/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
«Неопределенность в ситуации рождает если не панику, то негатив»

«Неопределенность в ситуации рождает если не панику, то негатив»

Директор, входящего в АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», разреза «Восточный», Юрий Гончаров о спросе, конкуренции и росте цен на дизель. 

14:15 20 Октябрь 2016 5017

«Неопределенность в ситуации рождает если не панику, то негатив»

Автор:

Марина Попова

-- В августе правительством было принято решение  отменить госрегулирование цен на дизельное топливо. В результате в регионах Казахстана резко поднялись цены. Сейчас цена на дизтопливо варьируется от 99 до 125 тенге. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

- В себестоимости нашей продукции стоимость топлива занимает до 40%. Поэтому понятно, что отпуск цен на дизтопливо существенно влияет на производственный процесс. Простоев в производстве у нас не было, но каждое очередное дополнение к утяжеляющим факторам себестоимости добычи 1 тонны угля – уже является критическим.

С национальным железнодорожным перевозчиком предприятия ГМК на текущий год договорились о сохранении железнодорожных тарифов на перевозку угля во внутриреспубликанском сообщении. Но до сих пор не понятно, что будет с ними в следующем году. И эта неопределенность заставляет нас просчитывать различные варианты производственных планов, в том числе негативные. Вот об этом у меня как у руководителя и болит голова.

- Может ли это оказать влияние на спрос на уголь?

- Спрос зависит от потребности. В прошлом году мы дали «на гора» 18,768 млн тонн, в этом году - -несколько меньше, планируем закрепиться на отметке в 18 млн тонн. Некоторое снижение объемов добычи связано со снижением спроса на энергетический уголь в условиях текущей макроэкономической ситуации.

- Какой проектный объем может выдавать сегодня «Восточный»?

- Согласно проектным мощностям разрез может обеспечивать годовой объем добычи равный 25 млн тонн. Парк горно-транспортного оборудования разреза это позволяет.

- Среди ваших потребителей, есть и российские. Насколько знаю, они также снизили объемы покупки угля?

- Объем экспорта угля потребителям Российской Федерации на этот год составляет 2,6 млн тонн. Уголь поступает на Омские ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. В настоящее время наблюдается избыток добывающих мощностей как у нас, так и в России, ситуация усугубляется снижением спроса на энергетический уголь.

- Юрий Николаевич, в Экибастузском угольном бассейне сегодня работает несколько различных предприятий, не считая разреза «Богатырь». Насколько они составляют серьезную конкуренцию друг другу?

- Жестокой конкурентной борьбы между разрезами не наблюдается. При наличии рыночного спроса есть перспективы роста у каждого предприятия. Преимуществом угля, добываемого на разрезе «Восточный», является его усредненность, что делает его привлекательным для потребителей. В каждом полувагоне любого нашего состава находится уголь со средней зольностью 43%. Когда он поступает на электрические станции, то не создает проблем при сжигании. Котлоагрегаты не нужно каждый раз перенастраивать из-за перепадов зольности. К тому же исключаются перегрузы или недогрузы железнодорожных вагонов за счет весовой дозировки.

- Повлияла ли экономическая ситуация на техническое развитие разреза? Что  делается по снижению себестоимости угля?

- В рамках корпоративной программы по снижению себестоимости выпускаемой продукции начаты работы по вскрытию запасов перспективных участков №8 и №12, где мощность покрывающих пород составляет всего 10-15 метров, а в некоторых местах до 3 метров. Данная работа позволит снизить коэффициент вскрыши в целом по разрезу и снизить затраты на добычу угля. Кроме того, для вскрытия и отработки нового поля разработаны такие технологии, которые позволяют производить данные работы существующим оборудованием без ущерба текущему производству. Ввод в эксплуатацию комплекса запланировано проводить в два этапа, что позволит начать эксплуатацию после строительства первой части линии (карьерной). Уже в 2017 году комплекс в усеченном варианте начнет работать, а в 2019 реализация всего проекта будет полностью завершена.

- Вы достраиваете второй комплекс, первый уже в работе. Какой эффект от его внедрения получили?

- Да, первый был введенный в эксплуатацию в 2010 году, аналогов которому не было на всей территории СНГ. Инвестиции составили порядка 85 млн долларов. Это позволило вскрывать горизонты ниже отметки +50 метров, куда заведение железнодорожных составов технологически невозможно. Благодаря новому комплексу значительно увеличилась экономическая эффективность предприятия, т.к. вскрышные работы на нижних горизонтах повышали себестоимость добычи угля. Введение комплекса №1 позволило увеличить объемы автомобильно-конвейерного способа транспортировки вскрыши. Автомобильный транспорт гораздо менее требовательный по технологическим параметрам рабочих площадок, в отличие от железнодорожного транспорта.

- С каждым ковшом угля вы уходите вглубь, что создает определенные проблемы для развития. Есть ли программа по модернизации разреза, оборудования и прочее?

