/img/tv1.svg
RU KZ
Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн

Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн

На торги будут выставлены произведения Веры Рохлиной, Абрама Архипова, Василия Шухаева, а также впервые – частная французская коллекция русского декоративно-прикладного искусства, изделия Фаберже и советский агитационный фарфор.

08:56 21 Май 2020 8399

Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн

Автор:

Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн с 1 по 21 июля 2020 года и представит вниманию коллекционеров более 250 лотов, среди которых впервые появляющиеся на торгах предметы из частной французской коллекции, формировавшейся на протяжении всей жизни ее владельца, выдающиеся работы Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, а также знаменитые произведения фирмы Фаберже, советский агитационный фарфор, редкая стеклянная икона и многое другое.

Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд, международные директора департамента русского искусства Christie’s:

«Несмотря на непростую ситуацию, в которой оказался весь мир, мы рады анонсировать аукцион русского искусства, который впервые пройдет в новом формате и в новое время. Мы надеемся, что уникальные лоты, включая работы из частной французской коллекции русского декоративно-прикладного искусства, появляющиеся на торгах впервые, произведения Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, которые мы подобрали для этого аукциона, привлекут внимание как опытных, так и новых коллекционеров. Формат и продолжительность аукциона позволят расширить круг потенциальных покупателей. Теперь у них появится уникальная возможность делать ставки 24 часа в сутки из любого места земного шара. На протяжении последних нескольких лет онлайн-участие в аукционе русского искусства постоянно растет. Об этом свидетельствуют неоднократные рекорды на произведения, проданные онлайн, включая выдающуюся супницу из серебра, ушедшую с молотка за £250 000 в июне прошлого года. Мы надеемся, что эти торги откроют новую страницу в истории аукционов русского искусства Christie’s».

Вера Рохлина (1896-1934)
«Вид Тифлиса», прибл. 1919 год
Оценка: £200 000-300 000

Картина Веры Рохлиной «Вид Тифлиса» (оценка: £200 000-300 000) является ярким образцом несравненного таланта художницы. Рохлина родилась и выросла в Москве, где впоследствии училась у Ильи Машкова. Переехав в Киев, она оказалась под сильным влиянием кубофутуристических принципов Александры Экстер, ученицей которой она стала. В 2008 году ее кубистическая работа «Игроки в карты» была продана на Christie’s за рекордные £2 057 250. «Вид Тифлиса» – ранняя и редкая картина Рохлиной, являющаяся характерным примером ее стиля. Благодаря этому ее появление на торгах можно считать важнейшим событием со времен продажи «Игроков в карты». Гражданская война вынудила Рохлину бежать в Тифлис (современный Тбилиси) вместе с мужем. Именно там сформировался ее собственный абстрактный стиль. В Тифлисе она вскоре зарекомендовала себя среди художественной элиты, выставляясь вместе с Нико Пиросмани и Кириллом Зданевичем. Весьма вероятно, что в 1919 году «Вид Тифлиса» был показан на второй осенней выставке картин Общества грузинских художников под названием «Пейзаж № 2». Изображения зданий и архитектуры Тифлиса на картине деформированы до уровня абстракции. Цветовая палитра – земляная и теплая, напоминающая о субтропическом климате Кавказа. В то время как наиболее частыми сюжетами кубофутуристов являются фабрики и промышленные объекты, Рохлина выбирает особую атмосферу: город с его укладом жизни, пейзаж которого украшен абстрактной мечетью на заднем плане и парящим белым минаретом.

Полотно Абрама Архипова «Крестьянка» (оценка: £200 000-400 000), скорее всего, относится к периоду 1910-1920 годов, когда художник много путешествовал по Рязанской и Нижегородской губерниям, создавая наброски своих знаменитых портретов крестьянок. В этой работе импрессионистическая манера сочетается с характерным использованием широких и свободных мазков и яркой цветовой палитрой. Великолепный наряд девушки – вышитый платок и национальный костюм – подчеркивают ее гордую индивидуальность. Выражение лица демонстрирует спокойствие, а выветренный румянец говорит об усталости. Художник избегает сентиментальности, в то время как смелые узоры, яркая одежда и энергичные мазки Архипова говорят о насыщенной внутренней жизни и сильной личности героини.

Написанное в 1927 году полотно Василия Шухаева «Коллиур. Мистраль» (оценка: £50 000-70 000) относится к серии работ художника, экспонировавшихся на выставке в брюссельской галерее «Кодак» с 26 февраля по 8 марта 1929 года. Коллиур, городок на берегу Лионского залива, известен как родина фовизма, вдохновлявшая Анри Матисса, Анри Дерена, Мориса Вламинка и других живописцев. Второе название картины заостряет внимание на такой отличительной черте Коллиура, как мистраль – холодный северо-западный ветер. Образ оставившего след мистраля создают оживленная ветром поверхность воды, облачное небо, наклонившиеся деревья, одетые в теплые костюмы люди, а также характерные для местности, в которой властвует мистраль, неприступные, мощные, почти без окон, стены форта и Королевского замка. Всего на выставке в галерее «Кодак» было представлено три пейзажа с изображением Коллиура. В каталоге художник указал стоимость каждой из них. Настоящее полотно было оценено в 7000 франков. Самой дорогой в серии была работа, ныне известная как «Бухта Коллиур». Эта картина была написана в 1928 году и оценена в 9000 франков. С 1970-х годов она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Это один из лучших французских пейзажей Шухаева, в котором автору удалось решить сложнейшую композиционно-колористическую задачу и исключительно точно передать цвет воды в бухте и в целом – феномен этого места. Первые шаги художника в этом направлении можно наблюдать в работе «Коллиур. Мистраль», выставляемой на аукцион.

Редкое советское агитационное фарфоровое блюдо
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эпоха Николая II, 1906.
Государственный фарфоровый завод, Петроград, 1920
Оценка: £15 000-25 000.

В секции русского декоративно-прикладного искусства преобладают произведения из частной французской коллекции, автор которой был страстно увлечен русской историей и искусством. Собрание формировалось на протяжении почти 40 лет и состоит из прекрасных изделий фирмы Фаберже, произведений Императорского фарфорового завода, включает редкие предметы на военную тематику, георгиевские шашки и кавказское оружие, а также дореволюционные фотографии и свидетельства русской эмиграции в Париже и Белграде. Одним из топ-лотов коллекции является Казанская икона Богородицы в окладе из позолотного серебра, украшенном эмалью клуазоне и шамплеве и инкрустированном мелким жемчугом (клеймо Первой серебряной артели, Москва, 1908-1917), с оценкой £15 000-25 000.

Также на аукционе будет представлено редкое советское агитационное фарфоровое блюдо «Совнарком» по эскизу Базильки Радонич, выпущенное на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде в 1921 году и оцененное в £20 000-30 000. Еще одним важным лотом является украшенная драгоценными камнями и эмалью клуазоне и шамплеве золотая брошь в форме божьей коровки фирмы Фаберже (клеймо мастерской Генриха Вигстрема), созданная в Санкт-Петербурге в 1908-1917 гг. и оцененная в £20 000-30 000.

История в графике

14 Октябрь 2020 08:17 1331

В музее Кастеева открылась выставка Евгения Сидоркина «Мой Казахстан» и состоялась презентация книги об известном советском казахстанском графике «Онтология художественного метода» директора музея Гульмиры Шалабаевой.

Это второе, дополненное издание авторской монографии, которая увидела свет к 90-летию выдающегося художника. Евгений Сидоркин смог глубоко проникнуть в культуру Казахстана и создать яркие характеры мифологических и исторических героев, как воинственных батыров Алпамыса, Камбара, Ер-Таргына, так и изящных казахских красавиц Баян-Сулу и Кыз-Жибек. Он отразил в графике целые страницы казахской истории и народного эпоса. Евгения Сидоркина интересовала не только казахская, но и киргизская культуры, разницу между которыми ему удалось передать в сюжетах и образах, а также стилистически – в орнаментализме. Фольклор для художника – это не просто эстетическое, но и этическое измерение – представления народа о добре и зле, счастье и справедливости, пояснила куратор выставки Кульжазира Мукажанова.

