Принцип Yellow Pages ("Желтые страницы"), инициированный бизнесом в 2012 году, в Казахстане продвигается непросто. Об этом в комментарии abctv.kz перед заседанием совета по вопросам защиты конкуренции НПП РК "Атамекен" рассказал председатель совета директоров АО "Страховая компания "Сентрас Иншуранс", член президиума НПП "Атамекен" Эльдар Абдразаков.
Размытые рамки
"Процесс идет. Я не хочу, чтобы ожидание было, что законы мы подписали, завтра все реализовались. Только на аудит гособъектов собственности ушло больше года. Очень сложный, непростой процесс во многих вещах. Конкуренция предоставления услуг, то, что возможно в Алматы, в Астане, к сожалению, в дальних регионах частный сектор иногда и сам не хочет войти. Сегодня нам нужно выработать механизм, его отработать-отладить, и я думаю, что работа здесь идет", – пояснил бизнесмен.
Напомним, принцип Yellow Pages предполагает, что есть отрасли, которые стратегически не важны для государства, и там деятельность предприятий может осуществляться заинтересованным частным сектором при наличии рыночных возможностей. При этом государство может участвовать в таких сферах экономики через госзаказ, нежели путем создания целевых предприятий для обслуживания специфичных потребностей экономики.
"Нам нужно совершенствовать механизмы. Мы видим, что, притом что идет приватизация госактивов, на местных уровнях есть большая потребность создания компаний, которые должны оказывать услуги местного характера. Нужно очень объективно подходить: есть условия, нет условий, есть частный сектор или нет, может ли частный сектор закрыть государственный сектор – очень большой вопрос стоит. Поэтому здесь вопросы есть – где, какие непосредственные требования должны быть к созданию государственных компаний. Сказать, что сейчас закрыть, совсем не создавать госкомпании, очень сложно, потому что есть необходимость, есть стратегические потребности, есть определенные индустрии, которые требуют государственной поддержки, а где-то, может быть, и пионеров в виде госкомпаний", – заметил Абразаков в беседе с abctv.kz.
Главное, чтобы государство четко определяло стратегические отрасли, где считается, что без его участия таким индустриям невозможно состояться или конкурировать на международном уровне, обобщил он.
Новые подходы
По информации заместителя председателя правления НПП Юлии Якупбаевой, в стране осталось примерно 25 тысяч субъектов с государственным участием, а на региональном уровне это в основном социальные объекты. Во многом здесь можно использовать механизм не прямой приватизации, а долгосрочных договоров и формат государственно-частного партнерства (ГЧП). Поэтому в "Атамекене" предлагают вернуться к пересмотру видов деятельности существующего перечня для компаний с госучастием.
"Сегодня это достаточно большой перечень деятельности, куда входят такие виды, как ремонт автомашин, строительные, малярные работы. Насколько это правильно? Наверное, те [несвойственные и стратегические] функции, которые государство на сегодня выполняет, можно передать через долгосрочные контракты бизнесу и через оказание в отдаленных районах, может быть, какой-то дополнительной господдержки при помощи бизнеса. И это будет для государства дешевле", – полагает г-жа Якупбаева.
"Та занятость и те рынки сбыта, которые на сегодня есть, они уменьшаются, и нам остро необходимо, чтобы все-таки бизнес дышал более свободно. У нас, к сожалению, как показывает анализ той работы, тех субъектов, того перечня, который сегодня есть и по регионам, и по республиканским каким-то лицам с госучастием, там присутствует определенного рода бессистемность. В каких-то регионах существуют компании, которые выставляют на приватизацию, допустим, центры языков, в каких-то регионах эти компании остаются и говорят, что они остро необходимы. Такого быть не должно, везде должен быть одинаковый подход. Если компания выставляется единообразно на продажу, то она во всех регионах должна выставляться на продажу, и тогда у нас работа по приватизации пойдет быстрее", – считает зампред НПП.
По ее информации, недавно в законодательство были внесены поправки, которые предусматривают, что любой муниципальный, госорган, прежде чем создать подведомственную организацию должен будет обратиться за экспертным заключением в НПП "Атамекен".
"Понятно, что эта мера промежуточная, но мы сегодня для того, чтобы вот такое юридическое лицо создать, будем собирать общественность, будем получать отраслевое заключение, либо отраслевого комитета палаты, либо какой-то отраслевой ассоциации", – добавила она в кулуарах совещания.
Говоря о согласительной комиссии, которая сейчас активно действует при разборе рыночных расследований с участием бизнеса в Антимонопольном комитете, г-жа Якупбаева отметила, что в последнее время решения зачастую выносятся в пользу госоргана при равенстве голосов членов площадки.
"Это неправильно, мы считаем, что при равенстве голосов мы должны выносить эти вопросы на более широкое обсуждение. Я так думаю, что здесь у нас вопросов с регулятором не возникнет, мы с ним найдем консенсус, и тогда эти споры будем обсуждать более широким, профессиональным прежде всего кругом", – считает она.
Антимонопольная дисфункция
Выступая на самом совещании, заместитель председателя совета по вопросам защиты конкуренции НПП Айдын Бикебаев заявил, что в Предпринимательском кодексе не установлены четкие сроки для анализа и принятия решений о приватизации действующих госкомпаний. Кроме того, не установлена обязанность получения госкомпаниями разрешения на продолжение своей деятельности.
