Нестабильность законодательства мешает бизнесменам выстраивать долгосрочные планы своего развития. Поэтому они настаивают на усложнении процедур принятия законов и поправок в них. Заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов заявил: именно стабильность законов – это основа для успешного развития бизнеса.
"Стабильность законодательства – это важнейший для предпринимателей вопрос. К примеру, за три года действия нового КоАП в него внесено более 350 поправок. В Экологический кодекс – более 500, в налоговый – более 2500. И это кодексы, формирующие жизненные основы ведения бизнеса.
Процедура принятия законов должна быть достаточно сложной, а их изменения еще сложнее", – заявил он, выступая на IV съезде НПП.
Еще одна проблема – это всевозможные формы контроля и разрешительная система. В целом бизнесмены не против проверок, но проверки эти должны быть обоснованными. На сегодняшний день благодаря многолетней совместной работе НПП и госорганов удалось добиться сокращения более 800 разрешений и лицензий, или 72% от их общего количества. Кстати, только на этом предприниматели экономят в среднем порядка 1,5 миллиарда тенге ежегодно.
Более того, теперь вся разрешительная система упорядочена в одном законе, и не включенные в этот закон разрешения считаются нелегитимными.
"Более того, мы пошли дальше, совместно с министерством национальной экономики решено проанализировать разрешения квазисектора и монополистов. Они также будут упорядочены в законе, составлен исчерпывающий перечень, не включенные также будут признаны незаконными. Эта работа в настоящее время продолжается", – рассказал господин Журсунов.
Кроме того, требуют перезагрузки как сами проверки госорганов, так и система госконтроля в целом. Сегодня предпринимателей вправе проверить 61 орган, которые имеют 544 функции, и предпринимателям предъявляются более 28000 требований. Поэтому сегодня НПП совместно с госорганами вырабатывает предложения по оптимизации системы госконтроля.
"Во-первых, это ментальное изменение системы проверок. Нужно кардинально изменить их дух. Проверки не должны носить карательный характер, они должны в первую очередь иметь профилактическую направленность. По результатам проверок контролер не может привлечь предпринимателя к ответственности, он обязан дать рекомендации по устранению нарушений. Наказать предпринимателя можно будет лишь в случаях их неустранения", – объяснил господин Журсунов главную идеологию.
Но при этом еще важно не допустить появления и новых форм контроля. Здесь барьером должен стать анализ регуляторного воздействия. Только за 2016-2017 годы благодаря такому анализу из 31 предложения госорганов по новым обязанностям для бизнеса удалось отклонить 40%. Однако сегодня анализ применяется уже к готовым законопроектам, тогда как в мировой практике он включается еще на стадии принятия управленческого решения.
Ирина Севостьянова