Нынешний год для ТОО "Павлодарский нефтехимический завод" (ПНХЗ) особенный: 40 лет со дня запуска, завершена модернизация производства и планируется увеличение переработки нефти.
– Сегодня наша продукция, речь о бензине, соответствует классу К-4. Это экологический класс. Содержание серы в продукте в 10 раз меньше, чем в классе К-2. Для предотвращения накопления комовой серы на предприятии действует установка по гранулированию серы. Гранулированная сера исключает загрязнение окружающей среды, она безопасна и удобна при транспортировке. В 2017 году переработано 23687 тонн серы. Мощность нашей установки – 60 тыс. тонн. Делаем с нее гранулированную серу, которую в мешках отгружаем потребителю. Очередь за ней стоит.
– Много говорилось о том, что после прохождения модернизации у завода отпадет необходимость в ежегодном капремонте.
– Действительно, прежде раз в год мы останавливались на месячный капремонт. График утверждался министерством (Министерство энергетики. – Авт.). В этом году у нас будет профилактическая остановка на 15 дней, того требуют правила, мы обязаны делать ревизию оборудования по инструкции. Человек ведь тоже раз в год должен пройти медкомиссию.
– Когда планируется?
– В августе.
– Почему-то всегда такие мероприятия приходятся на горячий период – начало уборки, и сразу же возникает дефицит топлива.
– График нам утверждает Министерство энергетики. При этом хочу заметить, что мы увеличили объемы производства бензина до 5 тыс. тонн, а дизельного топлива – до 6 тыс. тонн в сутки. Перед остановкой производства мы заполняем все резервуары ГСМ, в момент остановки предприятия мы не прекращаем отгрузку топлива. В этом году мы планируем переработать 5,25 млн тонн нефти, такого не было с советских времен.
– Недавно павлодарская делегация была в Тюмени, в том числе на местном Антипинском НПЗ. Завод произвел впечатление на павлодарских чиновников. Чем они лучше вас?
– Я очень уважаю российские компании, но могу сказать, что наш завод не хуже. Мы можем гордиться своей глубиной переработки нефти и суммой выхода светлых нефтепродуктов, последнее зависит от качества нефти. По проекту глубина переработки нефти на нашем заводе должна составлять 85%, у нас сейчас порядка 77%.
– Кстати, руководство тюменского завода настроено поставлять свою продукцию в Казахстан, и в том числе в Павлодар. Для вас это конкуренция?
– Да, несомненно. Когда я узнал, что они хотят поставлять нам бензин, признаюсь, меня, как производственника, это задело. Сейчас Атырауский завод запустился, они, насколько я знаю, увеличили производство бензина. Если суммировать наши три завода, думаю, бензина достаточно.
– Какие планы по производству авиакеросина?
– Авиатопливо, как и битум, всегда было нашей фишкой. Раньше мы выпускали авиационное топливо марки ТС-1. Теперь перейдем на реактивное топливо – это до 2019 года, затем переходим на международный стандарт Jet A-1. Объем зависит от заявки министерства. Но хочу заметить, что объем производства авиатоплива напрямую влияет на объем производства дизельного топлива: увеличивая первое, снижаем второе. Так что баланс надо сохранять.
– А что по битуму? У вас есть портфель заказов дорожников?
– У них не с нами договоры, а с давальцами. Мы работаем, выполняя услугу. Недавно этот вопрос в министерстве обсуждали. У нас суточная выработка должна составлять не менее 1,5 тысячи тонн, в месяц делаем порядка 40 тысяч тонн. Пока мы производим меньше, не берут, значит, необходимо часть производства остановить, значит, будет сорван план. И это происходит не по вине завода. Для нас важно, чтобы наши заказчики нас не подводили. Мы готовы его производить при наличии заявки. Ведь это тот продукт, который не будешь хранить на складе. Произвел – отгрузил. Мы можем производить до 400 тысяч тонн в год. Но хочу заметить, что все же наша главная задача – выпуск бензина.
– Не раз поднимался вопрос о горящих факелах на заводе. Они не просто сжигают газ, но и являются источником выбросов. Как с этим обстоят дела?
– Когда подъезжаешь к городу, видишь горящий факел, завод работает, и дома близко. Сейчас мы решили изменить ситуацию по сбросу газа. Была проведена реконструкция узла кратковременного хранения факельного газа, что позволило снизить выбросы в атмосферу диоксида серы на 600 тонн за счет сокращения сжигаемого мазутного топлива в отношении к газовому топливу на 14 процентов. Снизили потребление мазута, стали использовать газ, что влияет на экологию (положительно. – Авт.). И это снижение по использованию мазута должно привести нас к тому, что будем максимально использовать топливный газ.
– Несколько лет назад было установлено заводское правило, чтобы по территории передвигаться только на велосипедах. Эта традиция сохранилась?
– Мы не просто ее сохранили, а в нынешнем году планируем закупить еще 30 велосипедов. Всего у нас около 200 велосипедов.
– Люди как к этому относятся?
– С удовольствием. Я сам лично езжу по территории завода на велосипеде. Утром я на работу приезжаю, машину останавливаю, а при необходимости, если надо посетить какую-нибудь установку, сажусь на велосипед. Естественно, у нас там не простые дешевые велосипеды, а солидные – те, которые могут выдерживать не только молодежь, люди разного веса на них садятся. В последнее время мы на предприятии очень жестко следим за расходом бензина, чтобы сотрудники не превышали определенную норму. Мы на заводе минимизировали затраты на транспорт. Это не только экологическая политика и экономия средств, для работников ПНХЗ это и психологическая разгрузка.
Марина Попова