История в графике

История в графике

08:17 14 Октябрь 2020 13594

История в графике

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

В музее Кастеева открылась выставка Евгения Сидоркина "Мой Казахстан" и состоялась презентация книги об известном советском казахстанском графике "Онтология художественного метода" директора музея Гульмиры Шалабаевой.

Это второе, дополненное издание авторской монографии, которая увидела свет к 90-летию выдающегося художника. Евгений Сидоркин смог глубоко проникнуть в культуру Казахстана и создать яркие характеры мифологических и исторических героев, как воинственных батыров Алпамыса, Камбара, Ер-Таргына, так и изящных казахских красавиц Баян-Сулу и Кыз-Жибек. Он отразил в графике целые страницы казахской истории и народного эпоса. Евгения Сидоркина интересовала не только казахская, но и киргизская культуры, разницу между которыми ему удалось передать в сюжетах и образах, а также стилистически – в орнаментализме. Фольклор для художника – это не просто эстетическое, но и этическое измерение – представления народа о добре и зле, счастье и справедливости, пояснила куратор выставки Кульжазира Мукажанова.

В экспозиции представлены практически все известные серии – "Веселые обманщики", "Казахский эпос", "Читая Сакена Сейфуллина", "Казахские народные игры".  Первой работой, созданной в Казахстане, стали брызжущие задорным смехом и юмором акварельные листы серии "Веселые обманщики" – здесь и веселый Алдар-Косе, и лукавый Жиренше, и беззаботный мальчик из "Сорока небылиц". Серия "Из мглы веков" создавалась Сидоркиным в течение восьми лет, с 1971 по 1979 г. Это станковые произведения, в которых запечатлены размышления художника об истории казахского народа. Он избирает период феодальных междоусобиц – "жестокий век" с его распрями, культом силы, войнами. В 1970-е годы были приняты поездки художников на индустриальные объекты. По впечатлениям от поездки родилась серия "На земле казахстанской", в которую вошли сюжеты, посвященные Байконуру, темиртауской Магнитке, хлеборобам Казахстана. Героями серии стали простые рабочие, их обычные трудовые будни. В 1970-х – начале 1980-го года художник выполняет иллюстрации к роману М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", серию автолитографий "Гаргантюа и Пантагрюэль".

Как отметила автор научной монографии Гульмира Шалабаева, уникальность этого художника в том, что он первым стилизовал в графическом языке звериный стиль. В Казахстане уже не создают таких высокопрофессиональных и филигранных станковых произведений, рассматривая графику больше как иллюстрацию. Это трудоемкое и сложное для восприятия искусство сейчас не популярно. Поэтому знакомство с творчеством классика казахстанского искусства становится особо значимым и ценным событием для зрителей. Выставку можно посмотреть до 9 ноября.

Ольга Власенко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

novyj-vid-moshennichestva-nabiraet-oboroty-na-sajtah-chastnyh-obyavlenij-v-nur-sultane

kak-budet-razvivatsya-thekvondo-v-nur-sultane

o-situacii-s-covid-19-v-kazahstane-na-12-oktyabrya

nur-sultan-oboshel-almaty-po-cenam-na-zhile

aleksandr-bublik-u-menya-dva-domashnih-turnira-v-pitere-i-v-nur-sultane

загрузка

×