Отныне действия казахстанцев в соцсетях будут регламентированы законодательно, а за рекламу и весь размещенный контент – придется отвечать и даже платить налоги. Все из-за нового закона об онлайн-платформах, который накануне подписал президент Казахстана. Что изменится с внедрением новых правил и как теперь блогерам вести свою работу выясняла корреспондент Atameken Business.
В Казахстане действительно появился столь долгожданный и, не менее, противоречивый закон, который будет строго следить за тем, какая именно информация проходит через интернет. Ведь больше всего онлайн-мошенничеств в стране как раз-таки происходит на просторах соцсетей.
"На онлайн платформах публиковалась и размещалась информация, которая несла деструктивный характер. Крупные и большие преступления, в том числе, касающиеся мошенничества финансовых пирамид, они распространялись по средствам такого способа рекламы. Потому что здесь никакой ответственности ни блогеры, ни владельцы онлайн платформ не несли", - сказал исполнительный директор казахстанского союза юристов Серик Беркамалов.
Помимо, так называемой, "информационной чистоты" в соцсетях, появился еще один крупный плюс нового законодательства. Блогеры, а теперь именуемы инфлюенсерами, будут отчитываться о своей деятельности. И, самое главное, платить налоги. Казахстанцы давно возмущены, что те, кто работает через Инстаграм или тот же Фэйсбук, получая колоссальные суммы за рекламу, абсолютно ничего не отчисляют в госказну.
"Блогеры, инфлюенсеры, должны быть добросовестными налогоплательщиками. До сегодняшнего дня ни один блогер не платил самостоятельно налоги и, получая достаточно большие налоги, а иногда и баснословные доходы, эти доходы не облагались, потому что были в тени", - говорит Серик Беркамалов.
Однако другие эксперты скептически относятся к этому нововведению. Они не уверены, что блогеры будут добросовестно исполнять именно этот пункт. А, с учетом, что закон еще дополняется, непонятно, кто именно и как будет контролировать их.
"Где гарантия того, что каждый блогер, который использует соцсети для выражения своего мнения и позиции, этот закон прочтет и поймет? Наверно, имело бы смысл принимать закон о какой-то конкретной деятельности по размещению контента. Но сейчас главная задача – выполнение этого закона", - сказала управляющий директор ОЮЛ "Ассоциация Цифровой Казахстан" Елена Бычкова.
А вот из-за того, что закон еще на стадии формирования и нет четких прописанных правил, размеров штрафов и наказаний, уже появляются опасения, что из-за маркировки материалов пострадает малый и средний бизнес.
"Большое опасение в отношении малого бизнеса, который использует онлайн для своей коммерческой деятельности, насколько такие требования будут необременительны, и исполнимы, это очень важно. Поскольку с этой точки зрения, закон может затронуть", - говорит Елена Бычкова.
Однако в профильном ведомстве уверены, данный закон выведет страну на новый уровень. Именно этот правовой документ поможет продвигать казахский язык в крупных соцсетях. Министр отметил, что соцсети давно стали площадкой информационного и общественно-политического направления, а медиа-индустрия, которую называют "Барометром общественного дыхания", стремительно развивается.
"Принятие закона заложит правовую базу для работы онлайн-площадок в РК, позволит концептуально внедрить нормативную базу регулирования в сфере онлайн-площадок и онлайн-рекламы. Кроме того, нет альтернативы Закону о цифровых услугах, принятому Евросоюзом", - сказал министр информации и общественного развития РК Дархан Кыдырали.
Насколько именно опустеют кошельки блогеров после уплаты налогов, и сможет ли новый закон искоренить или, хотя бы, уменьшить количество интернет-мошенничества, казахстанцы узнают уже в скором времени. Пока многие в ожидании появления первых маркированных постов, все больше интернет-пользователей присоединяются к новой соцсети Threads. Он уже побил рекорд ChatGPT по числу регистрации.
Читайте по теме:
Глава МИОР прокомментировал закон об онлайн-платформах и онлайн-рекламе