Аналитики: «Качество образования зависит от зарплат учителей» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
$ 384.39 € 431.71 ₽ 6.11
Погода:
+25Нур-Султан
+23Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 251,52 Пшеница 465,40
Аналитики: «Качество образования зависит от зарплат учителей»

Аналитики: «Качество образования зависит от зарплат учителей»

6606 21 Март 2017 10:10

Увеличить объем госрасходов на образование предлагают в Казахстане.

Аналитики: «Качество образования зависит от зарплат учителей»

Фото: pandaland.kz

Автор: Динара Куатова

АО «Информационно-аналитический центр» провело анализ зависимости результатов исследований TIMSS и PISA, замеряющих уровень знаний и развитие школьников, от 130 контекстных факторов (были опубликованы в 2016 году).  

Эксперты ИАЦ выявили, что большая доля взрослого населения с высшим образованием способствует лучшим результатам в TIMSS и PISA. Четкая зависимость прослеживается и от уровня затрат на школьников. Чем больше средств вкладывается в одного ученика, тем он успешнее. Аналогичная ситуация с уровнем зарплат учителей. Чем выше жалование педагогов, тем качественнее процесс обучения.

Объем госрасходов на образование необходимо пересматривать в сторону увеличения. Он не должен быть ниже 15% от общих трат, считает президент АО «Информационно-аналитический центр» Серик Ирсалиев: «Это притча во языцех. Многие годы об этом говорим. Как минимум надо выровнять среднемесячную зарплату (СМЗ) учителя до средней в ОЭСР. В среднем в ОЭСР учителя получают 85% от СМЗ в каждой их стран».

По результатам вышеупомянутых международных исследований аналитики ИАЦ выявили проблемные стороны системы образования в республике.

Одна из них – доступ к качественному школьному образованию имеют не все дети. В стране наблюдается резкая региональная дифференциация. Разница между самыми успешными и неуспешными регионами страны в исследовании PISA составила 90 баллов. Это означает, что 15-летний подросток из самого неудачного региона по своему умению решать задачи в сложных жизненных ситуациях равен 12-летнему ребенку из самого продвинутого. Также есть заметные различия между городскими и сельскими школьниками.  Городские дети по знаниям и умению применять их опережают своих сверстников из сел на полтора-два года.

«Конечно, в сопоставлении «село-город» очень просто выявить причины. Неравенство образования обусловлено квалификацией учителей. В городе в два раза больше учителей высшей категории, чем в селе. Потребность в педагогах гораздо выше в селе, потребность в кабинетах новой модификации в селе в три-четыре раза больше, чем в городах. И все это на фоне общего хронического недофинансирования образования», - отметил Серик Ирсалиев.

Чтобы выровнять ситуацию, по его мнению, в Казахстане необходимо создать систему мотивационной ротации директоров сильных школ в слабые. Также предлагается внедрить механизм по привлечению и удержанию сильных учителей в слабых школах. Кроме того, нужна программа ранней диагностики и корректирующей поддержки для слабоуспевающих детей.  

Подготовка ребенка в детском саду значительно улучшает его успехи в школе. Поэтому предлагается увеличить госзаказ для охвата дошкольным образованием детей из уязвимых слоев населения.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в 60 странах мира.

В 2015 году Казахстан в нем представили 9579 учащихся, в том числе 4710 четвероклассников и 4869 восьмиклассников из 179 школ. Из них 96 – городских, 83 – сельские школы, с казахским языком обучения – 78, с русским языком обучения – 29, смешанных – 72 школы. 

PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. В ней изучается грамотность 15-летних учеников в разных странах мира и умение применять знания на практике. В 2015 году в программе приняли участие 7843 казахстанских ребенка из 232 организаций образования. 

Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: