К 2025 году без кардинально новых инвестиционных проектов Казахстана станет очень ощутим дисбаланс рабочей силы и ее переток из одних регионов страны в другие. Кроме того, возникнет необходимость в трудоустройстве большого числа молодых рабочих кадров, а бум их прихода на рынок труда как раз произойдет в ближайшие три-четыре года. Такой прогноз о тенденциях на рынке труда сделали эксперты из компании Dasco Consulting Group, передает inbusiness.kz.
Серьезные вызовы на рынке труда
Как рассказал inbusiness.kz исполнительный директор Dasco Consulting Group Дармен Садвакасов, ключевыми магнитами рабочей силы к 2025 году станут Нур-Султан и Алматы, также западные регионы, Мангистауская и Атырауская области. Рабочая сила направится туда, в основном из северных регионов Казахстана. В южных регионах, по мнению эксперта, число рабочих кадров будет незначительно увеличиваться за счет демографических факторов.
"Основные факторы давления на рынок труда – это и внутренняя миграция, и приход молодежи в силу прохода демографической "ямы", и это все будет создавать давление на рынок труда, по нашим прогнозам. Безработица на местном рынке может дойти до двухзначных цифр, в случае если это будет в текущей траектории, без каких-то реальных мер поддержки со стороны частного или государственного сектора", – сообщил Дармен Садвакасов на CFO Summit Kazahkstan 2021 в Алматы.
Для inbusiness.kz он конкретизировал, что уровень безработицы без принятия этих самых мер может достичь 10-11%. Соответственно, вырастет число людей, живущих за чертой бедности.
"У нас было падение экономики в 90-х, в нулевые годы – бурный экономический рост и увеличение числа рабочих мест, с 2008 года – замедление роста экономики и создания рабочих мест. А сейчас мы переживаем еще большее замедление, – пояснил Дармен Садвакасов. – В 90-е годы упала рождаемость в силу экономических причин. Появилась демографическая "яма". К 2013 году возник спад молодой рабочей силы на рынке труда. Поскольку ближе к 2000-м годам демографическую яму мы прошли, бум рождаемости пришелся на 2005 год, то в 2023-2025 годах у нас будет бум притока молодых людей на рынок труда. Это означает, что их надо трудоустраивать. И если мы их не создадим, то у нас будет расти безработица. 10-11% может быть достигнут уровень безработицы. Даже официальные цифры будут такого уровня".
Зарплаты замедлили рост
Еще одна не лучшая, по словам Дармена Садвакасова, тенденция на рынке труда – замедление реального роста зарплат.
По данным Бюро национальной статистики, средняя зарплата за апрель 2021 года составила 231 219 тенге. Но, по мнению Дармена Садвакасова, гораздо правильней применять в оценках медианные зарплаты, которые показывают, что половина работающего населения получает больше ее показателя, а половина – меньше.
"У нас есть данные о медианной зарплате двухлетней давности. Тогда она равнялась 135 тыс. тенге при средней зарплате по Казахстану около 205 тыс. тенге. Можно спрогнозировать, что медианная зарплата сейчас – около 150 тыс. тенге. Сейчас в статистике используется среднеарифметическая зарплата, когда мы зарплаты всех казахстанцев суммируем и делим на всех. Появляется искажение, мы не видим распределение зарплат в разных сегментах, – говорит Дармен Садвакасов. – Еще одно статистическое упражнение для понимания реалий – модальная зарплата. Нужно смотреть, какую зарплату получает большая часть населения".
Сейчас в Казахстане на рынке труда всего насчитывается 8,8 млн человек, причем с разными уровнями навыков. Согласно Международной организации труда, таких уровней пять. По экспертной оценке, к четвертому–пятому уровням навыков, то есть, наиболее высоким, можно отнести не более 30% работников рынка труда Казахстана.
"Если говорить о влиянии коронавируса, то мы видели такую тенденцию, что рабочих мест лишились, временно потеряли люди со средним уровнем навыков – со вторым-третьим. В то же время люди с четвертым–пятым уровнем навыков стабильно перешли в работу онлайн, – говорит Дармен Садвакасов. – После весеннего локдауна в прошлом году рынок начал постепенно восстанавливаться. Но еще один локдаун, летний, привел к очередному скачку. После него экономика тоже постепенно восстановилась, если говорить в целом. Но отдельные сектора экономики, регионы пока так и не восстановились. Больше всего пострадал сектор проживания и питания. В результате это приводит к повышению уровня бедности".
Еще одно интересное наблюдение, по его словам, на рынке труда Казахстана, это то, что 1,3 млн человек относятся к категории "оверквалифайд", то есть, уровень их квалификации гораздо выше, чем необходимо для той специальности, по которой они трудятся.
"Люди с высшим образованием работают контролерами в автобусе, продавцами. Это означает, что люди попали на рынок труда поздно, получив высшее образование. В итоге структура рабочих мест не позволяет найти им работу по специальности", – говорит Дармен Садвакасов.
На его взгляд, устранить имеющийся дисбаланс может только развитие обрабатывающей промышленности. Поскольку одно место в обрабатывающей промышленности создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.
"Поэтому вопрос обрабатывающей промышленности с точки зрения экономики труда –это ключевой приоритет для всей экономики. Если говорить в целом об обрабатывающей промышленности, то только в прошлом году уровень индекса физического объема этой отрасли вышел на уровень 1991 года. Мы имели очень недоинвестированный сектор обрабатывающей промышленности, – говорит Дармен Садвакасов. – Если сравнить горнодобывающий и обрабатывающий сектор, то распределение было явно с очень серьезным дисбалансом".
Имя им – миллион
Согласно данным Бюро национальной статистики, уровень бедности в Казахстане – 5,3%. Но если, по словам эксперта, эта цифра в относительном измерении смотрится весьма приемлемо, то в реальных цифрах вызывает тревогу. Получается, в Казахстане больше 1 млн человек сегодня находится за пределами уровня бедности. И это большая цифра для страны. Если говорить об оценках международных организаций, то у них она традиционно выше. Такая ситуация со сложившимся уровнем бедности, по мнению Дармена Садвакасова, требует серьезного подхода прежде всего со стороны госорганов.
"В итоге, по различным оценкам, в Казахстане вклад человеческого капитала в национальное богатство сравнительно со странами ОЭСР, со странами с высоким доходом относительно низкий, составляет 41%. У нас доминируют природный и произведенный капитал, – говорит Дармен Садвакасов. – Вопрос даже не в конкретных цифрах, а в концептуальных. Нам надо вкладываться человеческим капиталом. Интенсивно вкладываться, чтобы расти. Именно это будет позволять нам создавать кадры. Сейчас с этим сталкиваются и промышленные предприятия, и сельское хозяйство. В аграрном секторе не могут найти агрономов, ветеринаров, у банкиров есть проблем с поиском своих кадров".
По мнению Дармена Садвакасова, инвестиции в человеческий капитал – это вопрос, о котором нужно думать каждый день, при этом бизнесу необходимо объединять усилия в подборе кадров.
"Есть государственная политика: миграционная, инвестиционная, бюджетная, есть роль частного, финансового секторов, который может участвовать на рынке труда через кредитование, через частные инвестиции также помогать. По сути, речь идет о профессиональных рисках, – говорит эксперт. – Если будет координация, то их можно преодолевать".
Ольга Ушакова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!