/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Бизнес с большой дороги

Бизнес с большой дороги

Компании, оказывающие услуги грузовых автоперевозок, пожаловались на массовые хищения в Алматинской области и бездействие тамошней полиции.

07:00 09 Ноябрь 2018 3391

Бизнес с большой дороги

Автор:

Ольга Ушакова

Восточноказахстанские владельцы компаний, перевозящих грузы из Алматы для других предпринимателей и частных лиц на автотранспорте, обратились к местным общественникам и abctv.kz. Они утверждают, что ущерб в сотни миллионов тенге понесли перевозчики со всего Казахстана по причине массовых краж товара прямо из фур на дорогах Алматинской области. Многочисленные обращения в органы полиции и средства массовой информации, по их словам, не принесли желаемого результата: злоумышленники и товары не найдены, правопорядок не обеспечен, а грузоперевозчики платят ущерб своим клиентам из собственных карманов.

Чёрный квадрат

Индивидуальный предприниматель Александр Барашков из Усть-Каменогорска рассказал, что занимается перевозкой сборных грузов из Алматы. Его фирма уже понесла убытки в 9 млн тенге, которые приходится возвращать клиентам из своих средств.

«Только за последний год было три случая, когда резали наши машины. Это происходило примерно возле Талдыкоргана, сёл Жансугуров, Саркан. Неизвестные каким-то образом забираются на верх фуры, вырезают ровный квадрат, с него выбрасывают коробок 10-30, затем благополучно убегают, – рассказал Александр Барашков. –  Содержимое коробок – одежда, которую везли из Алматы для магазина «Де-факто» в Усть-Каменогорске, картриджи для заправки принтеров, всякая мелочёвка. Кражи обнаруживаются только по прибытии фур в Восточный Казахстан. Мы вызывали полицию, предоставили им все списки товаров. Местная полиция всё отправляла в районы, где кражи были предположительно совершены. Оттуда идёт отписка, срок рассмотрения выходит, и полиция дело закрывает».

По словам Александра Барашкова, пострадавших предпринимателей немало как в отдельно взятой ВКО, так и по всей стране. Они писали письма повсюду, дважды сюжет о них выходил на республиканском телеканале. После этого их вызывали в ДВД Алматинской области, но по факту ситуация не изменилась.

«Через неделю после выхода репортажа опять у усть-каменогорского  предпринимателя Виктора Тайбазарова машину порезали, – говорит Александр Барашков. – Но после нам стали звонить перевозчики из Астаны, Караганды, у них такая же ситуация. Есть серьёзный ущерб – от 120 тысяч до двух миллионов тенге каждый раз. Число хищений идёт на десятки. Перевозчики от этого очень сильно страдают, но многие боятся обращаться в СМИ, мол, им могут фуры поджечь, будет ещё хуже».

Как говорит Александр Барашков, его компания вышла из ситуации, укрепив крыши машин. Но с автомобилями, привлечёнными для перевозок со стороны, этого сделать не получилось. Также водителям запретили находиться в дороге ночью.

Но эти временные меры, по мнению Александра Барашкова, не спасут бизнесменов. Сейчас рано начинает темнеть, из-за гололёда водителям приходится на трассе ещё больше снижать скорость. Он рассказал, что из-за объездных трасс в районе Талдыкоргана машинам и так приходится ехать медленно, сбавляя скорость до 20 км/час. Злоумышленникам это на руку. По словам Александра Барашкова, в большинстве случаев компании-автоперевозчики не могут застраховать перевозимый груз.

«Товар страхуется на определённую сумму, но мы не всегда сразу можем предоставить страховой компании документы на товар, какой везём. Клиентов может быть около сотни, только у 20 процентов есть на руках документы», – объясняет он.  

Полиция бездействует?

«После краж, наших заявлений по прибытии машин меня вызывали в криминальную полицию ВКО. Там мне сообщили, что её полномочия заканчиваются за пределами региона, – говорит предприниматель. – Я специально поехал в ДВД Алматинской области. Мне  сказали, что взяли дела на контроль, отписались. На этом тишина. Ссылаются на то, что Алматинская область делится на районы, и друг на друга ссылаются, мол, кража обнаружена только в Усть-Каменогорске, но если посмотреть видеокамеры, которые есть на автодорогах Алматинской области, то можно определить, на каком участке машина была целая, а на каком её уже порезали».

Другой предприниматель из Усть-Каменогорска, Виктор Тайбазаров, уверен, что поймать злоумышленников не проблема.

«Но этого почему-то не делается, – считает он. – Мы возим грузы из Алматы в Семей и Усть-Каменогорск. Все кражи совершаются на территории Алматинской области. Особенно опасен участок от Алматы до Ушарала. За этот год было два нападения на фуры в летнее время. Похищали товары народного потребления: одежду, обувь, аппаратуру. Каждый раз было по два-три-пять миллионов тенге ущерба. В 2017 году у нас вскрыли четыре машины».

Виктор Тайбазаров рассказал, что в июле прошлого года водитель увидел дыру в фуре ещё перед Талдыкорганом, вызвал службу «102» в 12 часов ночи, но полиция приехала только в шесть утра. Не дождавшись её, машина уехала. Уже в Семее написали заявление в местную прокуратуру, но проблема не решилась.

Предприниматели охотно делятся номерами телефонов своих коллег по несчастью из других регионов Казахстана, рассказывают их истории.

Предприниматель Светлана Крылова из Астаны занимается доставкой грузов два десятка лет. Её компания перевозит медикаменты, детское питание, продукты, одежду, обувь, бытовую технику. Клиенты – это торговые дома, бутики, рынки, магазины столицы. Светлана Крылова говорит, что сейчас ситуация серьёзнее, чем в лихих 1990-х годах. Тогда преступников, обворовывавших машины на автотрассах, находили, похищенное возвращали. Сейчас – нет. По её словам, массовые кражи у столичных автоперевозчиков начались два года назад. Размер похищенного – от 800 тыс. до 20 млн тенге. Последняя кража была у её знакомых из Астаны месяц назад. После кражи своей фуры Светлана Крылова сама вылетала в Алматы, проводила собственное расследование, нашла в степи коробки со своим товаром. Общение с полицией не дало результатов – преступников так и не нашли. Светлана Крылова говорит, что она вместе с другими предпринимателями писала заявление в МВД РК, просила взять расследования на контроль, но ответа не получили. По её словам, кражи происходят в 40-60 км от Алматы. Украденный товар преступники, наверняка, сдают на тамошних барахолках.

«Я же могу приехать в Алматы, сама повезти полицию на трассу, покажу, где на фуры запрыгивают эти воры, где выбрасывают товар. Прошу полицию: организуйте засаду, посидите неделю, вы такую банду поймаете! Никто ничего не делает. На связь никто не выходит», – говорит бизнесвумен.

Надо разбираться с каждым случаем

Руководитель отдела государственного языка и информации – пресс-секретарь начальника ДВД Алматинской области Сергей Незнаев сообщил abctv.kz, что по каждому факту обращения предпринимателей обязательно проводится досудебное расследование.

«Мы в курсе этих событий, но люди обращались в полицию по месту возвращения. При этом не могут указать, в каком конкретно месте у них произошло хищение: или это было в Алматы, или в Алматинской области, или в другом регионе, – говорит Сергей Незнаев. – По каждому обращению обязательно возбуждается уголовное дело и проводится расследование. Иногда выясняется, что некоторые водители сами идут на какие-то уловки, чтобы уйти от ответственности. У нас были факты, когда водитель сам совершал хищение. Также были случаи, когда заявляли о хищениях, мы начинали работать и выявляли, что таких фактов не было».

Также Сергей Незнаев привёл пример, когда предприниматель обратился в полицию Алматинской области с заявлением о хищении товара в пути. Но оказалось, что товар был застрахован, владелец компании и водитель вступили в сговор для получения страховки.

«Когда мы отследили эту цепочку и нашли груз, привлекли их к ответственности – вот это был фурор! Вообще, у каждого водителя есть тестер, который следит за их движением, не отклоняется ли машина от маршрута, где делает остановку. Хищение возможно только при остановке. Эти моменты мы легко отслеживаем: сколько водитель стоял, куда заходил. Опрашиваем свидетелей, было ли в поле видимости транспортное средство, кто его сопровождал. Мы разбираемся детально, откуда водитель ехал, кого брал в попутчики, с кем разговаривал. У нас есть видеофиксация. Машины проходят через наши посты, где мы видим, кто у них в кабине сидит. Есть ли посторонние, вскрыт тент или нет. Водитель, который обнаружил кражу, не должен трогаться с места, пока не прибудет оперативная группа. Надо дождаться разбирательства на месте», – советует Сергей Незнаев.

По каждому конкретному случаю Сергей Незнаев выразил готовность предоставить ответ на письменный запрос.

Но некоторые предприниматели, не надеясь на органы полиции, пошли на дополнительные траты для обеспечения безопасности грузов: закрывают крыши твёрдыми материалами, ставят на крышах фур и к замкам задних дверей видеокамеры, мониторы выводят в кабину. Они запрещают водителям отправляться в путь ночью, приказывают ночевать на базах. Правда, приходится задерживать доставку грузов, и далеко не каждый может позволить «видеоначинку» для всех фур.

Председатель Совета деловых женщин при НПП «Атамекен» Елена Березинская-Абилова, к которой восточноказахстанские автоперевозчики обратились за консультацией, говорит, что проблема носит системный характер.

«Мы им посоветовали обратиться в Палату предпринимателей ВКО, областной профсоюз работников предпринимательства. У грузоперевозчиков  есть отношения со своими клиентами, у кого-то даже идут судебные процессы. Есть проблема в том, что перевозчики транспортируют товар по себестоимости, а сейчас им компании стали выставлять иски с торговой надбавкой. Мы предложили перевозчикам собрать всю информацию, которая у них есть, и обратиться в рабочую экспертную группу при Общественном совете ВКО. Тогда она попадает в мониторинг, им будут помогать общественники. Сообща попробуем решить проблему», – сказала она.

Ольга Ушакова

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

Пандемия и карантинные мероприятия в Казахстане не повлияли на доходы от перевозки грузов автомобильным транспортом, несмотря на снижение общих объемов перевозок, которые связаны с понижением деловой активности и сокращением географии поставок грузов.

06 Август 2020 11:48 687

В Казахстане за полгода 2020 года автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за шесть месяцев т. г. доход от грузоперевозок автомобильным транспортом составил 80,3 млрд тг, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом (74,7 млрд. тг), сообщает сайт премьер-министра РК.

«За шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 1,4 млрд тонн груза, что на 10% меньше по сравнению с прошлым годом (1,57 млрд тонн). За шесть месяцев т. г. грузооборот автомобильным транспортом составил 69,5 млрд тонн, что на 14% меньше по сравнению с прошлым годом (80,5 млрд тонн)», – говорится в сообщении.   

В целях оказания государственной поддержки деятельность грузового и автомобильного транспорта освобождена от налогов и обязательных платежей фонда оплаты труда.

Кроме того, в рамках восстановления экономического роста до конца 2020 года проводится работа по обеспечению освобождения операторов международных автомобильных перевозок от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей.

В частности, в Налоговый кодекс РК внесены поправки в части освобождения от уплаты сбора за первичную регистрацию для седельных тягачей, задействованных на международных перевозках грузов. Касательно вопроса освобождения от утилизационного сбора ведется работа по обеспечению внесения соответствующих поправок в приказ министра энергетики РК.

За полгода железнодорожным транспортом перевезено 196,6 млн тонн, что больше на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во время пандемии грузоперевозки осуществлялись в штатном режиме. 

Так, в соответствии с решением госкомиссии по обеспечению режима ЧП, а также в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции из 157 пар поездов отменены курсирования 129 пар поездов (28 пар поездов для путевого хозяйства).

13 мая т.г. на заседании межведомственной комиссии принято решение о возобновлении курсирования поездов внутри страны с соблюдением противоэпидемиологических мер. В целом с 1 июня т. г. возобновлено курсирование 93 пар поездов внутри страны. Возобновление 36 межгосударственных поездов будет осуществлено после открытия государственной границы.

При этом в связи с отсутствием спроса на некоторые направления с 1 июля т. г. временно приостановлено курсирование трех коммерческих поездов «Тальго» (Уральск – Нур-Султан, Атырау – Нур-Султан, Алматы – Нур-Султан).

2 июля т. г. на заседании госкомиссии по восстановлению роста экономики принято решение об ограничении пассажирских перевозок ж/д транспортом. В целом временно приостановлено курсирование 35 пар поездов.

Справочно:

  • с 5 июля т.г. временно приостановлено курсирование 25 пригородных поездов и одного межобластного поезда;
  • с 8 июля т. г. по инициативе акимата Атырауской области временно приостановлено курсирование пяти пар поездов (Актобе – Атырау, Атырау – Алматы, Атырау – Мангистау, Атырау – Алматы, Атырау – Нур-Султан);
  • с 10 июля т. г. временно приостановлено курсирование четырех пар поездов назначением/формированием по ст. Мангистау ( Мангистау – Нур-Султан, Мангистау – Алматы, Мангистау – Актобе, Мангистау – Бейнеу).

Также сокращена периодичность курсирования четырех пар поездов «Тулпар Тальго» (Алматы – Нур-Султан, Алматы – Павлодар, Нур-Султан – Оскемен, Нур-Султан – Достык).

В настоящее время внутри республики с соблюдением эпидемиологических мер курсируют 55 пар поездов. Возобновление курсирования временно приостановленных поездов будет осуществлено по мере улучшения эпидемиологической ситуации в соответствии с решением межведомственной комиссии по согласованию с местными исполнительными органами.

В частности, в настоящее время временно закрыты 12 автомобильных пунктов пропуска (РФ – 10, Узбекистан – 2) до улучшения санитарно эпидемиологической ситуации.

