-- В августе правительством было принято решение отменить госрегулирование цен на дизельное топливо. В результате в регионах Казахстана резко поднялись цены. Сейчас цена на дизтопливо варьируется от 99 до 125 тенге. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- В себестоимости нашей продукции стоимость топлива занимает до 40%. Поэтому понятно, что отпуск цен на дизтопливо существенно влияет на производственный процесс. Простоев в производстве у нас не было, но каждое очередное дополнение к утяжеляющим факторам себестоимости добычи 1 тонны угля – уже является критическим.
С национальным железнодорожным перевозчиком предприятия ГМК на текущий год договорились о сохранении железнодорожных тарифов на перевозку угля во внутриреспубликанском сообщении. Но до сих пор не понятно, что будет с ними в следующем году. И эта неопределенность заставляет нас просчитывать различные варианты производственных планов, в том числе негативные. Вот об этом у меня как у руководителя и болит голова.
- Может ли это оказать влияние на спрос на уголь?
- Спрос зависит от потребности. В прошлом году мы дали "на гора" 18,768 млн тонн, в этом году - -несколько меньше, планируем закрепиться на отметке в 18 млн тонн. Некоторое снижение объемов добычи связано со снижением спроса на энергетический уголь в условиях текущей макроэкономической ситуации.
- Какой проектный объем может выдавать сегодня "Восточный"?
- Согласно проектным мощностям разрез может обеспечивать годовой объем добычи равный 25 млн тонн. Парк горно-транспортного оборудования разреза это позволяет.
- Среди ваших потребителей, есть и российские. Насколько знаю, они также снизили объемы покупки угля?
- Объем экспорта угля потребителям Российской Федерации на этот год составляет 2,6 млн тонн. Уголь поступает на Омские ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. В настоящее время наблюдается избыток добывающих мощностей как у нас, так и в России, ситуация усугубляется снижением спроса на энергетический уголь.
- Юрий Николаевич, в Экибастузском угольном бассейне сегодня работает несколько различных предприятий, не считая разреза "Богатырь". Насколько они составляют серьезную конкуренцию друг другу?
- Жестокой конкурентной борьбы между разрезами не наблюдается. При наличии рыночного спроса есть перспективы роста у каждого предприятия. Преимуществом угля, добываемого на разрезе "Восточный", является его усредненность, что делает его привлекательным для потребителей. В каждом полувагоне любого нашего состава находится уголь со средней зольностью 43%. Когда он поступает на электрические станции, то не создает проблем при сжигании. Котлоагрегаты не нужно каждый раз перенастраивать из-за перепадов зольности. К тому же исключаются перегрузы или недогрузы железнодорожных вагонов за счет весовой дозировки.
- Повлияла ли экономическая ситуация на техническое развитие разреза? Что делается по снижению себестоимости угля?
- В рамках корпоративной программы по снижению себестоимости выпускаемой продукции начаты работы по вскрытию запасов перспективных участков №8 и №12, где мощность покрывающих пород составляет всего 10-15 метров, а в некоторых местах до 3 метров. Данная работа позволит снизить коэффициент вскрыши в целом по разрезу и снизить затраты на добычу угля. Кроме того, для вскрытия и отработки нового поля разработаны такие технологии, которые позволяют производить данные работы существующим оборудованием без ущерба текущему производству. Ввод в эксплуатацию комплекса запланировано проводить в два этапа, что позволит начать эксплуатацию после строительства первой части линии (карьерной). Уже в 2017 году комплекс в усеченном варианте начнет работать, а в 2019 реализация всего проекта будет полностью завершена.
- Вы достраиваете второй комплекс, первый уже в работе. Какой эффект от его внедрения получили?
- Да, первый был введенный в эксплуатацию в 2010 году, аналогов которому не было на всей территории СНГ. Инвестиции составили порядка 85 млн долларов. Это позволило вскрывать горизонты ниже отметки +50 метров, куда заведение железнодорожных составов технологически невозможно. Благодаря новому комплексу значительно увеличилась экономическая эффективность предприятия, т.к. вскрышные работы на нижних горизонтах повышали себестоимость добычи угля. Введение комплекса №1 позволило увеличить объемы автомобильно-конвейерного способа транспортировки вскрыши. Автомобильный транспорт гораздо менее требовательный по технологическим параметрам рабочих площадок, в отличие от железнодорожного транспорта.
- С каждым ковшом угля вы уходите вглубь, что создает определенные проблемы для развития. Есть ли программа по модернизации разреза, оборудования и прочее?
- Технология железнодорожного транспорта подразумевает широкие рабочие площади, минимальный угол наклона транспортных берм. В связи с чем было принято решение по частичному изменению технологии транспортировки: применению автомобильного транспорта вместо железнодорожного. Были выполнены две научно-исследовательские работы по определению и обоснованию максимально возможных параметров рабочих бортов разреза "Восточный", исходя из условий безопасности. На основании данных работ выполняется проект "Выбор оптимального варианта формирования рабочего борта разреза", в котором разрабатываются конкретные пошаговые технологические решения.
- Главная задача, стоящая перед руководством разреза, на нынешнем этапе развития?
- Поддерживать объемы добычи разреза, обеспечивать углем предприятия Казахстана, сохранять рабочие места и выполнять социальные обязательства в регионе присутствия, несмотря на изменяющиеся экономические условия, гибко реагировать на изменения рыночной экономики, обосновано и эффективно реализуя инвестиционные программы.
Марина Попова, Павлодар