Обширная коллекция европейской живописи принадлежит международному аукционному дому BonArt, работающему между Алматы, Москвой, Киевом и Астаной.
Посмотреть коллекцию в Forte Bank Kulanshi Art Space можно совершенно бесплатно. И это редкая возможность познакомиться ближе с весьма любопытной областью изобразительного искусства, которая вроде бы всем известна, но для многих представляет "слепое пятно", хотя бы потому, что глубоко интересоваться ею не принято.
"В конце XIX – начале ХХ веков в Западной Европе именно на сцене изобразительного искусства творилось нечто невообразимое. Смешивались стили, менялись отношения между заказчиками и исполнителями, происходили индустриальные революции – и все это естественным образом находило отклик в изобразительном искусстве. Сегодня мы видим огромную коллекцию, принадлежащую аукционному дому BonArt, который представляет художников из Германии, Австрии, Франции, Италии, Бельгии, России. Здесь представлен огромный срез европейского искусства XIX – XX веков, и мы решили, что убрать отсюда даже маленькую нотку – это был бы грех", – говорит председатель кураторского совета галереи Лейла Махат.
Парадокс в том, что конец XIX – начало XX веков ассоциируются в первую очередь с символизмом, импрессионизмом, модернистскими течениями. Но ничего этого на выставке нет. Зато есть великолепное собрание пастушек, дам, кавалеров, служанок и мушкетеров, скаковых лошадей и охотничьих собак, натюрмортов с фруктами и цветами, венецианских палаццо и морских пейзажей, исполненных с разной степенью мастерства и таланта, но в приятной академичной манере. То, что висело в гостиных сто лет назад и будет висеть до скончания веков. В основном так называемое салонное искусство.
Направление это ведет историю от парижского салона – регулярных официальных выставок, которые проводились с 1653 года и где жюри строго следило за тем, чтобы контент соответствовал академической традиции. Но в широком смысле "салонное" – это такое искусство, которому свойственны сентиментальность и красивость, некоторая лощеность исполнения, эффектность и театральность сюжетов, а главное – желание нравиться.
Русский писатель Всеволод Гаршин, для которого художественным идеалом были реалисты-передвижники, отзывался о салонной живописи резко: "Фабрика стенных украшений". Другой критик выразился мягче: "Абсолютно беспечальное искусство".
Салонная живопись – это еще не масс-культура, но все-таки отражение вкусов большинства.
"Эта выставка – своего рода социальный, культурологический и даже антропологический срез. Надо понимать, что именно в этот период, который представлен в экспозиции, нувориши перестали быть нуворишами после промышленной революции. Они стали статусными людьми. И для того, чтобы свою статусность показать, естественно, они должны были иметь в доме коллекции хорошего изобразительного искусства", – говорит Лейла Махат.
Расцвет направления пришелся на 1850-1870-е годы. Но и дальше салонное искусство продолжало существовать параллельно всем тектоническим преобразованиям в искусстве и обществе – так, будто не было рядом ни импрессионизма, ни авангарда, ни футуризма, кубизма, примитивизма, сюрреализма и так далее. Чтобы ни происходило, в безмятежном мире салонного искусства все так же чинно плескались утки в пруду, нежно поблескивали капли росы на гроздьях винограда, а кавалеры пожимали ручки дамам.
Случайно или намеренно, но этикетаж выставки оформлен так, что усиливает это впечатление застывшего времени. В подписях к картинам не указано, когда они были созданы. К тому же выставочное пространство украшено композициями-натюрмортами из позолоченных предметов, что навевает мысли об условном Золотом веке, счастливой Аркадии, где времени не существует.
Но можно пролистать каталог коллекции на официальном сайте дома BonArt – в нем даты указаны, хотя чаще всего и приблизительные. И можно провести занятные параллели: к примеру, Йозеф Легицкий пишет жанровую сценку "Ухаживание" в том же 1893 году, что Эдвард Мунк свой "Крик"; в одном и том же 1905 году Пикассо создает "Девочку на шаре", а его менее знаменитый современник Жан Бастьен – "Натюрморт с тыквой". (Пикассо и Мунка в коллекции "БонАрта" нет, это просто для примера.)
Многие художники, представленные на выставке, были приверженцами романтизма и, живя в ХIX или XX веке, писали сюжеты из "старинной жизни", откуда-то из романов Дюма. Значит ли это, что они провели всю свою жизнь в "башне из слоновой кости", никак не откликаясь на мировые войны и другие катаклизмы своего века? Конечно, нет. Но все-таки у них была такая башня, куда можно было иногда возвращаться.
Например, французский художник Жак Онфруа де Бревиль (1858-1931), участник парижских салонов, был еще и карикатуристом, и иллюстратором. В годы Первой мировой войны он нарисовал множество патриотических плакатов, выступал с карикатурами в прессе. Но в этой экспозиции выставлена его жанровая живописная работа "Девушка у камина" (датированная первой четвертью ХХ века) – предельно мирная и милая, с юной красавицей в барочном наряде.
А немецкий живописец и иллюстратор Август фон Майсль (1867-1926) известен не только как анималист и автор картин на спортивную тематику (как представленная в галерее "Охота на лис"), но прежде всего как военный художник – род военного корреспондента. В Первую мировую войну фон Майсль состоял в арт-группе военного пресс-центра Австро-Венгрии (1914-1918), его зарисовки военных действий публиковались в газетах и журналах.
Военная тема была главной и в творчестве другого немецкого художника – Макса Омайера (1903-1970). Он писал не только пейзажи родной Баварии, но и картины военной истории Германии – начиная с Тридцатилетней войны и до Второй мировой. Трактовал ли он и эту часть истории сколько-нибудь романтически – неизвестно, в коллекции дома "БонАрт" только одна его картина – "Солдаты в Ротенбурге" (середина ХХ века) на сюжет времен Тридцатилетней войны.
Романтической натурой с деловой жилкой была американская художница Флоренция Гарднер (1893-1977). Родилась в Орегоне, большую часть жизни прожила в Сан-Франциско, где вела свой бизнес – багетную мастерскую и мастерскую по производству эстампов. Но любила писать жанровые сюжеты из французской жизни XVII-XVIII веков, на чем и сосредоточилась в последний период жизни. На выставке можно видеть ее несколько наивную картину "Мушкетеры в таверне", датированную серединой ХХ века.
В коллекции преобладают художники средней руки, малоизвестные за пределами своей родины. Есть и работы мастеров, имена которых утрачены, подписанные просто: "Неизвестный художник", среди них чудесные "Игроки в шахматы", "Светский ужин", "Пастушка", "Олень в сказочном лесу".
Выставка будет открыта до 5 апреля, об этом сообщил на вернисаже председатель правления Forte Bank Гурам Андроникашвили.
"Я рад, что продолжается наше сотрудничество с "Куланши", – сказал он. – Эта выставка первая в новом году, но вообще мы проводим выставки в галерее уже полтора года и с каждым разом видим все больше и больше гостей: не только на открытии, но и в последующие полтора-два месяца, пока работает выставка. Наслаждайтесь сегодня и приходите снова, с друзьями, родственниками и любыми гостями Астаны".
Какой будет следующая выставка, пока не разглашается, но, как говорит Лейла Махат, это тоже будет международный проект.
Влада Гук