/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Бизнес на асфальте: куда уходят деньги за парковку автомобилей в Алматы

Бизнес на асфальте: куда уходят деньги за парковку автомобилей в Алматы

Журналистский запрос inbusiness.kz в акимат Алматы показал, что город не контролирует и не отслеживает средства, которые платятся автовладельцами за парковку на городских улицах.

15:45 12 Август 2019 18981

Бизнес на асфальте: куда уходят деньги за парковку автомобилей в Алматы

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Максим Морозов

«Платные парковки – это неизбежное зло... И особых велосипедов тут не изобретешь – мировой опыт показывает, что для решения экологических проблем, проблем перегруженности городских улиц необходимы комплексные меры, – отметил в разговоре с inbusiness.kz председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – 100 тенге за час парковки – это сущие копейки для страны, стремящейся в 30 войти... Америки с Европами прошли через это 30-20 лет назад – настал и наш черед».

В общем, путем копирования «западного опыта» активное решение транспортных проблем в Алматы набирает обороты: число парковок с почасовой стоимостью машино-места каждый год увеличивается. До конца этого года парковочных мест тротуарного типа за 100 тенге/час в городе станет больше на 2200.

Такая арифметика

По статистике, предоставленной акиматом города, за последние 10 лет число автомобилей в Алматы выросло более чем на 20% – по городу разъезжает порядка 800 тысяч автомобилей, и все они где-то паркуются. Однако в акимате не дали точного ответа на вопрос: сколько парковочных тенге на них зарабатывается?

«По состоянию на 1 июля текущего года количество платных парковочных мест составляет 12 086 – это порядка 12% от всего парковочного пространства города. В зонах платных парковок используется 154 стационарных платежных терминала, – говорится в справке акимата «О внедрении автоматизированной системы платных парковок в городе Алматы». – (...) По результатам внедрения автоматизированной системы парковок налоговые выплаты в бюджет выросли в 10 раз (2013-2015 гг. – 75 млн тенге, 2016-2018 гг. – 783 млн тенге)».

Между тем с открытыми данными Комитета государственных доходов приблизительно совпадает только цифра по налогам за 2013-2015 годы. Если опираться на данные Комитета, то налоговые выплаты выросли не в 10, а только в 2,7 раза (см. график).

Путем нехитрых арифметических действий можно подсчитать, что за три года (2016-2018 гг.) компания «Алматы спецтехпаркинг сервис» заплатила налогов на сумму 129,1 млн тенге. ТОО Alanparking, вторая компания, занимающаяся организацией платных парковок, за эти же три года пополнила бюджет города на 76,6 млн тенге. В общей сложности казна получила налогов от парковочной деятельности на сумму 205,8 млн тенге. Откуда акимат взял, что налоги в бюджет парковочных компаний выросли в 10 раз, не очень понятно.

Когда 30 на 70

Если в ТОО есть доля государства, то такие компании называются организациями публичного интереса, и по Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» у них должна быть полная финансовая прозрачность.

ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» на 30% принадлежит государству, а на 70% – ТОО RR2.

Такая форма собственности в справке акимата объясняется тем, что «по форме собственности парковочных компаний рассматривался опыт крупных городов. К примеру, в Москве – государственная форма собственности, в Таллине, Праге, Мадриде – смешанная форма, а в Риге и Минске – частная форма».

К слову, и эта информация акимата весьма спорна. В Минске организацией платных парковок занимается государственное учреждение «Парковки столицы».

Большинство парковок, расположенных вдоль тротуаров центральных улиц Риги, обслуживает муниципальное предприятие Rīgas satiksme.

В столице Эстонии предусмотрено две зоны – государственная (городская) парковка и частная. Это не смешанная форма. Это разные компании, и стоимость частных парковок в Таллине дешевле, и их чаще используют для посуточной стоянки транспортного средства.

Тем не менее, опираясь на зарубежный опыт, в Алматы была выбрана смешанная модель – 30% на 70%, а это значит, что ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» обязано публиковать финансовую отчетность на сайте депозитария. И компания, в общем-то, публиковала свою финансовую отчетность до 2017 года, а затем просто перестала.

Более того, отвечая на запрос журналиста inbusiness.kz, в ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» написали:

«Что касается доходной части нашей Компании за период деятельности по администрированию платных парковок тротуарного типа, то такая информация относится к категории коммерческой тайны, соответственно, мы оставляем за собой право отвечать или не отвечать на подобные вопросы».

А где же прозрачность?

Когда власти города только начали говорить о необходимости цивилизованных платных парковок вместо стихийных, то главным аргументом было «отсутствие прозрачности». В справке акимата об этом говорится следующее:

«…Прозрачность сферы не была обеспечена. Так, проверкой прокуратуры в 2015 году выявлены многочисленные факты хищения средств, поступивших от уплаты за парковку, теневого сбора средств, по итогам заведены уголовные дела в отношении работников госпредприятий.

По данным мониторинга независимых экспертов, порядка 90% оборота средств уходило в тень – не поступало в бюджет. К 2015 году заработная плата работников официально составляла 20-25 тыс. тенге (2011-2014 годы – 10-15 тыс. тенге), тогда как неформальный заработок достигал порядка 80 тыс. тенге».

Далее в информационной справке сообщается, что первым этапом развития парковочного пространства Алматы была инвентаризация, которая показала, что данные Управления природных ресурсов и регулирования природопользования и Генплана ни по числу парковочных мест, ни по числу автомобилей не совпадали. 

Парковщики, которые работали на стихийных парковках «Алматы паркинга» и брали наличными 50-100 тенге, выполняли план – это 3-4 тыс. в день которые должны были отдать, а все, что сверху, брали себе. В случае с цивилизованными парковками каждый паркующийся обязан заплатить 100 тг/час, но не парковщику в руки, а аппарату. Работа парковщика же заключается в том, чтобы помочь припарковаться и выехать, показать, как пользоваться оборудованием, сфотографировать номер авто и засечь время стоянки. За это они состоят в штате, имеют право на отпуск и больничный и им делают пенсионные отчисления.

В справке акимата говорится:

«В сравнении с 2015 годом выросло количество рабочих мест в 1,5 раза (создано 111 рабочих мест), в пять раз увеличилась официальная заработная плата (с 25 тыс. до 130 тыс. тенге)».

Официальное трудоустройство парковщиков, спору нет, достижение, вот только прозрачности в финансовых потоках парковочных тенге так и не стало.

Вполне вероятно, что в планах у акимата сделать компанию частной на 100%, тем более что в справке акимата говорится:

«По аналогичной модели успешно реализован проект по внедрению единой системы диспетчеризации и электронной системы билетирования «Онай!» в Алматы (70% – транспортный холдинг, 30% – акимат; на сегодня 100% приватизировано), внедрению интеллектуальной системы видеоконтроля «Сергек» в Астане (100% частное ТОО Open Technologies Group)».

Если компания станет на 100% частной, то о коммерческой тайне денег, заработанных на городском асфальте, говорить смогут на вполне законном основании.

И про штрафы

По данным акимата, за 2016-2018 годы было выдано предписаний на штрафы за неуплату парковки на общую сумму 522 млн тенге. Сколько из них взыскано в бюджет города, неизвестно. Каждый взысканный штраф поступает в бюджет 100%.

Более точные данные предоставили в ДВД Алматы. Так, по ч. 4-1 и ч. 4-2 статьи 597 КоАП РК (за уклонение от оплаты парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами) в 2019 году:

  • оштрафовано 99 280 нарушителей на 660,4 млн тенге;
  • из них оплатили свой штраф только 33 505 человек (34%) на 180,8 млн тенге;

в 2018 году:

  • оштрафовано 36 493 нарушителя на 225,3 млн тенге;
  • из них оплатили свой штраф 24 027 человек на сумму 135,4 млн тенге.

Катерина Клеменкова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/E2rCRoMD.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/TKmaoJuO.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/SWKNNAAv.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/IWXlQRhp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/Ldn1mPUj.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/GdIrfxzc.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/WdF8FnZR.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/6FMQblw6.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/3UMJ8exm.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/sDiRQa6U.jpg

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 2122

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 5444

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров