Ансаган Мустафа известна не только в Казахстане, но и за рубежом. Ее рисунки давно уже разошлись по миру. Они не оставляют равнодушными сердца, бьют в самую точку. Будь это тема домашнего насилия, коронавируса, проблема отцов и детей или диванных экспертов. Она словно врач и психолог, только в совсем в другом жанре.
В одно время Вы заявили о себе социальными рисунками. Откуда у Вас такое чутье, жизненный опыт?
На социальную тему я рисовала давно, печаталась в газете "Ақ босаға" – это семейное издание, поднимающее острые проблемы общества. Поэтому перед глазами было много жизненных историй. В 2010 года начали свое развитие соцсети, Facebook, чуть позже Instagram. Все художники перешли туда, и я тоже. Появился большой интерес, общение с подписчиками, очень сильная обратная связь.
О соцсетях. Вы пишете на казахском, я знаю, что Вас читают и те, кто не владеет госязыком, в их числе иностранцы.
Рисуя, я представляла казахскую женщину, ребенка, мужчину, все на примере нашей жизни. Я думала, эти проблемы волнуют только наше общество. Но рисунки были опубликованы во многих странах, переведены на 20 языков. И я поняла, что границ нет, бытовые проблемы есть везде. Те же аборты, рукоприкладство в отношении женщин.
Были отклики из Бразилии и Италии. В Италии есть город Сиракузы, там есть активист, выступающий за права женщин, влиятельный человек. Он, помню, написал мне: "Мне очень жаль женщин в Казахстане". После его репостов мои интервью вышли в итальянских СМИ.
Вы не остались в стороне от слов Омара Жалела о женщине-маркере, который имеет свойство высыхать и быть ненужным. Я знаю, что Вас критиковали за рисунок, но все же Вы остались при своем мнении.
Мне не понравилось его высказывание, как и многим девушкам. Поэтому пришлось наказать его немножко. (Смеется.) Женщина вправе получать образование, нести свою голову гордо. Она драгоценность, а не товар.
Вы не только художник, но и бизнесвумен, Ваши футболки покупают и первые лица страны. Как сейчас Ваш бизнес в период пандемии?
Бизнес появился спонтанно. Расскажу вкратце его историю. Пять лет назад был указ о праздновании 550-летия Казахского ханства. Я обрадовалась и решила внести свою лепту. Думаю, сделаю футболки для молодежи. Нарисовала один дизайн и закинула его в Facebook с таким вызовом, что если рисунок наберет больше 550 лайков, что символично исторической дате, то до лета сделаю 55 разных версий футболок! "Наполним улицы национальным колоритом", – дописала я к посту. Это была полушутка-полуправда. Буквально через минуты отреагировало больше тысячи человек, пошли комментарии.
В это время мои друзья стали рисовать мне бизнес-план, все по полочкам разложили. И мне осталось изучить все комментарии и работать над темами. Я подумала, раз такая обратная реакция, значит, ниша свободна, и начала этим заниматься.
Ближе к лету выполнила свое обещание, 55 версий выложила на своей странице. Предложила распечатать заказчикам самим. Но они просили меня прислать уже готовую продукцию. У меня был такой творческий подъем, адреналин зашкаливал: мои рисунки нужны людям! И я начала двигаться. С каждым разом заказов становилось больше, в соцсетях мою продукцию рекламировали мои покупатели. Я стала не успевать, наняла водителя, потом помощницу, бухгалтера, и так пошло-поехало. Бизнес рос. Сама в шоке. (Смеется.)
Сейчас уже и покупатели постоянные, и партнеры.
Что касается нынешнего периода, в связи с пандемией спрос упал, у людей не было настроения. Самым кризисным был июнь, многие болели. Хотя ранее этот месяц был активным в плане продаж. В августе пошли заказы, люди выздоровели и начали искать нашу продукцию.
Легко ли творческому человеку в бизнесе? В бизнесе нужно быть жестче, работать, совершенствоваться, идти вперед. Много ошибок сделано из-за отсутствия опыта.
Я знаю, что Ваши работы плагиатили в Китае, судились ли Вы с ворами?
Три года назад у нас только вышли футболки с национальными нагрудными украшениями – алқa. Сами покупательницы мне присылали фото старинных драгоценностей, доставшихся им по наследству от бабушек, я воспроизводила их и музейные экспонаты. Так вот, эти рисунки стали копировать в Кыргызстане, Узбекистане и Китае.
Я даже как-то поймала одну женщину с рекламой, она посоветовала пойти на барахолку, где идут массовые продажи. Пришлось ехать на базар. Там чуть не упала – все мои рисунки во всех цветах радуги! А я еще такого себе позволить не могла, потому что нужны ли были вложения, мы постепенно к этому шли.
После этого я стала патентовать свои работы в минюсте, они мне делали патент девять месяцев, за это время контрафакт уже разошелся. А в следующем сезоне выяснилось, что наш патент действует только на территории Казахстана. То есть с ним невозможно запретить что-либо делать в чужой стране. Я должна быть гражданкой Китая, чтобы остановить их. Зря потеряла полгода, нервы. Потеряла партнеров, они закупились на базаре.
У Вас недавно был пост, что какая-то фирма использовала Ваш рисунок для изображения мурала в Кокшетау.
Да, я их нашла, они открещиваются тем, что изображением занимались другие люди и их уже нет в стране. Мол, к ним и обращайтесь. И эта фирма, которая занимается оформлением города. Мало ли какой сотрудник там работал, раз накосячили – фирма должна отвечать.
Я тегнула акимат Кокшетау, мне позвонил сотрудник акимата, его проинформировали, что юристы разбираются по этому вопросу. Подожду недельку. И если не будет ответа – пойду в суд.
В целом во многих городах есть билборды с моими рисунками, ко мне звонили и просили, я всегда шла навстречу. Если это кого-то спасет от беды, я буду рада. Давала бесплатно. Но тут другой случай, поскольку без спроса.
Какие у Вас планы на будущее?
Хочу развиваться дальше, но сейчас главное – выжить, не потерять фирму. Нас стало меньше, конечно, жалко, но это мелочи по сравнению с тем, что происходит в стране.
Айгуль Тулекбаева
Подпишитесь на наш канал Telegram!