/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 364,14 Brent 36,55
Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Первые представляют сегмент подержанных машин, второй нацелен на покупателей, желающих приобрести авто с конвейера.

11:17 13 Февраль 2020 13449

Армянские машины не конкуренты казахстанскому автопрому

Автор:

Саян Абаев

Спрос на автомобили был всегда, вопрос только в доступности. Есть ошибочное мнение, что конфликт покупателей машин из Армении мешает казахстанскому автопрому.

Первое. Автомобили, ввезенные или произведенные на территории Казахстана, должны соответствовать техническим требованиям – должны быть леворульными (принято с 2007 года), на спидометре должен быть километраж (не мили), есть несколько опций в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 018, принят с 2011 года), автомобили должны иметь определенный набор опций (не менее двух подушек безопасности, крепления ISOFIX, дневные ходовые огни, система курсовой устойчивости, принято с 2016 года), экологический класс не ниже Евро-5 (принято с 1.1.2018 года).

Остальные каждый производитель устанавливает сам в зависимости от предпочтений покупателей и возможностей производителей. В Казахстане чем «нашпигованнее» автомобиль, чем больше у него опций, тем интереснее для потребителя. Соответственно, стоимость автомобиля выше, то есть одна и та же модель с разными опциями и разного возраста будет разная по стоимости.

Второе. Когда говорят «свежепригнанная», это не значит, что автомобиль новый. Нельзя сравнивать новый автомобиль и старый, это совершенно разный сегмент, и стоимость, соответственно, у таких автомобилей разная. Автомобили, ввезенные из Республики Армения – это в основном автомобили, бывшие в употреблении. Средний возраст таких автомобилей 5-10 лет. Многие из них не соответствуют техническим требованиям РК и ЕАЭС. Поэтому и цена на такие автомобили была низкая. Также в Армении при вступлении в ЕАЭС до текущего года действовал льготный режим по таможенной очистке, к слову сказать, в Казахстане тоже был такой период, который действовал с 1 июля 2010 года по июль 2011 года.

В этот период граждане Армении могли завозить для себя автомобили по пошлинам ниже, чем на всей территории ЕАЭС, и также эксплуатировать для себя на территории Армении. Когда такой же льготный режим действовал в Казахстане, министерство внутренних дел РК обеспечивало исполнение обязательств перед другими странами – членами Таможенного союза в виде отметки в техпаспорте, что автомобиль ввезен в льготном режиме.

Армении на период присоединения такой отметки было не нужно, потому что в законодательстве стран ЕАЭС четко прописаны правила постановки автомобилей на учет и правила обращения. Однако на деле выяснилось, что не все граждане РК добросовестно выполняли условия правил регистрации – либо по незнанию, либо умышленно.

Так, казахстанцы стали приобретать автомобили за пределами Армении и производить таможенную очистку и регистрацию на себя в Армении. Такие автомобили, согласно Договору о присоединении к ЕАЭС, должны были осуществить доплату по всем тарифам и сборам на территории своей страны и постоянную регистрацию в течение 10 дней после въезда.

В случае с Казахстаном идентификация таких автомобилей стала возможной благодаря цифровизации и интеграции баз страховых компаний с базами правительства для граждан. При этом министерство финансов и министерство внутренних дел за период 2018-2019 гг. неоднократно предупреждали граждан о необходимости учета. Так, в 2018 году несколько раз в мажилисе РК поднимался вопрос по внедрению понятия «временная регистрация» для таких автомобилей. Однако законопроект не поддержали ввиду того, что есть четкие понятия постоянной регистрации и не было необходимости во введении дополнительных параметров. 

Третье, парк автомобилей в Казахстане, который насчитывает порядка 3,5 млн легковых автомобилей, очень старый. В стране передвигается более 70% авто 10-летней давности производства. Эксплуатация таких автомобилей влияет на экологию и безопасность на дорогах. Еще в 2007 году поднимался вопрос по запрету ввоза автомобилей старше семи лет, и в 2010 году были введены дифференцированные тарифы для ввоза в РК. Автомобили до двух лет ввозились по тарифам 30% от стоимости, а автомобили старше двух лет и выше – от 45% и выше (даже 150% был тариф на старое авто с большим объемом двигателя). В принципе, аналогичная практика существует во всем мире.

Конечно, никто не захочет самостоятельно сдать свой старый автомобиль на утилизацию, чтобы другим дышалось легче. Так, в 2016 году в Казахстане был введен механизм утилизационного сбора, который оплачивает автомобили как импортные, так и произведенные в РК. Те автомобили, которые были зарегистрированы в Казахстане до 2016 года, такой сбор не уплачивают. С одной стороны, данный сбор предназначался для создания инфраструктуры и заводов по переработке автотранспортных средств, также как для создания механизмов по стимулированию граждан сдавать свои старые автомобили на утилизацию. Так, например, есть два типа стимулирования – это денежное вознаграждение, а также сертификат на приобретение нового, произведенного в РК автомобиля. За 2018-2019 годы было принято и утилизировано более 80 000 единиц в стране.

На текущий момент важно принимать меры для обновления автопарка, в том числе и стимулирование производителей РК для увеличения объема новых автомобилей. На сегодняшний день казахстанские автомобили можно приобрести от 2,5 млн тенге и выше. Важно также создавать условия для замены совсем старых автомобилей на более новые. Так, сейчас создаются площадки для реализации таких автомобилей, в кооперации с банками второго уровня и микрокредитными организациями предлагается финансирование таких автомобилей.

Оператор РОП продолжает выделение финансирования для граждан РК по выкупу старых автомобилей. Стоимость денежного вознаграждения составляет 45 000 тенге на некомплектный автомобиль, 150 000 тенге – на комплектный (шасси, двигатель, коробка передач, колеса, при этом автомобиль может быть и не на ходу). Стоимость сертификата при покупке нового казахстанского автомобиля составляет 315 000 тенге на легковой автомобиль, 600 000 – тенге на грузовой автомобиль и 700 000 тенге – на автобус.

Саян Абаев

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 2310

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 5728

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров