrolprices.com.

Можно понять, когда простые жители постят что-то возмущенное о ценах, но бывший замакима Кызылординской области, наверное, должен разбираться в экономике. Очень удивляет такая погоня за популярностью.

Хорошо, что никто не снимает видео, где плачет на фоне АЗС.

Все цифры и расчеты о ГСМ проанализированы в моем материале «#Казнефть, часть 6: топ-6 мифов о казахстанском бензине» 19 марта, 36 тыс просмотров, весьма неплохо. Этот материал был взят за основу в моем докладе на площадке службы центральных коммуникаций, а его основные месседжи в той или иной степени сейчас озвучиваются разными экспертами и комментаторами. Совет – к обязательному прочтению перед тем, как комментировать рост цен на бензин.

Зерно правды

Вот еще одна пища для размышлений, в прямом и переносном смысле. Поговорим о зерне. Что мы знаем? 9-е по площади государство в мире, много зерна, растущий ежегодно хлеб и какое-то там ведущее место в мире. Верно?

Давайте по порядку. Ежегодно в РК засеивается примерно 23 млн га сельхозкультур, из которых примерно половина – около 12 млн га – это пшеница. Средняя урожайность – 12-13 центнеров с гектара. Это, между прочим, мало по мировым меркам. В развитых странах с гектара «снимают» по 40-50 центнеров, то есть в 3-4 раза больше, а в Египте, например, урожайность свыше 60 ц/га.

Но даже и этой урожайности нам хватает, чтобы по валовому сбору войти в топ-15 стран: мы собираем в среднем около 17-18 млн тонн зерна в год, из которых экспортируем примерно 7-8 млн тонн.

Мировое производство зерна в 2020 году составило около 770 млн тонн, то есть наша доля 2,3%.

Зерно – это новая нефть

Ничего не напоминает? Нефтяники и эксперты отрасли точно «перекрестились». Так это же точь-в-точь наша нефть! Смотрите, наша доля в мировой добыче нефти составляет около 1,6%, мы на 16-м месте в мире по добыче нефти и газоконденсата. По показателю КИН (коэффициент извлечения нефти) мы также отстаем от других стран, но, конечно, не так сильно, как по урожайности зерна – наш плановый КИН порядка 30-35%, то есть от геологических запасов мы «достаем» всего треть нефти, в мире этот показатель может превышать 50-60%.

К слову, наш лидер нации Н. Назарбаев на расширенном заседании правительства 14 февраля 2014 года указывал: «В Казахстане коэффициент извлечения нефти составляет около 30-35%, в мире он достиг 50%. До 2020 года необходимо повысить этот коэффициент». Это поручение было зафиксировано в протокольном варианте «Увеличить КИН на 3-5%». Эх, если бы я был депутатом, такие вопросы бы по нефтегазу и энергетике поднимал бы. Где исполнение этого поручения? 7 лет уже прошло.

Зерно VS нефть

Мы подходим к главному сравнению: зерно и нефть, хлеб и бензин – без этого трудно представить нашу социально-ориентированную экономику. И то, и другое на внутреннем рынке стоит ниже мировых цен, вопрос только в том, почему такая разница?

После супермаркета сижу дома, пью чай, просматриваю чек, чтобы увидеть, в какой цене на продукт меня обманули. Знаете, ведь этот «прикол» наших супермаркетов, когда ценник и сумма в чеке бывают разными? Смотрю на цену хлеба, вспоминая запрос акима зерносеющих областей, и возникает вопрос: а почему у нас такой дорогой хлеб?

По какой цене вы сейчас покупаете хлеб? Вот у меня в чеке было 130 тенге. Вроде недорого относительно бензина, да? Так там вес 300 грамм, а то и меньше. Следовательно, цена обычного батона это 130/300*1000 = 433 тенге за килограмм!

Если вспомнить, то сейчас хороший хлеб с хорошим весом действительно стоит 200-250 тенге при чистом весе не более половины килограмма.

Сколько стоит бензин? Ну для сравнения возьмем 92-й стоимостью 170 тенге, бензин менее плотный, чем вода, и 1 литр бензина не равен 1 кг.

Тут можно было бы пошутить, что на некоторых казахстанских АЗС литр бензина вообще не равен литру, но в общем в 1 кг примерно 1,3 литра, то есть кг 92-го бензина стоит 220 тенге.

Все равно в 2 раза ниже хлеба!

Может, дело в разной мировой стоимости? Обратимся к мировым агрегаторам стоимости зерна: сейчас 1 тонна пшеницы 3-го класса (именно такое основное производство у нас) стоит $235 за тонну.

В тонне сырой нефти по эталону 7,33 барреля нефти. При мировой цене в $60 за баррель, тонна нефти на мировых рынках стоит $440.

Повторим: тонна нефти стоит в 2 раза дороже тонны пшеницы, и по зерну, и по нефти мы примерно на одинаковых позициях в мире, однако на внутреннем рынке бензин стоит в 2 раза ниже, чем хлеб!

Сырье в 2 раза дороже, а готовый продукт переработки – в 2 раза ниже. Напишите этот вопрос на экзамене в Гарвадской бизнес-школе. Полагаю, никто не ответит почему.

Лозунги наше все

Популярный лозунг «Мы живем в нефтедобывающей стране, у нас должен быть дешевый бензин» по каким-то причинам не трансформируется в «Мы живем в зерносеющей стране, у нас должен быть дешевый хлеб». А знаете почему? Да потому что нет перед супермаркетом вывески с большими цифрами цен за 1 кг хлеба, если бы мы их видели ежедневно, как и цены на ГСМ, то тоже задались бы таким вопросом.

Между прочим, СХТП (сельхозтоваропроизводители) получают ГСМ по льготным ценам. Вы знали? Государство поддерживает фермеров, составляет план поставок по областям для удешевления розничных цен на муку, хлеб и другие продукты переработки. Так почему же такой дорогой хлеб при дешевом сырье?

Зерно, мука, изделия легче перетекают за границу при ценовых дисбалансах с угрозой дефицита, что периодически возникает на рынке. По бензину та же ситуация – еще с начала прошлого года его продают в убыток и наблюдаются перетоки в другие страны.

При мировых ценах в $60/bbl нефть на наши НПЗ поступает по ценам в $20-30 за баррель при средней себестоимости казахстанской нефти в районе $40!

Расхожее представление заключается в том, что нефть у нас лежит на земле и лопатами ее заливают в ведра, а затем она поступает на АЗС. В действительности, наша нефть дорогая, ее добывают с глубины 3-5 км, ее нужно очистить и подготовить для транспортировки на НПЗ, ее нужно переработать, готовые нефтепродукты нужно доставить на АЗС + налоги, платежи, зарплаты. Налогов, кстати, нефтянка платит кратко больше, чем вся сельскохозяйственная отрасль.

Добывать нефть и перерабатывать гораздо более сложные и дорогостоящие процессы, чем сеять зерно и перерабатывать на элеваторах. Но при этом бензин в 2 раза дешевле.

Бензин каждый год дешевеет

Вы удивитесь, но это действительно так. В долларовом эквиваленте наш бензин ежегодно падает в цене. Давайте взглянем на цифры.

Сегодня литр 92-го бензина стоит 39 центов, что дешевле уровня 2004 года! Конечно, закономерен вопрос: причем здесь долларовая цена? Дело в том, что в процессе добычи и переработки нефти высока доля импортных составляющих: оборудование, материалы, химия – все это не производится в РК и зависит от мировых цен.

Есть инфляция и в тенге, и в долларах. Да-да, в США есть долларовая инфляция, она существует даже в Чехии!

Я могу снять видео и сказать, что с 2004 года цена на бензин в РК не изменилась. И могу доказать это математически, в отличие от перекидывающих видео про Чехию.

На бензин оказывают давление и растущая себестоимость, и перетоки в соседние страны, где он стоит на 60-80 тенге дороже.

В нефтедобывающих Азербайджане и России литр 95-го сейчас стоит 255 и 273 тенге соответственно, в Кыргызстане – 253, в Узбекистане – 299.

У нас великолепные цены на бензин. Поверьте, соседи завидуют нашим ценам.

Продукты или бензин?

Шумиха с бензином, как и с курсом валют, связана с тем, что мы видим эти цены каждый день и привыкаем к ним. Но если задуматься и подсчитать, так ли велика доля расходов на бензин в наших семейных бюджетах?

На бензин при своем 2-литровом авто и среднем пробеге 1200 км в месяц я трачу менее 19 тыс. тенге, на продукты и ТНП для семьи – более 100 тыс., за Интернет (домашний и 2 смартфона) столько же, сколько и за бензин. Факт в том, что доля топливных расходов в семейном бюджете не так велика, как кажется.

Посмотрите на свой чек из супермаркета. Килограмм или литр чего стоит дешевле бензина? Кажется, только морковь и капуста. Литр молока стоит около 300, газировку продают примерно по 240 за литр. Картофель из Египта сейчас в межсезонье стоит около 300 тенге, помидоры и огурцы плюс-минус по тысяче, все остальное – тоже дороже. Бананы, как всегда, молодцы – стабильные 600-700 тенге.

P.S. Кстати, был такой депутатский запрос, примерно так звучал: «Почему салат из заграничных бананов и мандаринов дешевле, чем салат из казахстанских помидоров и огурцов?». Действительно, почему? Их везут за несколько тысяч километров, а на казахстанское производство овощей выделяют миллиардные дотации. Ценами на продукты нужно заниматься, а бензин уже долгое время продают ниже себестоимости.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×