В экспозиции представлены практически все известные серии – «Веселые обманщики», «Казахский эпос», «Читая Сакена Сейфуллина», «Казахские народные игры».  Первой работой, созданной в Казахстане, стали брызжущие задорным смехом и юмором акварельные листы серии «Веселые обманщики» – здесь и веселый Алдар-Косе, и лукавый Жиренше, и беззаботный мальчик из «Сорока небылиц». Серия «Из мглы веков» создавалась Сидоркиным в течение восьми лет, с 1971 по 1979 г. Это станковые произведения, в которых запечатлены размышления художника об истории казахского народа. Он избирает период феодальных междоусобиц – «жестокий век» с его распрями, культом силы, войнами. В 1970-е годы были приняты поездки художников на индустриальные объекты. По впечатлениям от поездки родилась серия «На земле казахстанской», в которую вошли сюжеты, посвященные Байконуру, темиртауской Магнитке, хлеборобам Казахстана. Героями серии стали простые рабочие, их обычные трудовые будни. В 1970-х – начале 1980-го года художник выполняет иллюстрации к роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», серию автолитографий «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Как отметила автор научной монографии Гульмира Шалабаева, уникальность этого художника в том, что он первым стилизовал в графическом языке звериный стиль. В Казахстане уже не создают таких высокопрофессиональных и филигранных станковых произведений, рассматривая графику больше как иллюстрацию. Это трудоемкое и сложное для восприятия искусство сейчас не популярно. Поэтому знакомство с творчеством классика казахстанского искусства становится особо значимым и ценным событием для зрителей. Выставку можно посмотреть до 9 ноября.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Ансаган Мустафа – об искусстве без границ и плагиаторах

26 Август 2020 08:00 5580

Известный социальный художник и бизнесвумен Ансаган Мустафа рассказала на своем примере inbusiness.kz, как творческий человек может стать предпринимателем.

Ансаган Мустафа известна не только в Казахстане, но и за рубежом. Ее рисунки давно уже разошлись по миру. Они не оставляют равнодушными сердца, бьют в самую точку. Будь это тема домашнего насилия, коронавируса, проблема отцов и детей или диванных экспертов. Она словно врач и психолог, только в совсем в другом жанре.

В одно время Вы заявили о себе социальными рисунками. Откуда у Вас такое чутье, жизненный опыт?

На социальную тему я рисовала давно, печаталась в газете «Ақ босаға» – это семейное издание, поднимающее острые проблемы общества. Поэтому перед глазами было много жизненных историй. В 2010 года начали свое развитие соцсети, Facebook, чуть позже Instagram. Все художники перешли туда, и я тоже. Появился большой интерес, общение с подписчиками, очень сильная обратная связь.

О соцсетях. Вы пишете на казахском, я знаю, что Вас читают и те, кто не владеет госязыком, в их числе иностранцы.

Рисуя, я представляла казахскую женщину, ребенка, мужчину, все на примере нашей жизни. Я думала, эти проблемы волнуют только наше общество. Но рисунки были опубликованы во многих странах, переведены на 20 языков. И я поняла, что границ нет, бытовые проблемы есть везде. Те же аборты, рукоприкладство в отношении женщин.

Были отклики из Бразилии и Италии. В Италии есть город Сиракузы, там есть активист, выступающий за права женщин, влиятельный человек. Он, помню, написал мне: «Мне очень жаль женщин в Казахстане». После его репостов мои интервью вышли в итальянских СМИ.

Вы не остались в стороне от слов Омара Жалела о женщине-маркере, который имеет свойство высыхать и быть ненужным. Я знаю, что Вас критиковали за рисунок, но все же Вы остались при своем мнении.

Мне не понравилось его высказывание, как и многим девушкам. Поэтому пришлось наказать его немножко. (Смеется.) Женщина вправе получать образование, нести свою голову гордо. Она драгоценность, а не товар.

Вы не только художник, но и бизнесвумен, Ваши футболки покупают и первые лица страны. Как сейчас Ваш бизнес в период пандемии?