- Технология железнодорожного транспорта подразумевает широкие рабочие площади, минимальный угол наклона транспортных берм. В связи с чем было принято решение по частичному изменению технологии транспортировки: применению автомобильного транспорта вместо железнодорожного. Были выполнены две научно-исследовательские работы по определению и обоснованию максимально возможных параметров рабочих бортов разреза «Восточный», исходя из условий безопасности. На основании данных работ выполняется проект «Выбор оптимального варианта формирования рабочего борта разреза», в котором разрабатываются конкретные пошаговые технологические решения.

- Главная задача, стоящая перед руководством разреза, на нынешнем этапе развития?

- Поддерживать объемы добычи разреза, обеспечивать углем предприятия Казахстана, сохранять рабочие места и выполнять социальные обязательства в регионе присутствия, несмотря на изменяющиеся экономические условия, гибко реагировать на изменения рыночной экономики, обосновано и эффективно реализуя инвестиционные программы.

Марина Попова, Павлодар

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

В рамках подготовки к отопительному сезону в регионе ведется мониторинг обеспеченности топливом.

29 Июль 2020 18:37 2447

В Карагандинской области призывают своевременно запасаться углем

Несмотря на то, что на точках продажи имеются достаточные запасы топлива, потребительская активность пока невысока. Но жителей призывают не затягивать с покупкой, чтобы осенью у них же не возникло ажиотажного спроса.

Кошмар 2017 года, когда в соцсетях распространялись ролики с километровыми очередями за углем, не должен повториться.

«Мы провели две встречи с поставщиками угля по вопросам доставки, с добычей сложностей нет. Более того, в этом году наблюдается даже увеличение в сравнении с прошлым годом. Проблемы в доставке и отгрузке. Сейчас в области в очереди стоят 50 машин, прибывшие из Акмолинской области. Чтобы сократить очередь, «Шубарколь комир» начал отгрузку в круглосуточном режиме, ежедневный объем составляет около 550 тонн. В день на базу предприятия прибывает до 15 вагонов с углем по 60 тонн каждый», – докладывал в начале октября 2017 года на совещании тогдашний заместитель акима Алмас Айдаров.

Уже не важно (ибо выводы сделаны), в чем была проблема: в логистике с доставкой топлива к складам или проблемы с отгрузкой на разрезах. Но бытовой уголь в Карагандинской области осенью 2017 года по уровню ажиотажа встал в один ряд с гречкой и туалетной бумагой начала 2020 года.

В акимате региона проводились ежедневные совещания с продавцами и владельцами складов, отрабатывали с железной дорогой, требуя для вагонов с зимним теплом для населения зеленый свет.

В том же году продавцы отмечали, что было много автомобилей с не карагандинскими номерами. По крайней мере, на одном из пунктов их было до 30%.

В 2018 году в регионе разработали электронную карту, на которой были отмечены 38 пунктов продажи с адресами и телефонами.

Подготовка к нынешнему отопительному сезону по бытовому углю идет без ажиотации, но вдумчиво. Обеспеченность (загруженность складов) на сегодняшний день – 20%, что соответствует графику.

Потребность Карагандинской области в угле на отопительный сезон 2020/21 г. составляет 1689,06 тыс. тонн, из них:

  • коммунально-бытовые нужды – 536,83 тыс. тонн, в том числе бюджетные организации – 190 тыс. тонн;
  • население – 1152,23 тыс. тонн.

Как видно по этим цифрам, большую часть необходимого угля «съедает» население частного сектора. Именно частники, а не госучреждения, не дай Будда, встанут в очереди.

Как inbusiness.kz пояснил один из продавцов, «наполнение складов идет в плановом режиме, срывов нет, совещания в акимате проводятся регулярно. Если не будет задержек от поставщика и с дорогой, а с ними тоже отрабатывают, то все пройдет спокойно».

И власти, и продавцы, призывают потребителей приобретать уголь уже сейчас, чтобы в сентябре-октябре по 10-12 часов не стоять в очереди на пунктах продажи.

Также аким области Женис Касымбек потребовал усилить разъяснительную работу среди населения:

«На торговых точках контролируйте запасы и цены. Объясняйте людям необходимость заблаговременного закупа угля. Делайте все необходимое, чтобы не допустить в пиковый сезон дефицита и очередей», – поручил глава региона на совещании.

Возможно, здесь следует учесть опыт темиртауского УЧС, сотрудники которого реально достали весь город своими обходами, памятками, разъяснения, беседами и прочим мозгосверлением. Зато получилось так, как говорил Давид Гоцман: «Вбейте себе в мозг!». Ну и флешмобы у спасателей, конечно, хорошие.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Экологи вынесли обвинительный приговор угольной энергетике. Что ответит экономика страны?

20 Февраль 2020 09:58 8217

«Грязное» топливо: во что обойдется Казахстану отказ от угольной энергетики

Угольная энергетика с каждым днем притесняется все сильнее. Статьи экологов в высокорейтинговых научных журналах заявляют, что уголь больше всех виноват в загрязнении воздуха, деградации окружающей среды, стихийных бедствиях и экстремальных погодных явлениях.

Научный опыт в Нур-Султане и Алматы

29 января 2020 года в научном журнале «Atmospheric Pollution Research» было опубликовано одно любопытное исследование. Суть его в следующем: в октябре-ноябре 2017 года ученые сели в такси с закрытыми окнами и проехали по некоторым автобусным маршрутам в Нур-Султане. Задача исследователей была – измерить массовую концентрацию CO (угарный газ), CO2 (углекислый газ) и PM1, PM2.5, PM4 и PM10 (мелкодисперсных частиц).

В результате опыта ученые установили, что концентрация угарного газа в столице соответствует стандартам Европейской комиссии и EPA, а вот концентрации PM в старой части города превышают допустимые нормы.

«На конечной остановке маршрута № 53 в старой части города массовая концентрация PM2.5 резко увеличивалась до 258 мкг/м3. Причем данный рост наблюдался во время поездок, как в прямом, так и в и обратном направлении», – говорится в научной работе.

Причину загрязненного воздуха исследователи объяснили наличием двух угольных электростанций в том районе.

Другое исследование ученых, опубликованное в журнале Talanta четыре года назад, утверждает, что в Алматы основной источник BTEX (смесь бензола, толуола и трех изомеров ксилола) не связан с автомобильными выхлопами, а с большой долей вероятности является «продуктом» электростанции и отопления в жилых домах, большинство из которых используют уголь в качестве топлива.

Подобных исследований с каждым днем становится все больше. Уголь, который привел к экономическому процветанию ряда стран, теперь называют «грязным». Из экологических соображений ведущие экономики одна за другой принимают решения о прекращении использования угля в энергетике. Целевой показатель, установленный Брюсселем, заключается в прекращении производства электроэнергии на угле к 2030 году.

Экономика или экология

По данным Kazgeology, в угольной промышленности Казахстана занято около 28 200 человек (в отрасли работают 83 малых, 12 крупных и средних предприятий). Угледобыча ведется в трех регионах: в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Около 70% электроэнергии в стране вырабатывается с использованием угля. Страна занимает восьмое место в мире по объему доказанных запасов угля (25,6 млрд тонн, согласно статистике BP Statistical Review of World Energy, June 2017. – Прим.) и десятое по объему производства (102,4 млн тонн). Вклад в ВВП составляет порядка 1,5%. По данным energyprom.kz за 12 месяцев 2019 года в Казахстане добыли угля и лигнита на 360,1 млрд тенге. По оценке мониторингового агентства, в 2019 году спрос на казахстанский уголь сократится на 2%.

Все эти цифры, в общем-то, говорят, что республика пока не готова отказаться от угольной энергетики, а если сделает это, то заплатить за такой вклад в решение проблемы глобального потепления придется большой ценой.

К примеру, требование экологов перевести алматинскую ТЭЦ-2 с угля на газ, по мнению представителей отрасли, обойдется дорого и приведет к повышению тарифов для населения примерно в два раза. Кроме того, на Urban Forum, проходившем осенью 2019 года в Алматы, специалисты заявили, что в городе нет такого количества газа, чтобы отказаться от угля.

Такая ситуация характерна не только для Алматы. Угольная промышленность – одна из самых крупных отраслей экономики Казахстана. Именно из-за экономической выгоды уголь приводит в действие большинство электростанций в стране. Без доступной угольной энергии уровень жизни казахстанцев станет значительно ниже. Не нужно быть великим экономистом, чтобы это понять. На каждый товар и услугу влияют цены на энергоносители: вырастут тарифы на горячую воду, тепло и энергию – вырастут цены на товары и услуги. Это станет фактором, сдерживающим рост экономики и уровень жизни населения. Не просто так все чаще звучат призывы экономить на всем, покупать качественные вещи и носить их годами, а потом передавать по наследству.

Давление ради сокращения

Вытеснение угля из энергетики – общемировая тенденция. Получить инвестиции производству, в той или иной степени связанному с углем, уже практически невозможно. А страховщики отказываются страховать угольную промышленность. По данным The Guardian, 35 крупнейших страховых компаний мира заявили, что не будут больше страховать угольное производство, которое является крупнейшим источником изменения климата. Как уточняет издание, большинство угольных проектов не могут быть профинансированы, построены или эксплуатироваться без страховки.

Из-за того что немецкий конгломерат Siemens не отказался от контракта на угольную шахту в Австралии, экоактивисты провели акции протеста перед зданиями компании по меньшей мере в нескольких городах. Об этом пишет Financial Times. 

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, заявивший, что не сделает «безрассудных» сокращений в угольной промышленности, также столкнулся с негативной реакцией. «Многие австралийцы обвинили его правительство в бездействии по поводу глобального потепления, причем критика усилилась, поскольку летняя жара побила рекорды по всей стране и усугубила пожары», – сообщает BBC News. 

Казахстан также сталкивается с большим давлением в плане сокращения выбросов CO2 и экологического развития.

2 августа 2016 года Казахстан подписал Парижское соглашение по изменению климата, взяв на себя обязательства в решении проблемы глобального изменения климата, конечно, на местном уровне. К 2030 году наше развивающееся государство обязалось сократить выбросы парниковых газов на 15%. Страна должна развивать возобновляемые источники энергии для достижения «зеленой экономики», чтобы выполнить условия соглашения и сделать воздух чище, а климат не таким жарким.

Венера Смаилова