/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 423,79 Brent 36,55
Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Ритейл-консультант рассказала о том, как пандемия меняет потребительские предпочтения и стратегии бизнесменов.

08:03 19 Июль 2020 4704

Анна Пацюк: Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну

Автор:

Мария Галушко

Фото: kapital.kz

Одно из главных изменений в предпочтениях покупателей, произошедшее за период карантина, – совершение покупок через онлайн-площадки, считает основатель онлайн-школы для МСБ BusinessUP.school Анна Пацюк. Из-за пандемии коронавируса люди стали вынуждены совершать интернет-покупки. Бизнес оказался не готов к новым реалиям. Корреспондент inbusiness.kz поговорил с Анной Пацюк о том, продолжит ли расти онлайн-ритейл после пандемии, что нужно учитывать бизнесу в изменяющейся реальности, чтобы остаться на плаву и почему важно искать ресурс внутри компании.

Анна, как пандемия меняет потребительские предпочтения? Какие товары стали пользоваться наибольшим спросом, а какие наименьшим?

Потребительские предпочтения, поведение и алгоритмы действия покупателя всегда находятся в движении, ведь на нас действуют внешняя среда, развитие технологий, возможности и ограничения. В условиях мировых изменений из-за пандемии это стало особенно заметно. Сейчас мало кто может не заметить, что потребительское поведение меняется и бизнесу нужно постоянно отслеживать эти перемены.

Уже около пяти лет на конференциях мы говорим о VUCA реальности. Это значит, что мир меняется, он нестабилен. Сроки планирования сокращаются, и нужно быть гибкими, отслеживать изменения потребительского поведения. Мы уже не живем в длинном мире, когда можно было запланировать продажи определенного продукта или услуги. Но бизнес в Казахстане достаточно консервативный, и его руководители всегда относятся со скептицизмом к чему-то новому. Они придерживаются того, что, пока не станет плохо, нужно продолжать действовать по-старому, даже если опыт других людей, логика и доказательные вещи говорят, что все надо делать иначе. В новых условиях стало очевидно, что старые модели не работают и у многих бизнесменов появился интерес в смене ориентиров.

Потребительское поведение меняется, менялось и будет меняться. Сегодня предприниматель – это серфингист, отслеживающий очередную волну. Причем одна и та же волна может кого-то утопить, а кому-то помочь взлететь вверх.

В новых условиях предпринимателям нужно активизировать свою команду. Мы можем пройти эту бурную реку, только когда вся команда работает слаженно. Тут не сработают привычные механизмы административного управления, как «я – начальник, ты – дурак». Сейчас, если человек, сидящий за веслами, не чувствует себя важным, может утонуть вся лодка.

Появились ли новые тренды с начала пандемии?

То, что отличает поведение всех потребителей сейчас, – это совершение покупок онлайн. Несмотря на то, что об этом переходе говорили давно, предприниматели не спешили уходить на интернет-площадку, ссылаясь на то, что там нет покупателей. В свою очередь покупатели говорили, что готовы бы заказывать онлайн, но негде. Получался замкнутый круг. Просидев на карантине более 21 дня, а именно столько нужно на формирование новой привычки, у людей, даже старшего поколения, сформировалась устойчивая привычка совершать покупки через интернет-магазины. И мы видим абсолютную неготовность бизнеса к этому формату. Поэтому нужно создавать условия, применять вовлекающие инструменты, чтобы поднять энергию внутри коллектива для изменений. А если у команды нет энергии, внутри нее нет диалогов, чувства сопричастности к делу, изменения происходят сложно. Люди хотят вернуться к прошлому, которого не будет.

Получается, потребитель быстрее перестроился под новую реальность….

Да, у него поменялись потребности и ритм жизни. А бизнес продолжает тормозить. И интересно, что эти же самые предприниматели, как потребители, тоже очень быстро перестроились.

По Вашему мнению, продолжит ли расти онлайн-ритейл после пандемии? От чего это зависит?

Безусловно. Мы уже не вернемся к прежней жизни. Это стало нашими новыми поведенческими паттернами и алгоритмами. Те, кто надеются, что все будет как раньше, заблуждаются. Так же было у нас и во времена перестройки в 90-х. Те, кто адаптируются к новым реальностям, демонстрируют эффективное поведение и становятся успешными. Те, кто ждут, что все вернется, к сожалению, останутся за бортом. Это просто анализ предыдущего опыта.

Что нужно учитывать бизнесу в изменяющейся реальности? На чем делать акцент?

Бизнесу, наконец-таки, нужно стать клиентоцентричным, а не клиентоориентированным, как мы говорили раньше. В центре должен находиться клиент с его алгоритмами поведения и потребностями, а не бизнес со своими возможностями, которые нужно продвинуть. Второй важный момент – это ориентация на свою команду. Ресурс находится внутри команды. Нет экспертов, которые подскажут, как действовать в текущей ситуации. Мы все это переживаем впервые. Те, кто на веслах, определяют жизнеспособность организации. Возвращаясь к VUKA реальности, каждый человек в компании должен понимать, что и почему он делает. У него должно быть право голоса и возможность высказаться. Если начальник не привык спрашивать сотрудников о том, что они видят и с какими трудностями сталкиваются, то сейчас это может потопить всю лодку. Если кто-то видит пробоину на своем месте, он должен говорить об этом, а для этого в организации нужно создать другой процесс коммуникации. Я бы рекомендовала инструмент фасилитации. Он достаточно активно используется в странах СНГ, но Казахстан пока осторожничает с ним. Сейчас персонал нужно максимально вовлекать в совместную генерацию идей и искать ресурс внутри компании. Необходимо, чтобы сотрудники чувствовали ответственность за принятое решение.

И третье, что бы я посоветовала, – использовать инструменты дизайн-мышления. Это про клиентоцентричность и гибкость, про другой подход в создании своих продуктов. Понимание, кто ваш клиент и что ему нужно, чтобы сделать карту эмпатии и создать продукт, который нужен рынку. Да, где-то придется наступить себе на горло и, может быть, прекратить производить любимый продукт, который не нужен сейчас, или трансформировать его. Нужно быть готовым к отказу от неработающих стратегий и созданию новых. И, конечно же, изучать новые онлайн-инструменты.

А можно ли сказать, что тот бизнес, что закрылся, не выдержал перестройки и не применил вовремя новые стратегии?

Не всегда причина закрытия бизнеса в том, что он вовремя не смог перестроиться. Могли повлиять внешние факторы, как кредиты, или не получилось договориться с арендодателями. Вопрос в том, в каком состоянии компания находилась до закрытия. Сейчас я разговариваю с предпринимателями, и есть те, кто как-то предвидел кризис и успел закупить оборудование, перевести режим производства на бережливый (Кайдзен). Оптимизация не за счет сокращения, а борьба с потерями, бережливое производство, развитие своей технологичности сыграли им в плюс. Это очевидные тренды, которые многими игнорировались.

Существует карта трендов 2017-2050 от Ричарда Уотсона, где описаны события, которые могут произойти в будущем. Это некая карта ориентирования, посмотрев на которую, мы можем подготовить будущие направления, бизнес-модель и деятельность организации так, чтобы заработать и быть эффективными благодаря этим трендам. Они могут сработать в плюс нашей отрасли. Опираясь на эту карту, также можно подготовиться к трендам, оказывающим отрицательное влияние, чтобы оно было минимальным, а может и вывести это влияние в плюс. Сейчас нужно смотреть в будущее и быть готовым к приходу волны.

С учетом того, что мы все в стрессе, нужны другие алгоритмы взаимодействия. Не просто рассылка писем клиенту, а звонок. Нужно поддерживать сотрудников, разговаривая с ними, интересоваться, как они сейчас справляются, сложно ли им приходится. И это ценно.

В наших реалиях немного сложно представить такое отношение руководителей к своим работникам.

Поэтому произойдет естественный отбор и останутся те, для кого новая модель поведения станет нормой.

Какой бизнес будет более маржинальным в новых реалиях? Какие новые бизнесы появятся на рынке?

Я думаю, что появится не новый вид бизнеса, а новые формы организации. Например, с моим коллегой и партнером мы давно говорим о кооперации. Вся успешная Европа, на которую мы обращаем внимание, использует кооперативные формы собственности. В кооперации есть производственные кооперативы, когда сотрудники являются совладельцами бизнеса, и поэтому они более эффективно работают. Есть закупочные кооперативы, когда те же магазины у дома могут объединиться и формировать закупку, получая продукцию по выгодной цене, как гипермаркет, и либо быть более маржинальными, либо предоставлять клиенту более конкурентную цену, привлекая трафик. Существуют потребительские кооперации, где люди инвестируют небольшие суммы и могут покупать товар по себестоимости.

Один из важных трендов сегодня – не зарабатывать больше, а сокращать потери или расходы. Кооперация позволяет сократить расходы, не изменяя качество жизни или закупок. Кооперация точно выйдет на первый план. Будут объединяться предприятия, вовлекать своих сотрудников становиться совладельцами. Между собой малые бизнесы будут объединяться, чтобы выживать. Будут создаваться потребительские кооперативы. В кооперациях не нужны кредиты. Все инвестирование происходит за счет пайщиков. Нужно забыть про то, что Казахстан какой-то особенный, и понять, что и мы можем быть успешными.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Повторяется ситуация конца мая, предприниматели, оставшиеся без работы, вышли на акцию протеста.