Бизнес появился спонтанно. Расскажу вкратце его историю. Пять лет назад был указ о праздновании 550-летия Казахского ханства. Я обрадовалась и решила внести свою лепту. Думаю, сделаю футболки для молодежи. Нарисовала один дизайн и закинула его в Facebook с таким вызовом, что если рисунок наберет больше 550 лайков, что символично исторической дате, то до лета сделаю 55 разных версий футболок! «Наполним улицы национальным колоритом», – дописала я к посту. Это была полушутка-полуправда. Буквально через минуты отреагировало больше тысячи человек, пошли комментарии.

В это время мои друзья стали рисовать мне бизнес-план, все по полочкам разложили. И мне осталось изучить все комментарии и работать над темами. Я подумала, раз такая обратная реакция, значит, ниша свободна, и начала этим заниматься.

Ближе к лету выполнила свое обещание, 55 версий выложила на своей странице. Предложила распечатать заказчикам самим. Но они просили меня прислать уже готовую продукцию. У меня был такой творческий подъем, адреналин зашкаливал: мои рисунки нужны людям! И я начала двигаться. С каждым разом заказов становилось больше, в соцсетях мою продукцию рекламировали мои покупатели. Я стала не успевать, наняла водителя, потом помощницу, бухгалтера, и так пошло-поехало. Бизнес рос. Сама в шоке. (Смеется.)

Сейчас уже и покупатели постоянные, и партнеры.

Что касается нынешнего периода, в связи с пандемией спрос упал, у людей не было настроения. Самым кризисным был июнь, многие болели. Хотя ранее этот месяц был активным в плане продаж. В августе пошли заказы, люди выздоровели и начали искать нашу продукцию.

Легко ли творческому человеку в бизнесе? В бизнесе нужно быть жестче, работать, совершенствоваться, идти вперед. Много ошибок сделано из-за отсутствия опыта.

Я знаю, что Ваши работы плагиатили в Китае, судились ли Вы с ворами?

Три года назад у нас только вышли футболки с национальными нагрудными украшениями – алқa. Сами покупательницы мне присылали фото старинных драгоценностей, доставшихся им по наследству от бабушек, я воспроизводила их и музейные экспонаты. Так вот, эти рисунки стали копировать в Кыргызстане, Узбекистане и Китае.

Я даже как-то поймала одну женщину с рекламой, она посоветовала пойти на барахолку, где идут массовые продажи. Пришлось ехать на базар. Там чуть не упала – все мои рисунки во всех цветах радуги! А я еще такого себе позволить не могла, потому что нужны ли были вложения, мы постепенно к этому шли.

После этого я стала патентовать свои работы в минюсте, они мне делали патент девять месяцев, за это время контрафакт уже разошелся. А в следующем сезоне выяснилось, что наш патент действует только на территории Казахстана. То есть с ним невозможно запретить что-либо делать в чужой стране. Я должна быть гражданкой Китая, чтобы остановить их. Зря потеряла полгода, нервы. Потеряла партнеров, они закупились на базаре.

У Вас недавно был пост, что какая-то фирма использовала Ваш рисунок для изображения мурала в Кокшетау.

Да, я их нашла, они открещиваются тем, что изображением занимались другие люди и их уже нет в стране. Мол, к ним и обращайтесь. И эта фирма, которая занимается оформлением города. Мало ли какой сотрудник там работал, раз накосячили – фирма должна отвечать.

Я тегнула акимат Кокшетау, мне позвонил сотрудник акимата, его проинформировали, что юристы разбираются по этому вопросу. Подожду недельку. И если не будет ответа – пойду в суд.

В целом во многих городах есть билборды с моими рисунками, ко мне звонили и просили, я всегда шла навстречу. Если это кого-то спасет от беды, я буду рада. Давала бесплатно. Но тут другой случай, поскольку без спроса.

Какие у Вас планы на будущее?

Хочу развиваться дальше, но сейчас главное – выжить, не потерять фирму. Нас стало меньше, конечно, жалко, но это мелочи по сравнению с тем, что происходит в стране.

Айгуль Тулекбаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!