Ольга Феденёва: "Можно называть нас кукольниками. Это не обидно. Обидно, если кукол называют поделками"

25547

В музее Кастеева открылась выставка кукол "Вместе навсегда". В экспозиции особым замыслом и мастерством исполнения выделяются работы художника из Семея Ольги Феденёвой.

Ольга Феденёва: "Можно называть нас кукольниками. Это не обидно. Обидно, если кукол называют поделками" Фото: Ольга Власенко

Помимо колоритного костюма, Ольгу в создании кукол заботят идея, психология персонажа, действие и сюжет. Автор здесь подходит как режиссер.

Ольга Феденёва занимается созданием кукол около семи лет. Она имеет художественное образование, окончила художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института. Посещала мастер-классы российской звезды кукольного мира Ольги Егупец. Ее работы к данной выставке посвящены этнографической, фольклорной тематике.

Ольга, в своем творчестве Вы в основном воплощаете мотивы восточной культуры?

Не только. Присутствующие тут куклы сделаны и выбраны специально для этой выставки. В этом году Четвертая Международная выставка авторской интерьерной куклы "Вместе навсегда" посвящена теме ЭТНО. В этой выставке две части, одна развивает тему русских народных сказок, другая отдана народным легендам Казахстана. Третья часть представляет кукол по мотивам мировых сказок и фэнтези.

Чем Вы вдохновляетесь в создании кукольных образов?

Моя работа "Енлик и Кебек" создана по казахской поэме. Она повествует о действительно живших людях, память о которых сохранилась. Даже можно посетить их могилу, расположенную в Семипалатинской области. Туда приезжают все влюбленные.

Парень по имени Кебек пошел к предсказателю узнать свою судьбу. И тот предрек ему скорую смерть от сильной любви. Вскоре он встретил девушку Енлик, уже просватанную за богатого человека. Они так сильно полюбили друг друга, что бежали вместе, и потом у них родился ребенок. Начали враждовать их роды. Чтобы все это закончить, был созван съезд, где было принято решение убить влюбленных. Их искали, прочесали всю территорию. Известно урочище, где жили наши герои. Они реальные. Их поймали, привязали к хвостам лошадей и таскали по степи, пока они не умерли. Перед смертью Енлик попросила родственников похоронить ее с Кебеком вместе в одной могиле и позаботиться о ребенке. Их тела скинули в одну яму, а ребенка оставили на вершине горы одного. Он кричал целый день, но никто его не пожалел и не помог.

Почему никто не помог невинному ребенку?

Это очень жестокая история с точки зрения современного зрителя. Во многом нам не понятная. Она заставляет задуматься о нравах и обычаях прошлого. По представлениям древних предков носитель дурной крови должен был умереть. Это миф о жестоком наказании за нарушение, казалось бы, неизменных устоев мироздания. Так поступали, например, в индийском кастовом обществе.

О чем другие Ваши работы? Здесь много дуэтов.

Они о любви. Но уже о счастливой. Поэтому вдвоем. Вот, эта, например, о долголетнем браке. Я не могу сказать точно, грузины это, армяне или азербайджанцы. Мне захотелось изобразить кавказскую пару, живущую вместе уже много лет и справившую золотую свадьбу. Помните, как пелось в советской песне: "Бабушка рядышком с дедушкой…".

А это, наверное, их потомки?

Можно трактовать и так. Здесь молодая пара, которая собирается пожениться. Или уже жената. А внизу счастливые внуки едят сладкий арбуз. Я их одела в национальные халаты. Я вообще люблю изображать детей.

Что важно в создании куклы, помимо костюма?

Идея. Для меня нет кукол без идеи. Допустим, можно просто любоваться куколкой в красивом платьишке. Это имеет право быть. Есть игровые куклы. Но для меня важен смысл. Идея должна лежать в основании ее создания. Должны быть эстетика и определяющий ее подтекст, смещенный смысл. С этой точки зрения кукла – это метафора. Этим подтекстом могут быть человеческие отношения, сильные чувства, задающие действие и придающие динамизм кукле. Образ куклы обрастает психологическими мотивами, характером. Она вырастает из действия. А сюжет вырастает из ее характера, образа. Поэтому кукла – это целая история, это явная или скрытая сцена. Она как персонаж из пьесы или кино. Я стараюсь передать это в мимике и психологии куклы. Чем хорош художник-кукольник? Он сам выбирает, какой должна быть кукла, во что ее одеть и как выстроить композицию. Кукла рождается в голове. Больший этап творчества происходит в голове, когда зарождается замысел. Его надо выносить. Прежде чем я берусь за куклу, сначала я работаю с замыслом и с натурой. Сначала стремлюсь заметить и выделить цепляющие, важные детали. Увиденное я перерабатываю внутри себя, и потом рождается что-то свое.

Ваши куклы почти всегда в парах. Почему?

Двое – это уже диалог. А диалог – это действие. Куклы взаимодействуют, что-то друг другу передают. Тут завязывается своя история. Возникает кукольный театр.  

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться