/img/tv1.svg
RU KZ
Ансаган Мустафа – об искусстве без границ и плагиаторах

Ансаган Мустафа – об искусстве без границ и плагиаторах

Известный социальный художник и бизнесвумен Ансаган Мустафа рассказала на своем примере inbusiness.kz, как творческий человек может стать предпринимателем.

08:00 26 Август 2020 3707

Ансаган Мустафа – об искусстве без границ и плагиаторах

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Ансаган Мустафа известна не только в Казахстане, но и за рубежом. Ее рисунки давно уже разошлись по миру. Они не оставляют равнодушными сердца, бьют в самую точку. Будь это тема домашнего насилия, коронавируса, проблема отцов и детей или диванных экспертов. Она словно врач и психолог, только в совсем в другом жанре.

В одно время Вы заявили о себе социальными рисунками. Откуда у Вас такое чутье, жизненный опыт?

На социальную тему я рисовала давно, печаталась в газете «Ақ босаға» – это семейное издание, поднимающее острые проблемы общества. Поэтому перед глазами было много жизненных историй. В 2010 года начали свое развитие соцсети, Facebook, чуть позже Instagram. Все художники перешли туда, и я тоже. Появился большой интерес, общение с подписчиками, очень сильная обратная связь.

О соцсетях. Вы пишете на казахском, я знаю, что Вас читают и те, кто не владеет госязыком, в их числе иностранцы.

Рисуя, я представляла казахскую женщину, ребенка, мужчину, все на примере нашей жизни. Я думала, эти проблемы волнуют только наше общество. Но рисунки были опубликованы во многих странах, переведены на 20 языков. И я поняла, что границ нет, бытовые проблемы есть везде. Те же аборты, рукоприкладство в отношении женщин.

Были отклики из Бразилии и Италии. В Италии есть город Сиракузы, там есть активист, выступающий за права женщин, влиятельный человек. Он, помню, написал мне: «Мне очень жаль женщин в Казахстане». После его репостов мои интервью вышли в итальянских СМИ.

Вы не остались в стороне от слов Омара Жалела о женщине-маркере, который имеет свойство высыхать и быть ненужным. Я знаю, что Вас критиковали за рисунок, но все же Вы остались при своем мнении.

Мне не понравилось его высказывание, как и многим девушкам. Поэтому пришлось наказать его немножко. (Смеется.) Женщина вправе получать образование, нести свою голову гордо. Она драгоценность, а не товар.

Вы не только художник, но и бизнесвумен, Ваши футболки покупают и первые лица страны. Как сейчас Ваш бизнес в период пандемии?

Бизнес появился спонтанно. Расскажу вкратце его историю. Пять лет назад был указ о праздновании 550-летия Казахского ханства. Я обрадовалась и решила внести свою лепту. Думаю, сделаю футболки для молодежи. Нарисовала один дизайн и закинула его в Facebook с таким вызовом, что если рисунок наберет больше 550 лайков, что символично исторической дате, то до лета сделаю 55 разных версий футболок! «Наполним улицы национальным колоритом», – дописала я к посту. Это была полушутка-полуправда. Буквально через минуты отреагировало больше тысячи человек, пошли комментарии.

В это время мои друзья стали рисовать мне бизнес-план, все по полочкам разложили. И мне осталось изучить все комментарии и работать над темами. Я подумала, раз такая обратная реакция, значит, ниша свободна, и начала этим заниматься.

Ближе к лету выполнила свое обещание, 55 версий выложила на своей странице. Предложила распечатать заказчикам самим. Но они просили меня прислать уже готовую продукцию. У меня был такой творческий подъем, адреналин зашкаливал: мои рисунки нужны людям! И я начала двигаться. С каждым разом заказов становилось больше, в соцсетях мою продукцию рекламировали мои покупатели. Я стала не успевать, наняла водителя, потом помощницу, бухгалтера, и так пошло-поехало. Бизнес рос. Сама в шоке. (Смеется.)

Сейчас уже и покупатели постоянные, и партнеры.

Что касается нынешнего периода, в связи с пандемией спрос упал, у людей не было настроения. Самым кризисным был июнь, многие болели. Хотя ранее этот месяц был активным в плане продаж. В августе пошли заказы, люди выздоровели и начали искать нашу продукцию.

Легко ли творческому человеку в бизнесе? В бизнесе нужно быть жестче, работать, совершенствоваться, идти вперед. Много ошибок сделано из-за отсутствия опыта.

Я знаю, что Ваши работы плагиатили в Китае, судились ли Вы с ворами?

Три года назад у нас только вышли футболки с национальными нагрудными украшениями – алқa. Сами покупательницы мне присылали фото старинных драгоценностей, доставшихся им по наследству от бабушек, я воспроизводила их и музейные экспонаты. Так вот, эти рисунки стали копировать в Кыргызстане, Узбекистане и Китае.

Я даже как-то поймала одну женщину с рекламой, она посоветовала пойти на барахолку, где идут массовые продажи. Пришлось ехать на базар. Там чуть не упала – все мои рисунки во всех цветах радуги! А я еще такого себе позволить не могла, потому что нужны ли были вложения, мы постепенно к этому шли.

После этого я стала патентовать свои работы в минюсте, они мне делали патент девять месяцев, за это время контрафакт уже разошелся. А в следующем сезоне выяснилось, что наш патент действует только на территории Казахстана. То есть с ним невозможно запретить что-либо делать в чужой стране. Я должна быть гражданкой Китая, чтобы остановить их. Зря потеряла полгода, нервы. Потеряла партнеров, они закупились на базаре.

У Вас недавно был пост, что какая-то фирма использовала Ваш рисунок для изображения мурала в Кокшетау.

Да, я их нашла, они открещиваются тем, что изображением занимались другие люди и их уже нет в стране. Мол, к ним и обращайтесь. И эта фирма, которая занимается оформлением города. Мало ли какой сотрудник там работал, раз накосячили – фирма должна отвечать.

Я тегнула акимат Кокшетау, мне позвонил сотрудник акимата, его проинформировали, что юристы разбираются по этому вопросу. Подожду недельку. И если не будет ответа – пойду в суд.

В целом во многих городах есть билборды с моими рисунками, ко мне звонили и просили, я всегда шла навстречу. Если это кого-то спасет от беды, я буду рада. Давала бесплатно. Но тут другой случай, поскольку без спроса.

Какие у Вас планы на будущее?

Хочу развиваться дальше, но сейчас главное – выжить, не потерять фирму. Нас стало меньше, конечно, жалко, но это мелочи по сравнению с тем, что происходит в стране.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

От виртуальности взгляда – к подлинности тела

В музее Кастеева открылась виртуальная выставка основателя казахстанского контемпорари арт Рустама Хальфина.

28 Июль 2020 11:55 6905

Фото: Ольга Власенко

Об особенностях создания «Автопортрета без зеркала» рассказывает искусствовед и куратор Екатерина Резникова.

Екатерина, расскажите, в чем заключалась суть работы над виртуальной выставкой и чем она отличается от реальной?

Наша задача – сделать виртуальную выставку таким образом, чтобы зритель, не имеющий возможности реально прийти в музей и вступить в непосредственный контакт с произведениями искусства, ощутил эффект погружения в искусство. Сам подготовительный этап мало чем отличается от создания стандартной экспозиции. Как мы видим, этот элемент реальности обязательно присутствует как базис. Поэтому первая задача – подготовка экспозиции, работа с текстом, написание аннотации и информационное оповещение. Сложность виртуального формата состоит в том, чтобы создать эффект присутствия для виртуального зрителя. Здесь большую роль играют оператор и монтажер. Наша команда блестяще справилась, хочу поблагодарить за прекрасную операторскую работу Коблана Альдибекова (ГаламАрт production), а также Карину Крылову за профессиональный монтаж. Благодаря искусному видео- и аудиоряду удалось создать ощущение живого присутствия на выставке, а также максимально полно раскрыть ее идею.

