В понедельник, 8 июня, Нацбанк объявит очередное решение по базовой ставке. Значение 9,5% с процентным коридором +/-2 п.п. действует в последние два месяца.
С того момента, как случился "черный понедельник 9 марта", решение озвучивалось четыре раза: дважды вне графика (10 марта и 3 апреля со вступлением в силу 6 апреля), дважды – по графику (16 марта и 27 апреля). Оба раза очередными решениями регулятор поддерживал принятые до этого внеочередные решения.
За эти три месяца базовую ставку экстренно поднимали с 9,25% до 12% с расширением процентного коридора до +/-1,5 п.п. (как антикризисная мера против доллара, который под влиянием подешевевшей на мировых рынках нефти устремился в обменниках к "психологическому рубежу" 400 тенге). Затем значение так же неожиданно снизили – до 9,5%, но при этом процентный коридор расширили до +/-2 п.п.
В конце мая председатель Нацбанка Ерболат Досаев сказал, что дальнейшее значительное снижение базовой ставки приведет к негативным последствиям в экономике в долгосрочной перспективе. Также это может привести к снижению ресурсной базы банков (поскольку максимальные рекомендуемые ставки КФГД напрямую зависят от базовой ставки, есть риски оттока депозитов физлиц).
Пояснения прозвучали в ответ на депутатский запрос, в котором указывалось, что Нацбанк имеет все условия для снижения базовой ставки, чтобы запустить кредитование экономики под 3-4%.
Подчеркнем: в выступлении главы НБК использовалось словосочетание "значительное снижение". Каким в итоге окажется решение регулятора?
"Регулятору необходимо взять паузу"
Эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев считает, что ставка останется без изменений. "Несмотря на общий позитивный фон, ситуация в экономике по-прежнему остается напряженной. За время карантина инфляция выросла довольно ощутимо; это может стать поводом повысить ставку, но, скорее всего, на это не пойдут. Думаю, серьезных оснований для поднятия ставки нет, также пока нет оснований и для ее снижения", – комментирует он.
На вопрос о том, повлияет ли укрепление тенге на решение регулятора (4 июня официальный курс опустился ниже 400 тенге за доллар и выше этой отметки пока не поднимался), эксперт отвечает отрицательно.
"Укрепление тенге не является основным фактором для снижения ставки. Регулятор таргетирует инфляцию, и именно она выступает в роли основного триггера для принятия решения по ставке. По последним оценкам, инфляция составляет примерно 6,4%. Это превышает таргетируемый коридор в 4-6%, и регулятору надо бы ставку повысить. Но, учитывая, что экономика лишь недавно была запущена, причем не в полном объеме, повышение базовой ставки может лишь усугубить ее сложное состояние. Однако, как я уже сказал, и для понижения ставки тоже особых причин нет: инфляция довольно высока и регулятор прогнозирует, что в 2020 году она может вырасти до 9%", – говорит Арман Бейсембаев.
Он полагает, что с учетом предыдущих решений по базовой ставке регулятору необходимо будет взять паузу и понаблюдать за ситуацией в экономике, чтобы принять решение уже на последующих заседаниях.
Елена Тумашова