Молодому предпринимателю, который засучив рукава принялся за уборку жилых домов в Астане. В соцсетях он известен не только своими интересными и откровенными постами, но и тем, что мало кто до него мог рассказать о тонкостях клининга столичных высоток и самое главное – о людях, тех, кто ежедневно наводит порядок в подъездах наших домов. Он рушит стереотипы и вызывает недоумение, уважение, восторг.
– Асет, Вы работали в хороших компаниях, но ушли из зоны комфорта в бизнес? Каково было "прыгнуть" из тёплого места в "прорубь"?
– Я уволился в ноябре 2018 года. Работал зампредом по финансам в АО "Астана-Энергия", в состав которого входят ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Я там недолго проработал, всего четыре месяца. До этого был заместителем генерального директора, потом генеральным директором ТОО "Астана-ЕРЦ". Почему я ушёл? Не думал, что уйду, и такой цели не ставил, но у меня было внутреннее ощущение, что рано или поздно буду заниматься бизнесом.
Я не разделял ценностей руководства последнего места работы, поэтому был вынужден уйти. До этого был предпринимателем, но в 2016 году были потрясения в бизнесе, и я всё потерял. Я имею в виду в материальном плане. Остались более важные ценности – семья, душа… Сильно переживал по этому поводу. Но понял, что жизнь не стоит на месте, надо двигаться, потому что подрастают дети, а ты ещё молодой, и вся жизнь впереди. Эти философские мысли долго и мучительно приходили ко мне, потому что мы живём в век маркетинга – это когда открываешь любую социальную сеть, выходишь на улицу и видишь признаки успешной жизни. Хочется это потреблять – ездить на хорошей машине, одеваться и так далее. Но это всё такое навязанное нам маркетингом. Я через это прошёл, у меня это всё было. И деньги, и машины. Потом, когда всё потерял, был момент переоценки. Тогда мне поступило предложение поработать в "Астана-ЕРЦ", я подумал, а почему бы и нет.
– Работая на руководящей должности, Вы были активны в соцсетях.
– Я возродил свою страничку в Facebook. До этого эта соцсеть была для меня инструментом общения с иностранными друзьями, с которыми я учился в Англии. Предыдущий аким Астаны, Асет Исекешев, аким района Сарыарка, Арман Турлубек, хорошо и доступно через Facebook доносили жителям информацию. Я решил взять с них пример, чтобы рассказать людям интересное из работы компании, ведь наша деятельность была связана с населением. На посты были отклики, отсюда пошло моё желание делиться с людьми. Параллельно там же мы стали заниматься благотворительностью. Эта мысль пришла спонтанно. Контролёры ЕРЦ ходят по адресам, видят и богатые дома, и откровенные трущобы. Я тоже несколько раз ходил с ними и тогда увидел, насколько разителен контраст. В посёлке Ондирис есть дома, построенные из мусора. До сих пор картина перед глазами. Выходит молодая женщина лет 30 с лишним, за ней следом выбегают четверо-пятеро детишек, босые, ещё под стол ходят. Спрашивают: "А у нас денег нет, что вы квитанцию несете?" И так меня это задело, в душу прямо. Потом возникла мысль, почему мы не можем собрать эту информацию о нуждающихся? Отсюда началась наша благотворительная инициатива. Хотя, конечно, встречались и мошенники. Почему это рассказываю? Это связано с моей текущей деятельностью.
– Каким образом?
– В процессе этой работы я познакомился со многими людьми. Хоть они и нуждались, но не искали лёгких путей. Некоторые ведь специально ищут, где раздают деньги, проводят мероприятия. А это люди, которые зарабатывают честные деньги. Тогда эти контакты у меня остались. И в последующем одна из женщин, которой мы оказали помощь, стала моей первой сотрудницей.
Из ЕРЦ ушёл в "Астана-Энергию", попросили помочь, потому что там тяжёлый участок, а до меня сотрудница ушла на повышение. Были сомнения. Получилось, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Для себя понял, что не могу так, нужно, чтобы команда двигалась в одном направлении. Есть определённые ценности, и я не могу их распылять на различные мероприятия, которые не приносят морального удовлетворения. Поэтому так получилось. Насчёт бизнеса понимал, что если приложу усилия, то пойду в плюс и буду зарабатывать больше, чем трачу.
В уходе с работы было, конечно, недопонимание со стороны коллег.
– Как Вы пришли к уборке жилых комплексов?
– Я сам живу в частном доме, а это много работы: зимой – снег убирать, летом – деревья сажать. А когда ты работаешь, не хватает времени, приходится нанимать рабочих. Это была моя головная боль. Я как-то подумал: раз мне нужно нанимать, значит, кому-то тоже. Так и пришло решение, что нужно этот бизнес запустить. На тот момент у меня уже было ИП, я организовал курсы английского, пригласил иностранного преподавателя. От ЕРЦ остались хорошие отношения с рядом руководителей КСК, я предложил одному из них услуги по уборке. И получил положительный ответ.
– Было ли это лёгким делом?
– Я уборкой до этого профессионально не занимался. А тут дом из шести подъездов и восьми этажей. По ходу нарабатывал опыт, делал хронометраж, чтобы понять объём нагрузки, распределял ресурсы. Первой моей сотрудницей, как я уже говорил, стала женщина, которой мы помогали по благотворительности. Я знал, что она ранее занималась уборкой подъездов. Подписали с ней договор, и начался первый день. КСК оценил нашу работу: моем добросовестно. Мы пошли дальше, так как чистота – это не только мытьё полов. Посмотрели: в промежутках радиаторов скопилась пыль, на электрощитах надписи маркером, на лифтовой двери следы от скотча. Нужно убирать. И так каждый день, в течение месяца мы этот объект вычистили. Я фотографировал, делал коллаж "до" и "после" и высылал руководителю КСК, параллельно размещал у себя на странице в ФБ.
Работаем, получается. КСК доволен. Мне тоже начинает нравиться. Я вижу результат. Я по жизни себя отношу к "дуерам" (от английского do – делать), человек, который делает. Было грязно – стало чисто, приятно. Понимаешь, что не зря работали. Потом я связывался с другим руководителем КСК, спросил: "Можете ли вы доверить нам уборку дома, если есть такая потребность?" Так совпало, что он был недоволен прежней компанией, и предложил работу в декабре. Появился второй объект. Потребовалось ещё больше людей. Из старых работников остались двое, нанял ещё троих. Дело пошло.
– Персонал тяжело найти?
– Желающих много. Технички ищут работу по совместительству: через день, по вечерам, потому что у них есть основная работа. Приходили даже медсёстры, врачи, учителя, люди, которым по какой-то причине не хватает денег. Бывает, что не выдерживают, день отработают или полдня и уходят.
Головная боль – это выбрать человека, доверить ему участок работы. Но, когда ты нашёл его, это как бриллиант: он знает, что и как делать, умеет поддержать необходимый уровень чистоты.
По сарафанному радио узнаю о противоборстве со стороны ушедшей компании. Устраивают козни вместо анализа своей работы. А что можем делать мы? Работаем. При этом я сам тоже выхожу, делаю вакуумную уборку первых этажей подъездов, мою полы и так далее. Чтобы правильно руководить, нужно знать все процессы досконально.
Со временем взяли и другие объекты, с коллективом стали устанавливаться хорошие, комфортные отношения.
– А кто эти люди, которые убирают наши подъезды? О них не пишут репортажей. Можете составить их портрет?
– В основном это женщины в возрасте около 40 лет. Это чьи-то матери, бабушки, сёстры. Для них главное – семья. Они сами тянут детей, потому что кормильца нет или из-за жизненных неурядиц. Есть приезжие, оставляют семью в регионе, а сами ищут заработок в столице. Разговариваю с ними как со своей матерью, сестрой – "тате", "апа". Я уже говорил, что среди звонивших были и медсёстры, учителя. Днём они на работе, после обеда свободны, есть кредит, жизненные обстоятельства. У нас много многодетных матерей. У одной – пятеро, у другой – семеро. Прихожу к мысли, что женщины у нас сильнее мужчин. Если мужчина может уйти, "подружиться" с алкоголем, то женщине материнский инстинкт не позволяет оставить детей на произвол судьбы. Поэтому она идёт и работает.
– Какая заработная плата у техничек?
– Разная. Если полдня работы и через день, то хотя бы 50-60 тысяч человек должен получать. Если полный рабочий день, с 08:00 до 17:00, то от 80 тысяч до 100 тысяч тенге. Это минимум денег, которые они должны получать.
– По выходным работают?
– Суббота – короткий день.
– Какое оборудование Вы прикупили для уборки подъездов? Я видела в ФБ, как Вы тестировали немецкую машину.
– Я приобрёл её в кредит за миллион тенге. Она до блеска моет кафель. Из дома принёс строительный пылесос. Он может засасывать камни, объём у него большой. Он необходим для чистки труднодоступных мест.
Вы ранее спрашивали о том, как знакомые реагировали на мой уход из компании. Так вот, как-то хожу с пылесосом, убираюсь, и тут заходит руководитель филиала банка, я с ним здороваюсь, он говорит: "А что ты тут делаешь?" А он до этого заходил в ЕРЦ и предлагал продукты. Я говорю: "Убираю, как видишь". В этот момент меня посетило противоречивое чувство: а что подумает человек? Всё-таки вчера я сидел в кабинете, и он предлагал мне свои услуги, а тут я его подъезд убираю. Что он обо мне подумает? С одной стороны, это мой бизнес, с другой стороны, это всего лишь предрассудки. Таких двух-трёх знакомых встретил. Такие переломные моменты были. Сейчас уже их нет.
– Вы провели анализ деятельности по уборке многоквартирных домов, какие выводы напрашиваются?
– Перед входом в подъезды нужны решения по грязезащите. Если есть возможность, на входе в подъезд можно постелить коврик с крупными ячейками, человек может дважды топнуть, и большая часть грязи останется на коврике. В тамбуре на входе – ворсистый коврик для впитывания влаги. Чем больше покрытий, тем чище. Ну и, конечно, не забывать о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если нет возможности установить такую степень защиты, то работать с жильцами.
Среди них есть люди, мнящие себя богами, сошедшими с Олимпа, которые считают, что "ты ничтожество, ты должен убирать, я тебе плачу", и оставляют перед дверью пакет с мусором. Человек должен понимать, что одна женщина не может за всеми мусор выносить, а иногда приходится. Вынес за пределы квартиры пакет – оставил подтёк на полу. Вышел в подъезд, курит – пепел на пол, бычок – в окно или в баночку. Обязательно надо это ещё плевком сопроводить. Есть наркоманы, алкаши – выпили, разлили. Есть люди без места жительства. Они справляют нужду в подъезде. Те, кто не видел и не соприкасался ранее с этой работой, уходят с отвращением. Выдерживают только закалённые.
– Много фирм занимаются уборкой в этой сфере?
– Много. Я хочу этот рынок немного изменить. Я про клининг подъездов, не квартир. Здесь либо карманные компании каких-то руководителей, управляющих компаний, либо бизнес по принципу "агашка-татешка". Поставят людей, те моют, как мыли, ничего не меняется. Нет хороших игроков, кто бы мог на этом профилироваться и вводить стандарты. Например, многие моют пол, добавив в воду жидкость для мытья посуды, тогда как для этого есть другие специальные средства.
– Вы упомянули об учёбе в Англии. На кого учились?
– Это был 2010/11 год, программа "Болашак", попробовал – поступил. Специальность "Управление проектами".
– Очень хорошая специальность. Помогает в бизнесе?
– Да, в той же Англии, когда учился, там говорили, что последние 20 лет эта страна начинает переходить на проектные методы управления. А у нас ГЧП, проектный менеджмент, проектный офис в тренде последние два-три года. Она пригодилась. Этот дом, к примеру, как проект, в котором есть много контрагентов – КСК, жители, прохожие, магазинные бутики.
– Какие советы Вы бы могли дать начинающим бизнесменам?
– Я работаю в коммунальном бизнесе всего три месяца. Самое главное – это отбросить стереотипы. Это мешает видеть перспективы. На самом деле двери есть, они открыты, нужно подобрать правильно ключи. Ещё у нас есть "уят". Если это всё убрать, работы станет больше, а горизонт – шире.
– Многие предприниматели ищут мотиваторов. Большой спрос на различные тренинги по развитию. У Вас есть такие люди?
– Я слушаю подкасты Websarafan Show. Есть люди, которых я читаю в ФБ. Это бизнесмены, общественные деятели. Например, среди наших астанинских предпринимателей это руководитель кондитерской Happy cake Асхат Солтанов, владелица портновского дома Jeff Tailor Гаухар Утелбаева, кондитерской "Аяшка" Айнур Сабыржанова. В соцсети много таких бизнесменов, которые рассказывают про свой бизнес и делятся кейсами. Они хотят помогать, создавать свой продукт, живут этим проектом. Если ты находишь свою нишу, ты можешь добиться успеха, главное – уделять этому максимум времени, повышать свои знания и навыки и идти дальше без страха.
– Спасибо за интервью!
Айгуль Тулекбаева