"Для сравнения, Закон "О конкуренции" предусматривал такую норму: для госпредприятия – два года, в отношении госкомпаний – три года. В течение этого периода времени все субъекты с участием государства должны были получить согласие антимонопольного органа о продолжении своей деятельности. Сейчас этой нормы нет. Соответственно, временной период, когда эти компании могут существовать, он не лимитирован, они могут существовать сколько угодно. Нет четкого понимания, когда мы проанализируем этот рынок, эту ситуацию, и поймем, какие компании нужно сокращать", – отметил он.
По его словам, необходимо усилить полномочия антимонопольного органа, потому что даже в случае выявления факта, что госкомпания занимается непрофильными для государства видами деятельности, у Антимонопольного комитета нет рычагов для еe ликвидации, так как такое решение может приниматься только правительством.
Кроме того, в Предпринимательском кодексе нет нормы, согласно которой Антимонопольный комитет мог бы обязательно провести анализ конкурентности какого-либо рынка по заявлению частной компании или потенциального инвестора на предмет рациональности и сроков присутствия компании с участием государства, что предполагает административный ресурс и ограничение конкуренции, считает г-н Бикебаев.
Нет в законодательстве и санкций к госкомпаниям, которые занимаются непрофильными для госпредприятий видами деятельности. Отсутствие ответственности означает декларативность норм, что позволяет им безнаказанно работать на конкурентных рынках, доступ на которые им номинально ограничен постановлением правительства.
"Мы предлагаем установить в Предпринимательском кодексе общий запрет на участие государства в предпринимательской деятельности, за исключением следующих оснований. Самое главное основание – что на этом рынке присутствует частный субъект бизнеса. Если он присутствует, априори не должна создаваться компания с госучастием", – подчеркивает представитель НПП.
При этом г-н Бикебаев солидарен, что есть другие общеизвестные основания: обеспечение нацбезопасности, госмонополии, стратегические объекты – "с этим мы согласны".
"В "Атамекен" поступает много предложений от министерств – все время хотят это постановление [№] 1095 расширить, и это неправильно, потому что частный инвестор должен четко понимать границы "в этот товарный рынок я смогу входить, и государство на нем не будет присутствовать, а в этот не смогу". А когда неопределенность и виды деятельности могут увеличиваться очень легко, это не дает уверенности бизнесу, и, по сути, это показывает, что наше правило "желтых страниц" на самом деле не действует", – заявил он.
В отношении действующих госкомпаний Айдын Бикебаев предлагает установить четкие сроки по аналогии с законом о конкуренции, в течение которых Антимонопольный комитет сделает анализ всех товарных рынков, на которых присутствует государство, как это делалось в 2009-2012 годы.
По результатам предприятия, не получившие положительную оценку, должны были быть приватизированы. Однако сейчас решение об их передаче в конкурентную среду принимают правительство и Министерство финансов, а не Антимонопольный комитет. Таким образом, антимонопольщики должны проверить обоснованность присутствия на рынке госпредприятий, чтобы принимать по ним решения.
Кроме того, прозвучало предложение предусмотреть в законодательстве ответственность виновных руководителей госкомпаний, в случае если их организации осуществляют запрещенные виды деятельности. В целом для такого рода активной деятельности необходимо пересмотреть правовой статус антимонопольного органа, чтобы он мог самостоятельно проводить эту работу и осуществлять свои функции в сфере соблюдения правила "желтых страниц", подчеркнул Бикебаев.
Между тем ранее экс-глава Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК), а ныне вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин заявлял, что антимонопольное ведомство сократило возможные виды деятельности с 652 до 346 видов, с исключением для дочерних предприятий "КазМунайГаза" в Атырауской, Мангистауской, Кызылординской областях.
Речь там шла о сервисных компаниях, где занято несколько тысяч человек, и по этой причине процесс сокращения был отложен до 2019-2020 годов, говорил он в комментарии agmpportal.kz. Тогда, по словам Жумангарина, работа по сокращению видов деятельности была проведена у компаний в республиканской собственности на 100%, по коммунальной – на 70% и на 90% – по национальным холдингам.
Статусные дискуссии
По мнению независимого эксперта Петра Своика, участвовавшего в телесовещании из Алматы, статус антимонопольного ведомства надо поднять, возможно, до уровня министерства. В таком статусе антитрастовое агентство действительно могло бы эффективно заниматься вопросом появления новых госкомпаний в пику продолжающейся приватизации, считает он.
Однако усиление полномочий антимонопольного агентства с возможным созданием независимого агентства не главное, сказал abctv.kz заместитель председателя КРЕМиЗК Рустам Ахметов после совещания.
"Вопрос по структуре, по статусу антимонопольной службы – он всегда возникал, и если посмотреть, то с момента создания нашей службы неоднократно вносились изменения. Повышение статуса антимонопольной службы было одной из рекомендаций стран ОЭСР, Комитета по конкуренции. Поэтому этот вопрос периодически поднимается, мы, в принципе, исходя из опыта зарубежных стран, поддерживаем предложение о повышении статуса антимонопольной службы в целях более эффективной реализации задач в рамках антимонопольной политики. Но мы бы не хотели, честно говоря, ставить этот вопрос как ключевой на сегодняшний день", – пояснил он свою точку зрения.
"Те полномочия, которые мы сейчас имеем, те законодательные инициативы, которые мы уже реализовали в рамках двух этапов – они нам уже позволяют осуществлять эффективную антимонопольную политику, и здесь на сегодняшний день наша задача – полноценная реализация тех вещей, которые мы уже внедрили. А вопрос о статусе – это не самое главное на сегодняшней повестке", – резюмировал г-н Ахметов.
Данияр Сериков