/img/tv1.svg
RU KZ
Абсолютно беспечальное искусство

Абсолютно беспечальное искусство

В столичной галерее Forte Bank Kulanshi Art Space открылась выставка «Классицизм, реализм, романтизм... Искусство Западной Европы ХIX-XX веков».

15:40 01 Март 2018 4468

Абсолютно беспечальное искусство

Автор:

Влада Гук

Фото: Влада Гук

Обширная коллекция европейской живописи принадлежит международному аукционному дому BonArt, работающему между Алматы, Москвой, Киевом и Астаной.

Посмотреть коллекцию в Forte Bank Kulanshi Art Space можно совершенно бесплатно. И это редкая возможность познакомиться ближе с весьма любопытной областью изобразительного искусства, которая вроде бы всем известна, но для многих представляет «слепое пятно», хотя бы потому, что глубоко интересоваться ею не принято.

«В конце XIX – начале ХХ веков в Западной Европе именно на сцене изобразительного искусства творилось нечто невообразимое. Смешивались стили, менялись отношения между заказчиками и исполнителями, происходили индустриальные революции – и все это естественным образом находило отклик в изобразительном искусстве. Сегодня мы видим огромную коллекцию, принадлежащую аукционному дому BonArt, который представляет художников из Германии, Австрии, Франции, Италии, Бельгии, России. Здесь представлен огромный срез европейского искусства XIX – XX веков, и мы решили, что убрать отсюда даже маленькую нотку – это был бы грех», – говорит председатель кураторского совета галереи Лейла Махат.

Парадокс в том, что конец XIX – начало XX веков ассоциируются в первую очередь с символизмом, импрессионизмом, модернистскими течениями. Но ничего этого на выставке нет. Зато есть великолепное собрание пастушек, дам, кавалеров, служанок и мушкетеров, скаковых лошадей и охотничьих собак, натюрмортов с фруктами и цветами, венецианских палаццо и морских пейзажей, исполненных с разной степенью мастерства и таланта, но в приятной академичной манере. То, что висело в гостиных сто лет назад и будет висеть до скончания веков. В основном так называемое салонное искусство.

Направление это ведет историю от парижского салона – регулярных официальных выставок, которые проводились с 1653 года и где жюри строго следило за тем, чтобы контент соответствовал академической традиции. Но в широком смысле «салонное» – это такое искусство, которому свойственны сентиментальность и красивость, некоторая лощеность исполнения, эффектность и театральность сюжетов, а главное – желание нравиться.

Русский писатель Всеволод Гаршин, для которого художественным идеалом были реалисты-передвижники, отзывался о салонной живописи резко: «Фабрика стенных украшений». Другой критик выразился мягче: «Абсолютно беспечальное искусство».

Салонная живопись – это еще не масс-культура, но все-таки отражение вкусов большинства.

«Эта выставка – своего рода социальный, культурологический и даже антропологический срез. Надо понимать, что именно в этот период, который представлен в экспозиции, нувориши перестали быть нуворишами после промышленной революции. Они стали статусными людьми. И для того, чтобы свою статусность показать, естественно, они должны были иметь в доме коллекции хорошего изобразительного искусства», – говорит Лейла Махат.

Расцвет направления пришелся на 1850-1870-е годы. Но и дальше салонное искусство продолжало существовать параллельно всем тектоническим преобразованиям в искусстве и обществе – так, будто не было рядом ни импрессионизма, ни авангарда, ни футуризма, кубизма, примитивизма, сюрреализма и так далее. Чтобы ни происходило, в безмятежном мире салонного искусства все так же чинно плескались утки в пруду, нежно поблескивали капли росы на гроздьях винограда, а кавалеры пожимали ручки дамам.

Случайно или намеренно, но этикетаж выставки оформлен так, что усиливает это впечатление застывшего времени. В подписях к картинам не указано, когда они были созданы. К тому же выставочное пространство украшено композициями-натюрмортами из позолоченных предметов, что навевает мысли об условном Золотом веке, счастливой Аркадии, где времени не существует.

Но можно пролистать каталог коллекции на официальном сайте дома BonArt – в нем даты указаны, хотя чаще всего и приблизительные. И можно провести занятные параллели: к примеру, Йозеф Легицкий пишет жанровую сценку «Ухаживание» в том же 1893 году, что Эдвард Мунк свой «Крик»; в одном и том же 1905 году Пикассо создает «Девочку на шаре», а его менее знаменитый современник Жан Бастьен – «Натюрморт с тыквой». (Пикассо и Мунка в коллекции «БонАрта» нет, это просто для примера.)

Многие художники, представленные на выставке, были приверженцами романтизма и, живя в ХIX или XX веке, писали сюжеты из «старинной жизни», откуда-то из романов Дюма. Значит ли это, что они провели всю свою жизнь в «башне из слоновой кости», никак не откликаясь на мировые войны и другие катаклизмы своего века? Конечно, нет. Но все-таки у них была такая башня, куда можно было иногда возвращаться.

Например, французский художник Жак Онфруа де Бревиль (1858-1931), участник парижских салонов, был еще и карикатуристом, и иллюстратором. В годы Первой мировой войны он нарисовал множество патриотических плакатов, выступал с карикатурами в прессе. Но в этой экспозиции выставлена его жанровая живописная работа «Девушка у камина» (датированная первой четвертью ХХ века) – предельно мирная и милая, с юной красавицей в барочном наряде.

А немецкий живописец и иллюстратор Август фон Майсль (1867-1926) известен не только как анималист и автор картин на спортивную тематику (как представленная в галерее «Охота на лис»), но прежде всего как военный художник – род военного корреспондента. В Первую мировую войну фон Майсль состоял в арт-группе военного пресс-центра Австро-Венгрии (1914-1918), его зарисовки военных действий публиковались в газетах и журналах.

Военная тема была главной и в творчестве другого немецкого художника – Макса Омайера (1903-1970). Он писал не только пейзажи родной Баварии, но и картины военной истории Германии – начиная с Тридцатилетней войны и до Второй мировой. Трактовал ли он и эту часть истории сколько-нибудь романтически – неизвестно, в коллекции дома «БонАрт» только одна его картина – «Солдаты в Ротенбурге» (середина ХХ века) на сюжет времен Тридцатилетней войны.

Романтической натурой с деловой жилкой была американская художница Флоренция Гарднер (1893-1977). Родилась в Орегоне, большую часть жизни прожила в Сан-Франциско, где вела свой бизнес – багетную мастерскую и мастерскую по производству эстампов. Но любила писать жанровые сюжеты из французской жизни XVII-XVIII веков, на чем и сосредоточилась в последний период жизни. На выставке можно видеть ее несколько наивную картину «Мушкетеры в таверне», датированную серединой ХХ века.
В коллекции преобладают художники средней руки, малоизвестные за пределами своей родины. Есть и работы мастеров, имена которых утрачены, подписанные просто: «Неизвестный художник», среди них чудесные «Игроки в шахматы», «Светский ужин», «Пастушка», «Олень в сказочном лесу».

Выставка будет открыта до 5 апреля, об этом сообщил на вернисаже председатель правления Forte Bank Гурам Андроникашвили.

«Я рад, что продолжается наше сотрудничество с «Куланши», – сказал он. – Эта выставка первая в новом году, но вообще мы проводим выставки в галерее уже полтора года и с каждым разом видим все больше и больше гостей: не только на открытии, но и в последующие полтора-два месяца, пока работает выставка. Наслаждайтесь сегодня и приходите снова, с друзьями, родственниками и любыми гостями Астаны».

Какой будет следующая выставка, пока не разглашается, но, как говорит Лейла Махат, это тоже будет международный проект.

Влада Гук

https://inbusiness.kz/ru/images/original/17/images/4ySuSJLE.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/17/images/yELKOsse.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/17/images/eK6Gd2iQ.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/17/images/ZjPfsykh.jpg

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

В Алматы, в Kazarian Art Center, открылась выставка современного искусства. 

11 Март 2020 08:00 11044

Фото: Ольга Власенко

Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.

В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.

«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.

Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.   

Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.

«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».

Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.

Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».

На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.

Ольга Власенко

Красота «Стеклянного сада»

Выставка известного чешского мастера Иржи Пачинека проходит в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

20 Февраль 2020 13:42 12757

Фото: Максим Морозов

Посол Чешской Республики в Казахстане Рудолф Гикл рассказал, что выставка «Стеклянный сад» стала первым крупным культурным проектом в Казахстане. По его словам, главной целью экспозиции стало знакомство казахстанцев с творчеством чешских мастеров-стеклодувов и погружение посетителей выставки в мир магии превращения стекла в настоящие произведения искусства, способные украсить и музейные залы, и частные коллекции.

«Все свое детство я посвятил спорту, я подавал хорошие надежды как спортсмен, – рассказал Иржи Пачинек любителям искусства на открытии выставки. – Мой тренер по греко-римской борьбе уже разработал большой план по моей подготовке».

«Но в 15 лет я посмотрел чешский сериал о мастерах-стеклодувах и стал грезить мечтой об этой профессии, – продолжал мастер свою историю. – Кто-то из друзей рассказал об экскурсии на стекольный завод, и я, конечно, воспользовался этой возможностью. Я был поражен, увидев, как мастера у печи управляются с горячим тягучим стеклом. Придя домой, я тут же попытался создать свой первый шедевр, но у меня ничего не вышло».

«Моя мама не стала противиться моему выбору, но вот тренер… После того как я огорчил его новостью о том, что стану стеклодувом, в сердцах пообещал убить меня, – смеется Иржи. – Но, несмотря на это, теперь тренер сам признается, что ему нравятся мои произведения и что он – мой самый большой поклонник».    

А экспонаты выставки действительно поражают своей красотой. Произведения Иржи Пачинека известны далеко за пределами его родной страны. Вот и алматинская публика высоко оценила его творчество, написав множество благодарных отзывов работам художника по стеклу.

Первая мысль при взгляде на это произведение ассоциируется с известным логотипом программы «Модернизация сознания». Уже потом, прочитав название работы – «Сокол», понимаешь, что перед тобой просто сокол, но некие ассоциации возникают)

«Аратинги». Попугай из стекла сидит на листьях пальмы. Буйство красок и узоров в работах мастеров – сложный технологический процесс, секретами которого мастера не хотят делиться. Разные цвета получают добавлением в расплавленное стекло оксидов разных металлов, каждый из которых дает определенный цвет.

На выставке «Стеклянный сад» представлено много работ на тему обитателей подводного царства. Акулы, осьминоги, ракушки, крабы, еще пара-тройка неведомых обитателей морей в разных формах и цветах, есть, где разгуляться любителям морепродуктов.

«Хайратус». Орел в цветах государственного флага Чешской Республики путешествует по выставкам мастера с 2018 года.

Еще один обитатель морей – «Мугил». Кефаль с красными глазами. Кстати, как рассказал мастер, красный цвет в стеклянных узорах самый трудоемкий и дорогой.

Написано: «Тунец», значит, тунец! Но уж очень он смахивает на акулу. Замаскировался)

А вот здесь все ясно. Смотришь на самый большой экспонат выставки – фламинго. На подписи к экспонату тоже «Фламинго». Никакого диссонанса.

Неизвестно, специально ли Иржи подбирал экспонаты для экспозиции в Казахстане или нет, но лошадей здесь почти столько же, как и обитателей морей. Несколько прекрасных статуэток гарцующих жеребцов и несколько стеклянных скульптур в виде голов, в тренде современного искусства.

Каждая работа мастера из Чехии уникальна. По словам Иржи Пачинека, сделать точную копию его работы не сможет никто, даже он сам. Побывав в нашей стране, стеклодув воодушевился новыми образами. В его планах создание стеклянной юрты и обучение казахстанских мастеров работе со стеклом.

Выставка расположилась на третьем этаже Государственного музея искусств им. А. Кастеева и продлится до 1 марта 2020 года.

Максим Морозов