04 Август 2020 11:05 2216

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Фото: tengrinews.kz

Более сотни продавцов центрального рынка, торговых домов «Мега Шыгыс» и «Астана» собрались на площади перед самым крупным рынка города 3 августа с требованием разрешить работу их торговых мест.

Центральный рынок, который заработал 27 мая после подобной акции протеста, закрылся 21 июля. Многие торговые дома и павильоны не работают уже в течение месяца. Бизнесмены и торговцы несут убытки. Доходов нет. Уже стоит вопрос не столько выживания бизнеса, сколько его закрытия.  

Еще перед первым карантином и последующим закрытием объектов бизнеса у многих предпринимателей возник вопрос, что делать, ведь товар приобретался на заемные средства. Рассчитывали, что 3 августа карантин снимут. На свой страх и риск предприниматели взяли опять кредиты, чтобы заработать на летнем товаре, пока сезон не прошел. Но продление запретов еще на две недели ударило и по тому уже незавидному положению.

К стихийно собравшимся на площади возле центрального рынка людям вышли главный санитарный врач города Актобе Аманжол Утегалиев и руководитель городского отдела внутренней политики Мадияр Кабыл.

Мадияр Кабыл начал разъяснять собравшимся, что постановление главного санитарного врача Актюбинской области они должны неукоснительно выполнять. Однако это только добавило масла в огонь, и на это были причины. Например, на территории того же центрального рынка закрыты все торговые павильоны и магазины. Все, за исключением магазинов крупных торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вся горькая ирония в том, что в эти торговые точки можно попасть только с территории центрального рынка. На внешний периметр выходят только грузовые двери и служебные входы. Проход на рынок возле этих магазинов открыт, что полностью противоречит постановлению главного государственного санитарного врача Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, предписывающему запрет рынков и, соответственно, всех торговых точек на его территории.  

Что возмутило?

Собравшиеся возмущались этим фактом – супермаркеты города «Анвар» и «Дина» продолжают работать, несмотря на то, что там собирается большое количество людей. Они, так же как и на рынках, могут заразиться друг от друга. Маленькие магазины тоже функционируют. В связи с этим торгующие не понимают, какой смысл закрывать рынки.

«Если вы закрываете, закрывайте всех. А то миллионеры работают, а мы, простой народ, бедствуем! – возмущались люди, после чего стали хором скандировать: – Откройте! Откройте!».

Торговцы стали приводить свои доводы, что в тех же торговых домах в каждом бутике предусмотрены санитайзеры и коврики с дезинфицирующим раствором, а площадь их зданий способствует рассредоточению людей, что препятствует образованию скученности посетителей в одном месте. 

Главный санитарный врач в свою очередь заверил людей, что после 17 августа, если карантин в стране снимут, акимат в срочном порядке рассмотрит вопрос открытия объектов. Однако собравшихся такая перспектива не устроила, и они выдвинулись к зданию городского акимата.

На встречу с заместителем акима города Сергеем Ли в здание городского акимата впустили только инициативную группу.

Напомним, что подобная ситуация в Актобе уже была. 25 мая около двухсот торговцев собрались на площади перед центральным рынком, требуя открыть базар. Они рассчитывали, что именно с понедельника рынок начнет работать. Но на фоне роста заражения в Актобе коронавирусом (прирост свыше 7% за неделю) власти решили не смягчать карантинные меры.

Собравшиеся говорили, что в течение более двух месяцев исправно платят налоги и арендную плату, пусть даже и сниженную на период карантина. У многих кредиты, а дохода нет. 42 500 тенге – это все, что дает государство. Кто-то второй раз даже не получал эти деньги.

Также к собравшимся в спешном порядке прибыл главный санитарный врач Актобе и работники акимата. И тогда ответ чиновников не устроил продавцов. После чего они двинулись в сторону городского акимата. Аким города к ним не вышел. Представители акимата сослались на то, что градоначальник на выезде.

И с 27 мая заработали продовольственные и непродовольственные рынки, непродовольственные магазины, торговые центры и некоторые другие объекты с временным ограничением работы с 10:00 до 17:00.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Е-базар растет как на дрожжах

Интернет-торговля в период карантина значительно выросла в Карагандинской области.

29 Июль 2020 15:08 1759

Е-базар растет как на дрожжах

И до конца года ожидается ее дальнейшее увеличение. По прогнозам, доля онлайн-торговли в рознице поднимется в три раза – с 0,8% до 2,4%. Об этом говорили на прошедшем совещании в режиме онлайн.

Одним из вопросов данного обсуждения стала реализация дорожной карты по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы. Документ предусматривает меры по защите потребителей, преференции для бизнеса, создание инфраструктуры поддержки.

Здесь хотелось бы напомнить прошлогоднее интервью inbusiness.kz с бывшим замакима Карагандинской области, а ныне заместителем министра иностранных дел Алмасом Айдаровым. В этой части интервью разговор шел о работе нового оптово-распределительного центра «Альфарух».

Время торговли с обозов у дороги ушло?

Да, все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «Я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин – что едет к нам, видит эту заявку, и сделка состоялась. Ну и плюс здесь же еще есть огромный центр розничной торговли.

Вы, я слышал, и электронщиков хотите всех сюда пристегнуть?

Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

На данный момент в Карагандинской области создали интернет-площадку ba09.kz, на которой представлены ссылки на онлайн-магазины и услуги.

Руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева сообщила, что, согласно официальным данным, в 2019 году объем розничной электронной торговли в области составил 8,1 млрд тенге:

«Учитывая ситуацию в период карантина, когда из-за закрытия многие торговые дома и объекты общественного питания перешли на работу по доставке, по итогам 2020 года ожидается рост электронной торговли не менее чем в три раза, с повышением доли в розничном товарообороте на уровне 2,4%».

С начала года в области объем безналичных платежей вырос в пять раз. По статданным, за пять месяцев он составил почти 553 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже сообщал, что после обновления исторического максимума в мае объем безналичных карточных платежей в стране за июнь вновь побил рекорд за всю историю наблюдений.

Этот показатель вырос с 2,4 до 2,7 трлн тенге (+15,4%), при этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается более выраженный рост – в 2,7 раза с показателя в 1,0 трлн тенге.

В июне в Казахстане отмечалось практически равнозначное увеличение как платежей через POS-терминалы (+16,9%), так и оплат в Интернете (+15,2%). Тем не менее в абсолютных величинах интернет-платежи (2,2 трлн тенге) почти в пять раз превышают объемы платежей через POS-терминалы (489 млрд тенге).

Напомним, в июне 2019 года в целом по стране превышение интернет-платежей над соответствующими платежами через POS-терминалы составляло 2,2 раза.

Если ранее перед Карагандинской областью стояла задача довести долю е-коммерции к 2025 году до 10%, то с учетом заявления Бахыта Султанова на заседании правительства 28 июля теперь этот индикатор не грех поднять, и подняли до 15%:

«Объем рынка электронной торговли за первое полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это 9,4% от общего объема розницы. До конца этого года ожидаем 900 млрд тенге. К 2022 году этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли», – сказал министр торговли и интеграции.

Здесь же следует напомнить о поручении Аскара Мамина проработать вопросы финансирования интернет-торговли:

«Для поддержки и стимулирования отечественной онлайн-торговли поручается министерствам цифрового развития и торговли совместно с Банком развития Казахстана проработать вопросы кредитования в онлайн-бизнес».

Работы на «виртуальной ферме» прибавится всем. Лишь бы на радостях не бросили всем скопом традиционный уклад и не пошли всей страной майнить. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющая часть того, что мы приобретаем в Сети, – это категорически не казахстанские товары. Так что нам самим все еще придется сеять хлеб, добывать уголь, варить сталь и легкую промышленность поднимать.

И возвращаясь к совещанию в акимате Карагандинской области:

«Мы видим, что объемы электронной торговли в регионе растут, – отметил Женис Касымбек. – Это положительный фактор, торговля максимально выходит из тени. Этот тренд надо поддерживать, совместно с палатой «Атамекен» помогать бизнесу осваивать электронные площадки».

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новости

Сегодня
12:44

В Казахстане за минувшие сутки четверо детей погибли из-за недосмотра взрослых

Сегодня
12:35

Алтай Кульгинов – застройщикам: Строить нужно качественно

Сегодня
12:26

Нефть дорожает на данных API о снижении запасов в США

Сегодня
12:14

Участницу несанкционированного митинга Асию Тулесову осудили на 1,5 года за оскорбление полицейских

Сегодня
12:06

Бауыржан Байбек: «Наши праймериз дадут возможность молодежи проявить себя»

Сегодня
11:55

«От поля до прилавка»: в Туркестанской области стартовал новый сельскохозяйственный проект

Сегодня
11:46

Четверо жителей Актюбинской области задержаны за браконьерский отстрел 70 сайгаков

Сегодня
11:34

В аэропорту Нур-Султана провели внеплановую проверку в области промышленной безопасности

Сегодня
11:25

Квазигоскомпании Казахстана продали в июле на внутреннем рынке $195 млн валютной выручки

Все новости