DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
«Чем больше доля государства, тем меньше частного бизнеса»

«Чем больше доля государства, тем меньше частного бизнеса»

Предприятия квазигосударственного сектора тормозят развитие бизнеса.

25 Февраль 2017 09:32 56516

«Чем больше доля государства, тем меньше частного бизнеса»

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: palata.kz

«Мы просто уверены, что чем больше доля государства, понятно при такой емкости рынка, который у нас есть, тем меньше частного бизнеса. Глава государства обозначил - ставка на частный бизнес. Мы ожидаем, что эта работа будет проделана. Здесь хотели бы сказать следующее – было более 600 сфер, в которых государство и квазигосударственные предприятия могли заниматься различными видами хозяйственной деятельности. Их сократили в конце 2015 года в 2 раза – сейчас более 300. Но мы считаем, что эту работу надо продолжать и считаем, что нужно поставить KPI не более 100,  и притом нужно посмотреть на принципы развитых стран», - заявил председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов в ходе прошедших в сенате парламентских слушаниях «О законодательном обеспечении прав и интересов бизнеса и взаимодействии национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и государства в этой сфере». По его словам,  «мы приняли так называемые правила «Желтых страниц» и на основе этих «Желтых страниц» провели с правительством ревизию. Более 270 из 300 это те сферы, которыми занимается квазигоссектор. У нас, к сожалению, сегодня именно квазигоссектор, сильно тормозит развитие бизнеса».

Снижение доли государства в экономике остается базовой проблемой реформ.

 «Вчера буквально мы проводили совет. Там есть и обучающие центры, кетеринг, но я считаю, что недопустимо, когда национальная компания создает свою «дочку» и она оказывается кетеринговые услуги, строительные, обучающие, охранные. Это все на аутсорсинге может делать частный бизнес и чем больше мы таких структур создаем, тем больше отнимаем поле для бизнеса. Просто для примера – у корпоративного университета, который есть в рамках «Самрук-Казыны», оборот 8 млрд тенге! Сами себя обучают, а весь оборот членских взносов НПП с регионов – 5,5 млрд тенге в год на что мы, 2 тыс. человек, живем и эту работу выполняем. Можно сопоставить – там только одна структура, хотя сколько можно было частный бизнес развивать», - привел пример  депутатам Аблай Мырзахметов.

Бизнес ожидает также дерегулирования и либерализации сектора МСБ.

«Самая главная работа – это масштабная ревизия, о чем уже задачу поставил глава государства», - сказал г-н Мырзахметов.

Председатель правления НПП отметил, что речь идет о снижении всех издержек бизнеса. В частности, о статистической отчетности, по занятости, налоговой, взаимоотношениями со всеми предприятиями-монополистами, доступе к государственным программам, индустриальным зонам и так далее.

«То есть весь фронт, где бизнес сталкивается с различными органами, полностью должен быть проанализирован, унифицирован, оптимизированы процедуры и фронтальное снижение издержек должно произойти», - сказал он.

Еще один блок вопросов связан с режимом налогообложения. Причем это касается как процедурных вопросов, то есть проблем с администрированием, так и величины налоговых ставок. В первую очередь это касается снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

«Сегодня почти 40% будет нагрузка на фонд оплаты труда, и мы считаем, что это не будет стимулировать выход из серой зоны, а наоборот еще дальше будут ту зарплату в конвертах развивать. И конечно оптимизация налоговых льгот. Вчера министр финансов говорил, что у нас Налоговый кодекс через год превращается в дуршлаг, там образуются разные зоны льгот для различных сфер и отраслей, - сказал Аблай Мырзахметов. Мы считаем, что сегодня нужен трезвый, объективный анализ этих сфер. Наверно нам нужно определить приоритеты и налоговые меры стимулирования должны работать именно на привлечение инвестиций и развитие производственного сектора, приоритетных секторов для нашей отечественной экономики и бизнеса», - отметил он. Аблай Мырзахметов отметил, что налоговая сфера вышло на первое место по обращениям бизнесменов. В связи с этим необходимо совершенствование налогового администрирования и оптимизация налоговых льгот. По мнению г-на Мырзахметова, налоговые меры должны работать именно на привлечение инвестиций и развитие производственного сектора.

«Здесь мы считаем, что нужно совершенство администрирования. Безусловно, нужно максимально упрощать и здесь консенсус есть. Сейчас мы с правительством к этой работе приступили. Конечно очень важны уже детали этой работы. Наверно, мы, поработав, с лета уже начнем это с законодателями обсуждать, чтобы осенью в рамках парламента прийти к решению этих вопросов», – сказал он.

Ключевым вопросом остается и повышение доступности финансов.

«Важным является изменение мандата Национального банка. Потому что в вопросе не только в рынке сбыта, но и в доступности (финансирования – прим. автора). На уровне села это микрокредиты и сфера, связанная с «КазАгро», а для среднего и крупного бизнеса это доступность банковских кредитов и, конечно, нам нужно запускать фондовый рынок и рынок капитала. К сожалению, он в зачаточном состоянии. То мы его запускали, когда пенсионные фонды управлялись частными (компаниями – прим. автора). Да, там тоже были недочеты, но, к сожалению, мы шарахнулись, огосударствили. Теперь столкнулись с другой проблемой – сегодня, к сожалению, фондовый рынок не заработал. А для среднего и крупного бизнеса это крайне важная сфера», - сказал он.

Он отметил, что Национальный банк должен заниматься теперь и вопросами экономического роста.

«Глава государства в послании уже обозначил, что Нацбанк должен заниматься не только инфляционным таргетированием, но должен заниматься вопросами экономического роста. Мы считаем это важным. Мы знаем, что сенат дает согласие на назначение главой Нацбанка по представлению главы государства и я очень рассчитываю, что по итогам этого обсуждения сенаторы возьмут на контроль, потому что доступность капитала крайне важна. Здесь нужно очищать. Конечно, легко сказать, вопросы непростые. Руководство Нацбанка компетентные люди, но тем не менее нам надо вперед смелее двигаться, снижать базовую ставку и тем самым давать доступность кредитам», - сказал г-н Мырзахметов.

При этом он напомнил и об озабоченности общественности по деньгам в АО «ЕНПФ».

«Там, если надо, надо привлекать частников, но мы считаем, что должен быть ужесточен контроль. Мы не должны повторять тех ошибок, которые были до того как мы пенсионные фонды огосударствили, и через общественный контроль, усиление контроля регулятора, мне кажется, надо возвращать управление деньгами пенсионного фонда частникам. Жестко регулировать законодательно куда можно, на каких условиях (вкладывать средства ЕНПФ – прим. автора) и через это надо запускать фондовый рынок, доступность капиталов», - сказал он.

«Атамекен» также предлагает провести полную ревизию всех институтов развития и подведомственных учреждений, сократить количество видов деятельности для организаций с государственным участием до 100 к 2018 году, включить представителей НПП в состав проектных офисов АО «ФНБ «Самрук-Казына» и АО «НУХ «Байтерек.

Еще одним вопросом является повышение эффективности государственных мер поддержки бизнеса.

«Мы считаем, что здесь нужно сделать полный анализ всех мер государственной поддержки, «Дорожной карты бизнеса» с учетом тех приоритетов, которые есть», - сказал он.

Последним вопросом является доступ к рыночной информации.

«В век информации бизнесу крайне важно иметь доступ к информации. Это правительственное «одно окно» для бизнеса. Мы его уже подготовили. Фактически бизнесу должно быть очень удобно через окно получать. Это ЦОНы, но для бизнеса. Сегодня мы видим как ЦОНы хорошо работают, населению очень удобно. Мы уже 26 ЦОПов (центры обслуживания предпринимателей – прим. автора) создали, инфраструктуру создали. Мы все ресурсы объединим, автоматизируем.

Он отметил, что в Мангистауской области при поддержке акимата была проделана соответствующая работа.

«Налоговая, таможенная, то есть бизнесу не нужно ходить ни в один госорган. Через электронные шлюзы сообщение идет – наши эксперты контролируют. Предприниматель приходит в свой дом и получает все услуги», - сказал Аблай Мырзахметов.

Доступ к рыночной информации предлагается предоставлять и в формате В2В.

«Мы посмотрели – 140 млрд (долларов – прим. автора), цифра может плавать, но больше 100 млрд точно, потребность крупных стран вокруг нас в пищевых продуктах. Китай, Россия, Иран. Более 100 млрд. Если мы даже на 5% от этого объема будем экспортировать, а там 5 позиций, которые мы вполне можем развить, мясная, переработка, корма, масличные, то мы фактически в 2 раза увеличим объем сельского хозяйства в ВВП. И здесь огромное поле для деятельности есть», - сказал он.

«Внутри государства нужно уходить из секторов и освобождать поле для бизнеса. А вот поле деятельности для государства могло бы  быть продвижение отечественных компаний на зарубежные рынки.  И все страны так делают, транснациональные компании, все экспортеры пользуются государственной поддержкой», - отметил Аблай Мырзахметов.

Однако в вопросе развития экспорта также есть проблемные вопросы: отсутствие согласованных разрешительных  документов по ряду продукции, имеющей экспортный потенциал в КНР, в том числе по мясной и молочной продукции; ограниченная информация о предприятиях КНР, имеющих импортные квоты на ввоз пшеницы, муки и риса в Китай; отсутствие механизма подтверждения добросовестности/ китайских предпринимателей и так далее.

В связи с этим НПП предлагает сформировать график приоритетных товарных групп, по которым министерство сельского хозяйства Казахстана должно снимать торговые барьеры с КНР.  Министерство национальной экономики и министерство сельского хозяйства РК должны получить от министерства коммерции КНР информацию о предприятиях КНР, имеющих импортные квоты на ввоз пшеницы, муки и риса в Китай с последующим распространением данных материалов среди членов НПП. Также нужно привести национальные отраслевые стандарты к международным стандартам, создать B2B площадки, что позволит упростить поиск экспортного спроса.

Председатель правления НПП напомнил и о вопросе лжепредпринимательства.

«Я надеюсь, это последний год, когда эта статья, скажем так, будет жить. Потому что эту работу начинали мои предшественники, вот, Азат Турлыбекович (депутат мажилиса парламента Перуашев, председатель правления НПП «Союз «Атамекен» в 2006-2011 годы – прим. автора), и наверно мы в этом году завершим эту историю. Потому что она уже имеет не сколько уголовный характер, сколько философское значение – таким пугалом для бизнеса», - сказал он.

При этом контроль и надзор по различным сферам, полагает он, необходимо больше передавать саморегулируемым организациям.

«Делать ставку на стандарты и техрегламенты. Последнее надо сказать про импортозамещение. Нам не нужно этого бояться. Мы видим, что самая крупная экономика – Америка, объявляет о разумной протекции. Для импортозамещения мы выбрали отрасли. 12 трлн есть закупки. Это фактически 2 бюджета страны. У нас есть четкие подходы. Мы готовы четко отфильтровать, но бизнес должен взять обязательства. Долгосрочные контракты должно обеспечить государство через рычаги, которые есть», - сказал Аблай Мырзахметов.

В настоящее время отсутствуют отраслевые программы развития, транспарентная информация по планам закупок, механизм централизованного закупа, нет также вовлеченности системообразующих предприятий (СОП) в развитии местного содержания, практики предоставления off-take контрактов отечественных товаропроизводителей (ОТП), наличия международных обязательств при проведении госзакупок.

В связи с этим НПП предлагает разработать отраслевые программы развития, заключить соглашения между СОП и ОТП с утверждением рабочих программ, повысить загруженность ОТП путем заключения off-take контрактов, разработать и внедрить индустриальный сертификат, а также расширить перечень товаров, работ и услуг в рамках реестра квалифицированных потенциальных поставщиков.

Жанболат Мамышев 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

В палате прокомментировали создание реестра предприятий.

27 Апрель 2020 19:49 2261

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

Минэкономики должно внести ясность с черновым вариантом перечня системообразующих предприятий, ранее распространявшегося в социальных сетях. Об этом сегодня в ходе прямого эфира на телеканале ATAMEKEN BUSINES сказал председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. По его мнению, министерству необходимо разобраться и экспертам, готовившим из своих рабочих материалов черновой вариант, следует дать пояснения. В том числе объяснить, что это рабочий вариант, а не конечный документ, сказал глава НПП.
В тоже время он отметил, что системообразующие крупные предприятия есть и нельзя отрицать их роль, они формируют до 80% бюджета, налоговых отчислений и обеспечивают около 600 тысяч рабочих мест. Поэтому к ним также должны быть применены определенные антикризисные меры. Но, при этом, подчеркнул Аблай Мырзахметов, необходимо определить критерии и принципы отбора предприятий, чтобы это не вызывало недовольства и вопросов.
Напомним, сегодня минэкономики распространило сообщение, в котором говорится, что совместно с профильными комитетами НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциациями продолжается работа по формированию реестра. В частности, после детального обсуждения с бизнес-сообществом и отраслевыми министерствами будет сформирован предварительный реестр и внесен на утверждение госкомиссии по модернизации экономики.
Саян Абаев

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Почему внедрение наилучших доступных техник в деятельность промышленных предприятий может стать невыгодным для казахстанского бизнеса, обсудили в ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

04 Декабрь 2019 19:07 3968

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Критическими в новой редакции Экологического кодекса станут вопросы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и меры экономического стимулирования, сообщает atameken.kz

«Мы неоднократно поднимали данные вопросы, потому как затраты на внедрение НДТ, прописанных в проекте кодекса, напрямую касаются нефтяного, горно-металлургического и энергетического секторов, что приведет к дополнительным затратам, которые никак не учтены экономическим блоком Правительства в редакции проекта кодекса», – отметил исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов.

