Аукцион русского искусства Christie’s впервые пройдет онлайн с 1 по 21 июля 2020 года и представит вниманию коллекционеров более 250 лотов, среди которых впервые появляющиеся на торгах предметы из частной французской коллекции, формировавшейся на протяжении всей жизни ее владельца, выдающиеся работы Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, а также знаменитые произведения фирмы Фаберже, советский агитационный фарфор, редкая стеклянная икона и многое другое.
Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд, международные директора департамента русского искусства Christie’s:
"Несмотря на непростую ситуацию, в которой оказался весь мир, мы рады анонсировать аукцион русского искусства, который впервые пройдет в новом формате и в новое время. Мы надеемся, что уникальные лоты, включая работы из частной французской коллекции русского декоративно-прикладного искусства, появляющиеся на торгах впервые, произведения Веры Рохлиной, Абрама Архипова и Василия Шухаева, которые мы подобрали для этого аукциона, привлекут внимание как опытных, так и новых коллекционеров. Формат и продолжительность аукциона позволят расширить круг потенциальных покупателей. Теперь у них появится уникальная возможность делать ставки 24 часа в сутки из любого места земного шара. На протяжении последних нескольких лет онлайн-участие в аукционе русского искусства постоянно растет. Об этом свидетельствуют неоднократные рекорды на произведения, проданные онлайн, включая выдающуюся супницу из серебра, ушедшую с молотка за £250 000 в июне прошлого года. Мы надеемся, что эти торги откроют новую страницу в истории аукционов русского искусства Christie’s".
Вера Рохлина (1896-1934)
"Вид Тифлиса", прибл. 1919 год
Оценка: £200 000-300 000
Картина Веры Рохлиной "Вид Тифлиса" (оценка: £200 000-300 000) является ярким образцом несравненного таланта художницы. Рохлина родилась и выросла в Москве, где впоследствии училась у Ильи Машкова. Переехав в Киев, она оказалась под сильным влиянием кубофутуристических принципов Александры Экстер, ученицей которой она стала. В 2008 году ее кубистическая работа "Игроки в карты" была продана на Christie’s за рекордные £2 057 250. "Вид Тифлиса" – ранняя и редкая картина Рохлиной, являющаяся характерным примером ее стиля. Благодаря этому ее появление на торгах можно считать важнейшим событием со времен продажи "Игроков в карты". Гражданская война вынудила Рохлину бежать в Тифлис (современный Тбилиси) вместе с мужем. Именно там сформировался ее собственный абстрактный стиль. В Тифлисе она вскоре зарекомендовала себя среди художественной элиты, выставляясь вместе с Нико Пиросмани и Кириллом Зданевичем. Весьма вероятно, что в 1919 году "Вид Тифлиса" был показан на второй осенней выставке картин Общества грузинских художников под названием "Пейзаж № 2". Изображения зданий и архитектуры Тифлиса на картине деформированы до уровня абстракции. Цветовая палитра – земляная и теплая, напоминающая о субтропическом климате Кавказа. В то время как наиболее частыми сюжетами кубофутуристов являются фабрики и промышленные объекты, Рохлина выбирает особую атмосферу: город с его укладом жизни, пейзаж которого украшен абстрактной мечетью на заднем плане и парящим белым минаретом.
Полотно Абрама Архипова "Крестьянка" (оценка: £200 000-400 000), скорее всего, относится к периоду 1910-1920 годов, когда художник много путешествовал по Рязанской и Нижегородской губерниям, создавая наброски своих знаменитых портретов крестьянок. В этой работе импрессионистическая манера сочетается с характерным использованием широких и свободных мазков и яркой цветовой палитрой. Великолепный наряд девушки – вышитый платок и национальный костюм – подчеркивают ее гордую индивидуальность. Выражение лица демонстрирует спокойствие, а выветренный румянец говорит об усталости. Художник избегает сентиментальности, в то время как смелые узоры, яркая одежда и энергичные мазки Архипова говорят о насыщенной внутренней жизни и сильной личности героини.
Написанное в 1927 году полотно Василия Шухаева "Коллиур. Мистраль" (оценка: £50 000-70 000) относится к серии работ художника, экспонировавшихся на выставке в брюссельской галерее "Кодак" с 26 февраля по 8 марта 1929 года. Коллиур, городок на берегу Лионского залива, известен как родина фовизма, вдохновлявшая Анри Матисса, Анри Дерена, Мориса Вламинка и других живописцев. Второе название картины заостряет внимание на такой отличительной черте Коллиура, как мистраль – холодный северо-западный ветер. Образ оставившего след мистраля создают оживленная ветром поверхность воды, облачное небо, наклонившиеся деревья, одетые в теплые костюмы люди, а также характерные для местности, в которой властвует мистраль, неприступные, мощные, почти без окон, стены форта и Королевского замка. Всего на выставке в галерее "Кодак" было представлено три пейзажа с изображением Коллиура. В каталоге художник указал стоимость каждой из них. Настоящее полотно было оценено в 7000 франков. Самой дорогой в серии была работа, ныне известная как "Бухта Коллиур". Эта картина была написана в 1928 году и оценена в 9000 франков. С 1970-х годов она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Это один из лучших французских пейзажей Шухаева, в котором автору удалось решить сложнейшую композиционно-колористическую задачу и исключительно точно передать цвет воды в бухте и в целом – феномен этого места. Первые шаги художника в этом направлении можно наблюдать в работе "Коллиур. Мистраль", выставляемой на аукцион.
Редкое советское агитационное фарфоровое блюдо
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, эпоха Николая II, 1906.
Государственный фарфоровый завод, Петроград, 1920
Оценка: £15 000-25 000.
В секции русского декоративно-прикладного искусства преобладают произведения из частной французской коллекции, автор которой был страстно увлечен русской историей и искусством. Собрание формировалось на протяжении почти 40 лет и состоит из прекрасных изделий фирмы Фаберже, произведений Императорского фарфорового завода, включает редкие предметы на военную тематику, георгиевские шашки и кавказское оружие, а также дореволюционные фотографии и свидетельства русской эмиграции в Париже и Белграде. Одним из топ-лотов коллекции является Казанская икона Богородицы в окладе из позолотного серебра, украшенном эмалью клуазоне и шамплеве и инкрустированном мелким жемчугом (клеймо Первой серебряной артели, Москва, 1908-1917), с оценкой £15 000-25 000.
Также на аукционе будет представлено редкое советское агитационное фарфоровое блюдо "Совнарком" по эскизу Базильки Радонич, выпущенное на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде в 1921 году и оцененное в £20 000-30 000. Еще одним важным лотом является украшенная драгоценными камнями и эмалью клуазоне и шамплеве золотая брошь в форме божьей коровки фирмы Фаберже (клеймо мастерской Генриха Вигстрема), созданная в Санкт-Петербурге в 1908-1917 гг. и оцененная в £20 000-30 000.