Также, согласно порядку пересечения государственной границы РК на период карантинных ограничений допускается пересечение не более двух водителей на одно грузовое транспортное средство, осуществляющее международные грузовые перевозки, а также владельцев грузов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, при представлении документов, подтверждающих сельскохозяйственную деятельность. 

Вместе с тем за шесть месяцев т. г. автомобильным транспортом перевезено порядка 6,5 млрд пассажиров, что на 43% меньше по сравнению с прошлым годом (11,4 млрд чел.). Железнодорожным транспортом за полгода перевезено 5877 тыс. человек, показатель снизился на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доход от перевозок пассажиров автомобильным транспортом составил 34 млрд тг, что на 33% меньше по сравнению с прошлым годом (50,9 млрд тг). Снижение доходов от перевозки пассажиров связано с приостановлением международных и междугородных сообщений из-за мировой пандемии и карантинных мероприятий. 

Что касается погрузки и перевозки угля, то в III квартале т. г. планируется погрузить 25 582 тыс. тонн угля, из них межобластные – 17 177 тыс. тонн и экспорт – 8404 тыс. тонн.

В IV квартале т.г. планируется погрузить 29 222 тыс. тонн угля, из них межобластные – 20 443 тыс. тонн и экспорт – 8780 тыс. тонн.

В общем с июля до конца декабря т. г. планируется погрузить 50 804 тыс. тонн угля, из них межобластные – 37 620 тыс. тонн и экспорт – 17 184 тыс. тонн.

За шесть месяцев т. г. объем погрузки угля составил 49 500 тыс. тонн, из них внутри РК погружено 33 568 тыс. тонн, экспорт – 15 932 тыс. тонн. Данный показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3% (I квартал 2019 года – 47 999 тыс. тонн).

В настоящее время на территории Казахстана задействовано более 58 тыс. полувагонов, из них 32 тыс. (55%) задействованы в перевозке угля.

Справочно: АО «Казтемиртранс» – 28 379 полувагонов; ТОО «ИстКомТранс» – 3698 полувагонов; ТОО RailLeasing – 3665 полувагонов; ТОО «Транс Ком» – 7093 полувагона; ТОО «Богатырь Транс» – 1447 полувагонов. 


Подпишитесь на наш канал Telegram!

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Использовать документ можно для покупки нового билета или получения дополнительных услуг. 

13 Июль 2020 10:09 2805

За невозврат авиабилета можно оформить ваучер

Из-за большого количества заявок на возврат стоимости авиабилетов за отмененные в период ЧП авиарейсы авиакомпании испытывают сложности по их своевременной обработке. У несостоявшихся пассажиров есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета. Об этом в ответе на запрос сообщили в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Возврат авиабилетов проводится в порядке очередности, отметили в ведомстве.

«Следует направить заявку на возврат по месту приобретения (сайт авиакомпании, офисы авиакомпании, посредники, туристические агентства) и ожидать оформления возврата или подать запрос на перебронирование на более поздние даты, также есть возможность оформления ваучера в равнозначной сумме приобретенного авиабилета в связи с полным возобновлением внутренних рейсов по Республике Казахстан», – рекомендуют в министерстве.

Стоит уточнить, что использовать ваучер можно для покупки нового билета или дополнительных услуг (багажа, питания и др.). При этом в каждой авиакомпании свои условия действия ваучера.

По информации казахстанских авиакомпаний, в период действия режима ЧП в РК, с 16 марта по 11 мая текущего года, оформлено порядка 80 000 возвратов стоимости авиабилетов на отмененные рейсы на сумму более 6,4 млрд тенге.

Как отмечают в МИИР РК, по протоколу заседания комиссии № 1 от 16 марта 2020 года авиакомпаниям было поручено оформлять возврат авиабилетов без штрафов и в полном объеме на период действия режима ЧП.

В ведомство продолжают поступать жалобы о том, что люди не могут получить возврат за отмененные авиаперелеты. На конец июня в министерство по данному вопросу обратились более 300 человек.

Напомним, из-за режима ЧП, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции в Казахстане, с 16 марта по 11 мая были приостановлены движение поездов, внутренние и внешние авиаперелеты. В апреле сообщалось об отмене 4,3 тысячи авиа- и железнодорожных рейсов.

В июне во время отчетной встречи в онлайн-режиме министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов заявил, что все авиакомпании должны осуществить возврат за несостоявшийся авиаперелет.  

«Мы отменили 99 маршрутов, более 450 рейсов. Авиакомпании со своим штатом, людьми, заработной платой, содержанием при оплате стоянки самолетов понесли колоссальные финансовые убытки. Это не только в Казахстане, но и во многих странах. Это тоже надо понимать. На возврат огромного количества билетов, которые были проданы в этот период, идут тысячи запросов», – констатировал министр

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!