При разработке нового кодекса министерством не были проведены расчеты по экономическому эффекту после внедрения НДТ. Кроме того, Правительство предложило исключить действующие меры стимулирования и льготы для недропользователей, что приведет к дополнительным затратам и поставит бизнес в сложное положение.

Ассоциации получили перечень преференций, которые планируется отменить. Список включает корректировки совокупного дохода, вычетов, уменьшение налогооблагаемого дохода, отмену нулевой ставки НДС, поддержку внедрения НДПИ.

«Наиболее важная налоговая льгота – отмена льготных ставок по НДПИ при поставке или передаче нефти на внутренний рынок. Мы совместно с компаниями, не работающими в рамках соглашения о разделе продукции, провели расчеты. В среднем отмена льгот по поставке нефти приведет к увеличению сумм по оплате НДПИ на 10%. Также данная поправка увеличит стоимость нефтепродуктов в среднем на восемь тенге за литр», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации KAZENERGY Нурлан Джанекенов.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт подчеркнул, что Нацпалата обратилась на имя первого заместителя Премьер-министра РК Алихана Смаилова о необходимости включения в проект кодекса стимулирующих мер для внедрения НДТ, которые также не были учтены.

«Вопрос серьезный. Никто не посчитал, как данные меры скажутся на экономике, наши предложения и замечания рассмотрели и не учли. Полагаю, что необходимо ассоциации совместно с коллегами из горно-металлургического сектора и энергетиками подготовить свои позиции и рассказать о проблемах председателю правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Ахметжану Есимову», – подчеркнул председатель комитета Данияр Абулгазин.

Также в ходе совещания Рустем Кабжанов остановился на текущих проблемах реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ) посредством электронных торговых площадок. В настоящее время доля СНГ, реализуемая на электронных площадках, увеличилась до 15%. Однако 85% газа заводы пока вынуждены продавать по регулируемой Министерством энергетики цене.

Отметим, что с 1 марта 2020 года долю СНГ, реализуемого на ЭТП, планируется увеличить до 25%.

«Конечная цель реформы – формирование общего оптового рынка страны, где будет рыночно сбалансированная цепочка ценообразования, способствующая расширению не только внутреннего потребления СНГ, но и росту инвестиционной возможности производителей. Пока же заводы остаются в минусе, прибыль уходит не недропользователю, а перекупщику. Сегодня на рынке порядка 300 компаний занимаются СНГ. Как правило, это небольшие предприятия занимающиеся перепродажей газа и имеющие небольшой капитал», – рассказал Рустем Кабжанов.

Текущий порядок торговли в рамках региональных площадок показывает, что внутри страны ценовые индексы достигают разницы в 60%. В качестве решения KAZENERGY предлагает параллельно с увеличением доли электронной торговли подготовить план и механизм объединения региональных рынков для выравнивания диспропорции цен. Также на временной основе создать институт гарантирующих поставщиков для самостоятельных АГЗС и устранить законодательную коллизию между требованиями и возможностью проверки в отношении электронных площадок.

«Необходимо включить в них опцию в отношении графика и порядка проведения мониторинга двойного встречного аукциона в режиме реального времени, чтобы избежать ценовых сговоров. К сожалению, сейчас в связи с юридическими коллизиями есть возможность по сговору. Об этом ассоциация говорила, хотим эти моменты исключить», – сказал спикер.

В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев отметил, что не первый год предлагает отпустить цены для заводов.

«Вместо этого поставьте предельную стоимость, чтобы не росла цена на пистолете. Но завод поставит ту цену, которая позволит нерадивым перекупщикам уйти с рынка», – предложил Алик Айдарбаев.

Завершая совещание, Данияр Абулгазин отметил, что Министерству энергетики РК необходимо тщательно изучить возможные механизмы регулирования рынка сжиженного газа. Так как, если отпустить оптовую цену на СНГ, поднимется розничная.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: