Такое заявление сделал председатель Агентства по государственной службе и противодействию коррупции (АГДГСПК) Алик Шпекбаев на встрече с карагандинскими бизнесменами. По его словам, нужно сделать обобщение по этой статье и посмотреть по ней следственную практику.
А тему по этой статье поднял Толеген Ашимов, председатель комитета по строительству при Палате предпринимателей Карагандинской области, председатель ПК "Аспап". Он отметил, что благодаря НПП "Атамекен" статья 215 УК РК "Лжепредпринимательство" отменена, но, к сожалению, осталась статья 216 "Совершение действий по выписке счёта-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров":
"Сейчас подход какой: контрагент – поставщик поставщика оказался замешан в нехороших делах. Причём он не имеет недвижимости, оборудования, без оборотных средств и так далее. А налоговые органы пытаются возместить с того, у кого есть и оборотка, и недвижимость. Добросовестные предприниматели пытаются отбиваться, но суды всегда на стороне налоговой инспекции. Просьба изменить эту практику, чтобы суды не были филиалами налоговой инспекции".
Алик Шпекбаев отметил, что отмена ранее 215-й статьи – это была инициатива предпринимателей с низов:
"Это была победа предпринимателей. По статье 216 нужно обобщение, какая-то практика, и следственную практику посмотреть. Если она препятствует, мы пойдём навстречу бизнесу. Бизнес сказал, власть ещё раз посмотрела, изучила ситуацию и упразднила 215-ю статью. Дадим время по 216-й, если что-то есть, давайте будем вносить предложения".
В отношении судов глава АДГСПК отметил, что это независимая ветвь власти, и он бы не сказал, что эта ветвь является филиалом налоговой.
Судимость с пола поднять
Председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Карагандинской области Серик Торегельдин поставил вопрос о материальной ответственности чиновников:
"В Шетском районе предприниматель получил деньги, перевёз 62 коровы, начал ремонтировать сараи, дом строить. И буквально через полгода прокурор отменяет решение акима (о выделении земли. – Авт.), и теперь эти 62 коровы нужно оттуда куда-то увозить. И никто не несёт ответственности. Наверное, нужно иметь какой-то фонд, который бы компенсировал убытки предпринимателям. Ведь этих акимов, чиновников земельного комитета, государственных служащих – их готовили, они проходили обучение и аттестацию, и в конце вот такой косяк".
В прошлом году областная прокуратура проводила анализ по Службе экономических расследований (СЭР). И она привела, по словам обласного омбудсмена, "убийственные цифры":
"Всего 20 процентов дел доходит до суда, а 80 процентов не доходит. Поэтому я предлагаю в перспективе по таким делам делать анализ:
– Сколько процентов не дошло до суда по некомпетентности этого следователя или чиновника?
– Сколько процентов не дошло по несовершенствованию статьи соответствующего закона?
– Сколько процентов не дошло до суда по коррупционной составляющей?
И тогда мы будем видеть социальное лицо этих людей, этих государственных служащих".
Далее Серик Торегельдин пояснил Алику Шпекбаеву, почему недавно Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции региона был укреплён первыми заместителями глав областных департаментов КНБ, АДГСПК и МВД:
"Мы на совете рассматриваем действия работников органов внутренних дел за незаконно возбуждённые уголовные дела. Вопиющий факт у нас был в Шахтинске. Предпринимательница поехала в прошлом году на Экспо, а ей не дали в аренду торговое место, потому что "на вас заведено два уголовных дела", говорят. Без неё составили уголовные дела! Мы с боем сняли два этих дела, убрали её из чёрного списка. А люди, которые это сделали, до сих пор безнаказанными ходят!"
В отношении ответственности госслужащих и создании фонда Алик Шпекбаев в целом согласился с Сериком Торегельдиным, отметив, что в ближайшее время СЭР претерпит существенные изменения. Что же касается большого количества дел, не доведённых до суда, то это уже тренд.
"Даже в репрессивное сталинское время оправдывали до 20-30 процентов. Сегодня с учётом новых подходов тренд в системе есть: будут и оправдания, будут и прекращения дел", – заявил глава АДГСПК.
Сравнять тарифы на электроэнергию для МСБ и населения
Директор ТОО "Магнитка Казамета", член регионального совета при Палате предпринимателей Карагандинской области Андрей Витик сообщил, что на региональном уровне заставили местного монополиста снизить тариф на воду для МСБ с 600 тенге за куб до 250 тенге, хотя она должна стоить ещё меньше – 117 тенге. А вот с электроэнергией не всё так просто.
"Монополисты должны были снизить тарифы ещё четыре года назад, после того как они получили от нас порядка 800 миллиардов инвестиционных денег, вложили в свои предприятия, провели модернизацию и по закону должны были снизить тарифы. Четыре года закон не исполняется. Второй вопрос – это вопрос справедливых дифференцированных тарифов для бизнеса и населения. Получается, что малый и средний бизнес дотирует население, что абсолютно неправильно. Себестоимость произведённой электроэнергии 2,5 тенге за киловатт. Для сельских фермеров он доходит уже до 35 тенге. А "Самрук-Энерго" умудряется продавать электроэнергию в Россию по 4,1 тенге. Почему они нам не продают по такой цене? Разберитесь, пожалуйста, с этой проблемой".
Алик Шпекбаев ответил, что этой проблемой уже занимаются, даже было проведено внеочередное заседание Совета безопасности:
"Сейчас ведётся активная работа, направленная на снижение тарифов на коммунальные услуги. Есть обобщение этой практики, уже сейчас есть вопросы, которые нашли своё подтверждение, и по ним принимаются решения, есть возбуждённые уголовные дела".
Просто космос
Очень интересный вопрос главе антикоррупционного ведомства задал директор ТОО "ЕСКО", председатель комитета лёгкой промышленности при Палате предпринимателей Андрей Шмарин:
"Более 10 предприятий лёгкой промышленности вошли в состав консорциума "Жасампаз" и на протяжении трёх лет являются поставщиками вещевого имущества для Министерства обороны. Уже вложено в развитие более шести миллиардов тенге инвестиций. У нас возникли вопросы при рассмотрении законопроекта о гособоронзаказе, разработчиком которого является Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности. Мы сразу обратили внимание, что в новый законопроект не вошло понятие консорциума, как исполнителя и участника государственного оборонного заказа. А для поставщиков вещевого имущества был исключён принцип долгосрочного контракта. Но ведь невозможно много инвестировать, если нет стабильной работы на длительный период времени. Мы обратили внимание разработчика на отсутствие этих положений, но встретили непонимание с его стороны. И только в сентябре 2018 года было проведено большое совещание, где эти вопросы были включены и проблема урегулирована. Но вслед за этим разработчик вставил в законопроект порядка девяти ограничительных норм, касающихся участия консорциумов в гособоронзаказе. Обращаемся к Вам за поддержкой, чтобы Вы обратили внимание на сложившую вокруг этих дополнительных поправок ситуацию, профессионально разобрались и дали свою оценку".
Алик Шпекбаев сразу посоветовал предпринимателю подать заявление на его имя:
"Вы заявление дайте, я с Атамкуловым переговорю, мы возьмём на контроль, и я Вам свой ответ дам. Без рассмотрения не оставим. Сегодня государство не только слушает, но и слышит".
По окончании встречи глава антикоррупционного ведомства заверил карагандинских предпринимателей, что по всем озвученным проблемам он даст подчинённым поручения, по каждому из обращений будет проведён анализ и принято соответствующее решение.
"Я считаю, что власть всегда должна быть благодарна за то, что бизнес активно работает. Ведь при этом развивается экономика страны, повышается благосостояние народа в целом", – отметил Алик Шпекбаев.
Олег И. Гусев