АО "Информационно-аналитический центр" провело анализ зависимости результатов исследований TIMSS и PISA, замеряющих уровень знаний и развитие школьников, от 130 контекстных факторов (были опубликованы в 2016 году).
Эксперты ИАЦ выявили, что большая доля взрослого населения с высшим образованием способствует лучшим результатам в TIMSS и PISA. Четкая зависимость прослеживается и от уровня затрат на школьников. Чем больше средств вкладывается в одного ученика, тем он успешнее. Аналогичная ситуация с уровнем зарплат учителей. Чем выше жалование педагогов, тем качественнее процесс обучения.
Объем госрасходов на образование необходимо пересматривать в сторону увеличения. Он не должен быть ниже 15% от общих трат, считает президент АО "Информационно-аналитический центр" Серик Ирсалиев: "Это притча во языцех. Многие годы об этом говорим. Как минимум надо выровнять среднемесячную зарплату (СМЗ) учителя до средней в ОЭСР. В среднем в ОЭСР учителя получают 85% от СМЗ в каждой их стран".
По результатам вышеупомянутых международных исследований аналитики ИАЦ выявили проблемные стороны системы образования в республике.
Одна из них – доступ к качественному школьному образованию имеют не все дети. В стране наблюдается резкая региональная дифференциация. Разница между самыми успешными и неуспешными регионами страны в исследовании PISA составила 90 баллов. Это означает, что 15-летний подросток из самого неудачного региона по своему умению решать задачи в сложных жизненных ситуациях равен 12-летнему ребенку из самого продвинутого. Также есть заметные различия между городскими и сельскими школьниками. Городские дети по знаниям и умению применять их опережают своих сверстников из сел на полтора-два года.
"Конечно, в сопоставлении "село-город" очень просто выявить причины. Неравенство образования обусловлено квалификацией учителей. В городе в два раза больше учителей высшей категории, чем в селе. Потребность в педагогах гораздо выше в селе, потребность в кабинетах новой модификации в селе в три-четыре раза больше, чем в городах. И все это на фоне общего хронического недофинансирования образования", - отметил Серик Ирсалиев.
Чтобы выровнять ситуацию, по его мнению, в Казахстане необходимо создать систему мотивационной ротации директоров сильных школ в слабые. Также предлагается внедрить механизм по привлечению и удержанию сильных учителей в слабых школах. Кроме того, нужна программа ранней диагностики и корректирующей поддержки для слабоуспевающих детей.
Подготовка ребенка в детском саду значительно улучшает его успехи в школе. Поэтому предлагается увеличить госзаказ для охвата дошкольным образованием детей из уязвимых слоев населения.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в 60 странах мира.
В 2015 году Казахстан в нем представили 9579 учащихся, в том числе 4710 четвероклассников и 4869 восьмиклассников из 179 школ. Из них 96 – городских, 83 – сельские школы, с казахским языком обучения – 78, с русским языком обучения – 29, смешанных – 72 школы.
PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В ней изучается грамотность 15-летних учеников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В 2015 году в программе приняли участие 7843 казахстанских ребенка из 232 организаций образования.
Динара Куатова