Карантин, поставив нас всех в новые условия существования, обозначил и новые перспективы. Открылось понимание, что многие вещи можно делать дистанционно, в цифровом формате. Хотя многие отмечают, что виртуальный контент не отменяет живого присутствия на выставке или спектакле, наш музей в это трудное время не отдалился от своего зрителя и сумел найти выход из сложившегося положения, сделав виртуальное наполнение более эффектным и содержательным, чтобы зритель не чувствовал себя оторванным.

Как создавалось виртуальная выставка работ Рустама Хальфина?

Конечно же, это не прямая трансляция, а заранее записанный материал. Он сделан совместно с партнером музея, соорганизатором выставки и основателем галереи «Тенгри Умай» Владимиром Филатовым, который стал инициатором ее проведения. Поэтому с самого начала сценарий, планирование и этапы практической реализации, что говорить и в какой последовательности выстроить повествование - мы обсуждали сообща. В итоге, складывается ощущение живого присутствия, возникает понимание эволюции художника, как в реальном экспозиционном, так и в виртуальном пространстве. Мы разворачивали выставку согласно ретроспективе развития художника, начиная с ранних работ начала 80-х и вплоть до произведений последних годов его жизни в двухтысячных, которые стали финальным акцентом видеопрезентации. Отличие виртуальной выставки от живой в том, что электронный девайс становится медийным, промежуточным, звеном между зрителем и экспозицией. Успех зрительского восприятия зависит от соотношения формы и содержания визуального контента. И как следствие можно говорить, состоялась виртуальная выставка или нет.

Рустам Хальфин занимался проблемой соотношения тела и пространства. Одно дело, физическое, чувственно-воспринимаемое пространство, окружающее нас в обыденном смысле. Другое – встраивающееся в него виртуальное, в котором мы проводим все больше времени. Как виртуальность меняет представления о теле, ощущения тела в пространстве?

Когда мы начали выстраивать пространство экспозиции подготовка любой выставки реальной, или виртуальной – командная работа. В ней задействованы сам разные подразделения музея, отдел экспозиции занимается выстраиванием экспозиционного пространства, информационный отдел оповещает и информирует общество, организует пиар-компанию. Куратор занимается подготовкой текстов и является главным координатором. Повествование в кадре позволяет создать эффект погружения. Выстраивая экспозицию, мы стремились представить этапы развития автора и показать цельность арт-серий, не разбивая их. Виртуальный формат позволяет показать, как строилась экспозиция так, чтобы она впечатлила зрителя цельностью и красотой. Мы сделали цветовое зонирование зала, бордовая, белая и графитовая стены органично подошли для авангардных работ Хальфина. Именно выставка позволяет взглянуть на творчество со стороны. Поэтому неудивительно, что я часто слышу мнения художников: «Работы в зале музея выглядят совершенно иначе, чем в пространстве мастерской!» Любое экспозиционное пространство раскрывает произведения и позволяет звучать им по-новому.

Рустам Хальфин создавал свои этюды как экспериментальные работы, не собираясь превращать их в большие живописные полотна. Они представлены на горизонтальном планшете в центре зала. Это просто экспериментальные живописные поиски чашечно-купольной системы и ее реализации, того, что внедрял Владимир Стерлигов, и что затем его ученики трансформировали в своих произведениях. Более крупноформатные работы, пластическая пастозная живопись тоже смотрятся органично. В центре зала мы видим гипсовые слепки-пулоты и произведения из серии «Шкура художника» и, которые можно отнести к художественной инсталляции. Они расположены в промежуточном пространстве, просвете зала, не будучи приближенными к поверхности стены. Их пребывание и звучание гармонично. Белая стена представляет работы позднего периода – Хальфинские пулоты. Если раньше многое осмысливалось и интерпретировалось сквозь творчество мировых художников Матисса и Малевича, то в поздних работах появляется уже свое осмысление, поэтому они не похожи ни на что и ни на кого более. В них раскрылся авторский дар Хальфина, его художественное видение. Финальный акцент стал объединяющим началом и кульминацией, выразительной точкой, которая впитала и раскрыла в себе авторскую специфику художника.

С помощью языка абстракционизма Рустам Хальфин деконструирует фигуративную живопись, изображающую привычную визуальную реальность в плоскости лица, пытаясь вернуться к переживанию тела как подлинной реальности.

Виртуальную выставку «Рустам Хальфин: автопортрет без зеркала» можно посмотреть на странице музея.

Ольга Власенко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн

На торги будут выставлены произведения Веры Рохлиной, Абрама Архипова, Василия Шухаева, а также впервые – частная французская коллекция русского декоративно-прикладного искусства, изделия Фаберже и советский агитационный фарфор.

21 Май 2020 08:56 7631

Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн с 1 по 21 июля 2020 года и представит вниманию коллекционеров более 250 лотов, среди которых впервые появляющиеся на торгах предметы из частной французской коллекции, формировавшейся на протяжении всей жизни ее владельца, выдающиеся работы Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, а также знаменитые произведения фирмы Фаберже, советский агитационный фарфор, редкая стеклянная икона и многое другое.

Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд, международные директора департамента русского искусства Christie’s:

«Несмотря на непростую ситуацию, в которой оказался весь мир, мы рады анонсировать аукцион русского искусства, который впервые пройдет в новом формате и в новое время. Мы надеемся, что уникальные лоты, включая работы из частной французской коллекции русского декоративно-прикладного искусства, появляющиеся на торгах впервые, произведения Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, которые мы подобрали для этого аукциона, привлекут внимание как опытных, так и новых коллекционеров. Формат и продолжительность аукциона позволят расширить круг потенциальных покупателей. Теперь у них появится уникальная возможность делать ставки 24 часа в сутки из любого места земного шара. На протяжении последних нескольких лет онлайн-участие в аукционе русского искусства постоянно растет. Об этом свидетельствуют неоднократные рекорды на произведения, проданные онлайн, включая выдающуюся супницу из серебра, ушедшую с молотка за £250 000 в июне прошлого года. Мы надеемся, что эти торги откроют новую страницу в истории аукционов русского искусства Christie’s».

Вера Рохлина (1896-1934)
«Вид Тифлиса», прибл. 1919 год
Оценка: £200 000-300 000

Картина Веры Рохлиной «Вид Тифлиса» (оценка: £200 000-300 000) является ярким образцом несравненного таланта художницы. Рохлина родилась и выросла в Москве, где впоследствии училась у Ильи Машкова. Переехав в Киев, она оказалась под сильным влиянием кубофутуристических принципов Александры Экстер, ученицей которой она стала. В 2008 году ее кубистическая работа «Игроки в карты» была продана на Christie’s за рекордные £2 057 250. «Вид Тифлиса» – ранняя и редкая картина Рохлиной, являющаяся характерным примером ее стиля. Благодаря этому ее появление на торгах можно считать важнейшим событием со времен продажи «Игроков в карты». Гражданская война вынудила Рохлину бежать в Тифлис (современный Тбилиси) вместе с мужем. Именно там сформировался ее собственный абстрактный стиль. В Тифлисе она вскоре зарекомендовала себя среди художественной элиты, выставляясь вместе с Нико Пиросмани и Кириллом Зданевичем. Весьма вероятно, что в 1919 году «Вид Тифлиса» был показан на второй осенней выставке картин Общества грузинских художников под названием «Пейзаж № 2». Изображения зданий и архитектуры Тифлиса на картине деформированы до уровня абстракции. Цветовая палитра – земляная и теплая, напоминающая о субтропическом климате Кавказа. В то время как наиболее частыми сюжетами кубофутуристов являются фабрики и промышленные объекты, Рохлина выбирает особую атмосферу: город с его укладом жизни, пейзаж которого украшен абстрактной мечетью на заднем плане и парящим белым минаретом.

Полотно Абрама Архипова «Крестьянка» (оценка: £200 000-400 000), скорее всего, относится к периоду 1910-1920 годов, когда художник много путешествовал по Рязанской и Нижегородской губерниям, создавая наброски своих знаменитых портретов крестьянок. В этой работе импрессионистическая манера сочетается с характерным использованием широких и свободных мазков и яркой цветовой палитрой. Великолепный наряд девушки – вышитый платок и национальный костюм – подчеркивают ее гордую индивидуальность. Выражение лица демонстрирует спокойствие, а выветренный румянец говорит об усталости. Художник избегает сентиментальности, в то время как смелые узоры, яркая одежда и энергичные мазки Архипова говорят о насыщенной внутренней жизни и сильной личности героини.

Написанное в 1927 году полотно Василия Шухаева «Коллиур. Мистраль» (оценка: £50 000-70 000) относится к серии работ художника, экспонировавшихся на выставке в брюссельской галерее «Кодак» с 26 февраля по 8 марта 1929 года. Коллиур, городок на берегу Лионского залива, известен как родина фовизма, вдохновлявшая Анри Матисса, Анри Дерена, Мориса Вламинка и других живописцев. Второе название картины заостряет внимание на такой отличительной черте Коллиура, как мистраль – холодный северо-западный ветер. Образ оставившего след мистраля создают оживленная ветром поверхность воды, облачное небо, наклонившиеся деревья, одетые в теплые костюмы люди, а также характерные для местности, в которой властвует мистраль, неприступные, мощные, почти без окон, стены форта и Королевского замка. Всего на выставке в галерее «Кодак» было представлено три пейзажа с изображением Коллиура. В каталоге художник указал стоимость каждой из них. Настоящее полотно было оценено в 7000 франков. Самой дорогой в серии была работа, ныне известная как «Бухта Коллиур». Эта картина была написана в 1928 году и оценена в 9000 франков. С 1970-х годов она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Это один из лучших французских пейзажей Шухаева, в котором автору удалось решить сложнейшую композиционно-колористическую задачу и исключительно точно передать цвет воды в бухте и в целом – феномен этого места. Первые шаги художника в этом направлении можно наблюдать в работе «Коллиур. Мистраль», выставляемой на аукцион.

Редкое советское агитационное фарфоровое блюдо
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эпоха Николая II, 1906.
Государственный фарфоровый завод, Петроград, 1920
Оценка: £15 000-25 000.

В секции русского декоративно-прикладного искусства преобладают произведения из частной французской коллекции, автор которой был страстно увлечен русской историей и искусством. Собрание формировалось на протяжении почти 40 лет и состоит из прекрасных изделий фирмы Фаберже, произведений Императорского фарфорового завода, включает редкие предметы на военную тематику, георгиевские шашки и кавказское оружие, а также дореволюционные фотографии и свидетельства русской эмиграции в Париже и Белграде. Одним из топ-лотов коллекции является Казанская икона Богородицы в окладе из позолотного серебра, украшенном эмалью клуазоне и шамплеве и инкрустированном мелким жемчугом (клеймо Первой серебряной артели, Москва, 1908-1917), с оценкой £15 000-25 000.

Также на аукционе будет представлено редкое советское агитационное фарфоровое блюдо «Совнарком» по эскизу Базильки Радонич, выпущенное на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде в 1921 году и оцененное в £20 000-30 000. Еще одним важным лотом является украшенная драгоценными камнями и эмалью клуазоне и шамплеве золотая брошь в форме божьей коровки фирмы Фаберже (клеймо мастерской Генриха Вигстрема), созданная в Санкт-Петербурге в 1908-1917 гг. и оцененная в £20 000-30 000.