/img/tv1.svg
RU KZ
Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Ритейл-консультант рассказала о том, как пандемия меняет потребительские предпочтения и стратегии бизнесменов.

08:03 19 Июль 2020 7522

Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Автор:

Мария Галушко

Фото: kapital.kz

Одно из главных изменений в предпочтениях покупателей, произошедшее за период карантина, – совершение покупок через онлайн-площадки, считает основатель онлайн-школы для МСБ BusinessUP.school Анна Пацюк. Из-за пандемии коронавируса люди стали вынуждены совершать интернет-покупки. Бизнес оказался не готов к новым реалиям. Корреспондент inbusiness.kz поговорил с Анной Пацюк о том, продолжит ли расти онлайн-ритейл после пандемии, что нужно учитывать бизнесу в изменяющейся реальности, чтобы остаться на плаву и почему важно искать ресурс внутри компании.

Анна, как пандемия меняет потребительские предпочтения? Какие товары стали пользоваться наибольшим спросом, а какие наименьшим?

Потребительские предпочтения, поведение и алгоритмы действия покупателя всегда находятся в движении, ведь на нас действуют внешняя среда, развитие технологий, возможности и ограничения. В условиях мировых изменений из-за пандемии это стало особенно заметно. Сейчас мало кто может не заметить, что потребительское поведение меняется и бизнесу нужно постоянно отслеживать эти перемены.

Уже около пяти лет на конференциях мы говорим о VUCA реальности. Это значит, что мир меняется, он нестабилен. Сроки планирования сокращаются, и нужно быть гибкими, отслеживать изменения потребительского поведения. Мы уже не живем в длинном мире, когда можно было запланировать продажи определенного продукта или услуги. Но бизнес в Казахстане достаточно консервативный, и его руководители всегда относятся со скептицизмом к чему-то новому. Они придерживаются того, что, пока не станет плохо, нужно продолжать действовать по-старому, даже если опыт других людей, логика и доказательные вещи говорят, что все надо делать иначе. В новых условиях стало очевидно, что старые модели не работают и у многих бизнесменов появился интерес в смене ориентиров.

Потребительское поведение меняется, менялось и будет меняться. Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну. Причем одна и та же волна может кого-то утопить, а кому-то помочь взлететь вверх.

В новых условиях предпринимателям нужно активизировать свою команду. Мы можем пройти эту бурную реку, только когда вся команда работает слаженно. Тут не сработают привычные механизмы административного управления, как «я – начальник, ты – дурак». Сейчас, если человек, сидящий за веслами, не чувствует себя важным, может утонуть вся лодка.

Появились ли новые тренды с начала пандемии?

То, что отличает поведение всех потребителей сейчас, – это совершение покупок онлайн. Несмотря на то, что об этом переходе говорили давно, предприниматели не спешили уходить на интернет-площадку, ссылаясь на то, что там нет покупателей. В свою очередь покупатели говорили, что готовы бы заказывать онлайн, но негде. Получался замкнутый круг. Просидев на карантине более 21 дня, а именно столько нужно на формирование новой привычки, у людей, даже старшего поколения, сформировалась устойчивая привычка совершать покупки через интернет-магазины. И мы видим абсолютную неготовность бизнеса к этому формату. Поэтому нужно создавать условия, применять вовлекающие инструменты, чтобы поднять энергию внутри коллектива для изменений. А если у команды нет энергии, внутри нее нет диалогов, чувства сопричастности к делу, изменения происходят сложно. Люди хотят вернуться к прошлому, которого не будет.

Получается, потребитель быстрее перестроился под новую реальность….

Да, у него поменялись потребности и ритм жизни. А бизнес продолжает тормозить. И интересно, что эти же самые предприниматели, как потребители, тоже очень быстро перестроились.

По Вашему мнению, продолжит ли расти онлайн-ритейл после пандемии? От чего это зависит?

Безусловно. Мы уже не вернемся к прежней жизни. Это стало нашими новыми поведенческими паттернами и алгоритмами. Те, кто надеются, что все будет как раньше, заблуждаются. Так же было у нас и во времена перестройки в 90-х. Те, кто адаптируются к новым реальностям, демонстрируют эффективное поведение и становятся успешными. Те, кто ждут, что все вернется, к сожалению, останутся за бортом. Это просто анализ предыдущего опыта.

Что нужно учитывать бизнесу в изменяющейся реальности? На чем делать акцент?

Бизнесу, наконец-таки, нужно стать клиентоцентричным, а не клиентоориентированным, как мы говорили раньше. В центре должен находиться клиент с его алгоритмами поведения и потребностями, а не бизнес со своими возможностями, которые нужно продвинуть. Второй важный момент – это ориентация на свою команду. Ресурс находится внутри команды. Нет экспертов, которые подскажут, как действовать в текущей ситуации. Мы все это переживаем впервые. Те, кто на веслах, определяют жизнеспособность организации. Возвращаясь к VUKA реальности, каждый человек в компании должен понимать, что и почему он делает. У него должно быть право голоса и возможность высказаться. Если начальник не привык спрашивать сотрудников о том, что они видят и с какими трудностями сталкиваются, то сейчас это может потопить всю лодку. Если кто-то видит пробоину на своем месте, он должен говорить об этом, а для этого в организации нужно создать другой процесс коммуникации. Я бы рекомендовала инструмент фасилитации. Он достаточно активно используется в странах СНГ, но Казахстан пока осторожничает с ним. Сейчас персонал нужно максимально вовлекать в совместную генерацию идей и искать ресурс внутри компании. Необходимо, чтобы сотрудники чувствовали ответственность за принятое решение.

И третье, что бы я посоветовала, – использовать инструменты дизайн-мышления. Это про клиентоцентричность и гибкость, про другой подход в создании своих продуктов. Понимание, кто ваш клиент и что ему нужно, чтобы сделать карту эмпатии и создать продукт, который нужен рынку. Да, где-то придется наступить себе на горло и, может быть, прекратить производить любимый продукт, который не нужен сейчас, или трансформировать его. Нужно быть готовым к отказу от неработающих стратегий и созданию новых. И, конечно же, изучать новые онлайн-инструменты.

А можно ли сказать, что тот бизнес, что закрылся, не выдержал перестройки и не применил вовремя новые стратегии?

Не всегда причина закрытия бизнеса в том, что он вовремя не смог перестроиться. Могли повлиять внешние факторы, как кредиты, или не получилось договориться с арендодателями. Вопрос в том, в каком состоянии компания находилась до закрытия. Сейчас я разговариваю с предпринимателями, и есть те, кто как-то предвидел кризис и успел закупить оборудование, перевести режим производства на бережливый (Кайдзен). Оптимизация не за счет сокращения, а борьба с потерями, бережливое производство, развитие своей технологичности сыграли им в плюс. Это очевидные тренды, которые многими игнорировались.

Существует карта трендов 2017-2050 от Ричарда Уотсона, где описаны события, которые могут произойти в будущем. Это некая карта ориентирования, посмотрев на которую, мы можем подготовить будущие направления, бизнес-модель и деятельность организации так, чтобы заработать и быть эффективными благодаря этим трендам. Они могут сработать в плюс нашей отрасли. Опираясь на эту карту, также можно подготовиться к трендам, оказывающим отрицательное влияние, чтобы оно было минимальным, а может и вывести это влияние в плюс. Сейчас нужно смотреть в будущее и быть готовым к приходу волны.

С учетом того, что мы все в стрессе, нужны другие алгоритмы взаимодействия. Не просто рассылка писем клиенту, а звонок. Нужно поддерживать сотрудников, разговаривая с ними, интересоваться, как они сейчас справляются, сложно ли им приходится. И это ценно.

В наших реалиях немного сложно представить такое отношение руководителей к своим работникам.

Поэтому произойдет естественный отбор и останутся те, для кого новая модель поведения станет нормой.

Какой бизнес будет более маржинальным в новых реалиях? Какие новые бизнесы появятся на рынке?

Я думаю, что появится не новый вид бизнеса, а новые формы организации. Например, с моим коллегой и партнером мы давно говорим о кооперации. Вся успешная Европа, на которую мы обращаем внимание, использует кооперативные формы собственности. В кооперации есть производственные кооперативы, когда сотрудники являются совладельцами бизнеса, и поэтому они более эффективно работают. Есть закупочные кооперативы, когда те же магазины у дома могут объединиться и формировать закупку, получая продукцию по выгодной цене, как гипермаркет, и либо быть более маржинальными, либо предоставлять клиенту более конкурентную цену, привлекая трафик. Существуют потребительские кооперации, где люди инвестируют небольшие суммы и могут покупать товар по себестоимости.

Один из важных трендов сегодня – не зарабатывать больше, а сокращать потери или расходы. Кооперация позволяет сократить расходы, не изменяя качество жизни или закупок. Кооперация точно выйдет на первый план. Будут объединяться предприятия, вовлекать своих сотрудников становиться совладельцами. Между собой малые бизнесы будут объединяться, чтобы выживать. Будут создаваться потребительские кооперативы. В кооперациях не нужны кредиты. Все инвестирование происходит за счет пайщиков. Нужно забыть про то, что Казахстан какой-то особенный, и понять, что и мы можем быть успешными.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

13 Октябрь 2020 09:36 985

Фото: Серикжан Ковланбаев

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Продажи оптовиков в минусе

Объем торговли сократился на 7,3% в деньгах и сразу на 10% – в реальном выражении.

13 Октябрь 2020 09:25 1036

Фото: Серикжан Ковланбаев

За январь-август 2020 года объем розничной торговли в стране составил 14,1 трлн тг – на 7,3% меньше, чем годом ранее. В реальном выражении объем торговли упал на 10%, сообщает портал ranking.kz.

В том числе 19,6% продаж, или 2,8 трлн тг, пришлось на продовольственные товары, еще 80,4%, или 11,3 трлн тг, – на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

На долю села, по официальным данным, пришлось лишь 3,3%, или 459,3 млрд тг, всего объема от РК, что указывает на серьезную долю «серого» торгового потока в сельской местности.

Две трети всего объема оптовой торговли пришлись на три региона: Алматы (6 трлн тг, минус 12,2% в денежном выражении за год), Нур-Султан (2,1 трлн тг, плюс 7,7%) и Атыраускую область (здесь продажи упали почти на четверть в стоимостном выражении, до 1,4 млрд тг).

В целях насыщения внутреннего рынка качественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы, передает официальный ресурс премьер-министра РК. Система выступит якорной инфраструктурой для объединения кластеров, фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. Ядром предлагаемой системы станет единая сеть оптово-распределительных центров трех типов: центров хранения, центров торговли, центров распределения.

Модель Национальной товаропроводящей системы строится на принципах государственно-частного партнерства через частную финансовую инициативу. В рамках создания сети предлагается строительство 24 ОРЦ.

По размерности предприятий основной объем оптовых продаж за январь-август 2020 года приходится на малые предприятия: 11,2 трлн тг – на 10,4% меньше, чем годом ранее. Средние предприятия продали товаров на 2,3 трлн тг – сразу плюс 12,1% за год. Объем продаж крупных предприятий упал на 9,7%, до 543,6 млрд тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!