Бизнес-сообщество страны готово делать долгосрочные инвестиции в человеческий капитал. Как заявил в ходе IV съезда национальной палаты предпринимателей "Атамекен" заместитель председателя правления НПП Эльдар Жумагазиев, сегодня предприниматели страны готовы принять самое непосредственное участие в развитии отечественной системы образования. И у них уже готов вполне конкретный план.
Согласно имеющимся данным, ежегодно 300 тысяч человек пополняют рынок труда. Но при этом 21 тысяча из них – это школьники, не поступившие в колледжи и вузы, соответственно, на рынке они не востребованы и могут претендовать лишь на минимальную зарплату. Ежегодно порядка 133 тысяч человек заканчивают колледжи и, не продолжая учебу, идут искать работу. Но трудоустраивается лишь 55% из них. Еще 138 тысяч человек – это выпускники вузов, которые также сталкиваются с проблемами трудоустройства, поскольку часто уровень их знаний не соответствует требованиям работодателей.
У бизнесменов вполне конкретный подход – людей нужно готовить так, чтобы они могли претендовать на более высокую зарплату и имели возможность в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень.
"Мы считаем, что проблемы системы образования – не только сложности министерства образования и науки. Мы, как бизнес, руководствуясь призывом президента страны о трансформации сознания, готовы вовлекаться и помогать в вопросах развития человеческого капитала", – заявил господин Жумагазиев.
В чем, по мнению бизнесменов, кроется проблема. Во-первых, неэффективная система управления школами. Во вторых, недостаточна работа по воспитанию и развитию личности. Между тем, в паре с системой профессиональной диагностики и ориентации, которая должна формировать траекторию развития будущего профессионала, технологии развития личности способны существенно улучшить ситуацию.
Господин Жумагазиев привел такие данные: согласно мировой практике, в школьном образовании доля частных школ достигает 30%, в Казахстане эта доля составляет 1,6%. Между тем большинство ключевых элементов образования (Единое национальное тестирование, повышение квалификации педагогов, проведение исследования и так далее) вполне возможно вывести в рыночную среду.
"Уже сейчас бизнес готов взять в управление 1000 школ, разместить в регионах методические центры, которые сфокусируются на обеспечении качества управления, обучения, воспитания и развития. Причем одним из наиболее важных элементов считаем обучение преподавателей и директоров школ.
Данные элементы позволят повысить эффективность школьного образования", – подчеркнул он.
На основе всеобщей диагностики школьников контингент учеников, как и все общество, можно условно поделить на следующие группы: 15% детей – это будущие предприниматели и руководители; 6% – будущие представители науки и искусства; 79% – потенциальные наемные работники. НПП уже выступила с инициативой (поддержанной министерством образования и науки) о включении в школьную программу предмета "Основы предпринимательства и бизнеса", и уже с 2018 года этот предмет появится в школьной программе 10-11 классов. Однако бизнесмены готовы и на большее.
"Своей миссией и зоной ответственности считаем предметную работу с 15% будущих предпринимателей и руководителей. Эта работа может занять десятилетие и более, но она того стоит. Мы воспитаем плеяду лидеров во всех отраслях экономики, которые будут драйверами прогресса", – заявил господин Жумагазиев.
Готовность бизнеса есть и в работе по подготовке специалистов среднего звена на уровне колледжей. Тем более, что заявленное много лет назад дуальное обучение так и не получило развития из-за существующих барьеров. В числе препятствий: отсутствие собственно закона о профессиональном обучении; отсутствие мер экономического стимулирования (налоговые вычеты/компенсация); отсутствие прозрачных механизмов мониторинга трудоустройства выпускников и слабая практика передачи колледжей в доверительное управление. При этом в развитии дуального обучения до сих пор внимание уделялось только колледжам. В НПП считают, что эту парадигму необходимо менять, и фокус должен сместиться в сторону работодателя.
"Без устранения указанных барьеров невозможно развитие дуального обучения, – подчеркнул господин Жумагазиев. – В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы мы инициировали новый элемент – "Бастау Кәсіп". Ежегодно около 21000 выпускников 9 и 11 классов не поступают в организации ТиПО, вузы, 539000 самозанятых и безработных в возрасте до 44 лет имеют только школьное образование. В целях обеспечения указанной категории лиц рабочими местами в рамках проекта "Бастау Кәсіп" предлагается запустить учебные классы на базе предприятий (открытие классов на базе 50 предприятий в 2017 году, на базе 100 предприятий – в 2018-2019 годах)".
Аналогичные проблемы существуют и в обучении в вузах. Нужно актуализировать учебные программы, осуществлять обратную связь с рынком труда и реальным сектором экономики. Для повышения эффективности подготовки кадров в системе высшего образования НПП предлагает учесть опыт Китая, Сингапура и Южной Кореи. В числе необходимых мер – предоставление академической и управленческой свободы вузам, распределение госзаказа на основе исследования потребности рынка и рейтинга вузов, создание совместных учебных заведений с ведущими вузами мира (двойные дипломы). Также предлагается на основе израильского опыта наладить коммерциализацию дипломных работ, с тем чтобы до защиты допускались те проекты, которые востребованы на рынке. Поскольку наряду с этим предлагается ввести налоговые льготы для университетских стартап-компаний, можно предположить, что благодаря коммерциализированному подходу к получению диплома студенты будут приходить и с рыночным проектом и, вполне возможно, с определённым стартовым капиталом.
Ежегодно государство тратит 1,6 триллиона тенге на развитие образования. Это порядка 16,5% расходов бюджета страны.
"Однако при наличии внушительного финансирования отсутствует ключевой элемент – конкурентная заработная плата педагогов. На 2016 год средняя зарплата учителей была в два раза ниже средней по стране, в семь раз ниже отрасли добычи полезных ископаемых, в 2,5 раза ниже финансового сектора и составляет 84900 тенге. Данный показатель ниже среднего по странам ОЭСР в 10 раз", - не скрывая возмущения, констатировал господин Жумагазиев.
"Мы считаем единственным возможным путем развития системы образования – это инвестиции в людей! Таким образом, необходимо поднять статус педагога и довести до среднего уровня зарплат по стране", – подчеркнул он.
Ирина Севостьянова