RU KZ
KASE 2 380,91 Hang Seng 29 088,82 FTSE 100 7 200,74 РТС 1 213,40 DOW J 25 568,29 Золото 1 312,40
$ 378.17 € 429.11 ₽ 5.88
Погода:
-2Астана
+6Алматы
KASE 2 380,91 Hang Seng 29 088,82
FTSE 100 7 200,74 РТС 1 213,40
DOW J 25 568,29 Золото 1 312,40
Бизнес требует прозрачности в процедуре подключения к электросетям

Бизнес требует прозрачности в процедуре подключения к электросетям

Услуги монополистов необходимо регламентировать по стандартам государственных, считают предприниматели.

Бизнес требует прозрачности в процедуре подключения к электросетям, электроэнергия, Электричество, электроснабжение, МСБ, бизнес, НПП «Атамекен», монополизм

Фото: Мария Матвиенко

1810 17 Октябрь 2018 07:01 Автор: Карина Алимова

Бизнес испытывает трудности в получении технических условий для подключения своих объектов к электрическим сетям. В данных процедурах у монополистов отсутствует прозрачность. Обоснованность их отказов в предоставлении услуг нередко вызывает вопросы. Закрыть пробел, по мнению бизнес-сообщества, можно с помощью оцифровки данной сферы. Об этом на совещании по вопросам защиты инвесторов и предпринимателей в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции РК заявил директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Олег Савеленко.

«Одним из проблемных вопросов, препятствующих полноценному развитию бизнеса, является получение технических условий на подключение к электрическим сетям. Связано это как со злоупотреблением энергоснабжающих компаний своим монопольным положением, так и с несовершенством нормативной базы. Согласно Закону «Об естественных монополиях», субъекты естественных монополий обязаны размещать на интернет-ресурсе информацию о доступных и свободных мощностях, пропускных способностях сетей и схемы инженерных коммуникаций. Однако указанные нормы реализуются в неполном объёме. К примеру, нет информации по наиболее востребованным подстанциям на 10,04 киловатта, которые являются основным источником подключения к электроэнергии», – отметил он в ходе встречи.

Кроме того, продолжил Савеленко, не определён госорган, уполномоченный давать оценку информации, содержащейся на сайте субъектов естественных монополий, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие требования к содержанию таких сведений. Это не позволяет обеспечить прозрачность информации о загруженности электрооборудования и в итоге исключить недобросовестные действия со стороны ответственных работников при оформлении технических условий.

Бизнес настаивает на внедрении чёткого единого алгоритма работы естественных монополий при выдаче техусловий на примере стандартов и регламентов государственных услуг.

Сегодня потенциальные коррупционные риски не снижаются, в связи с тем что услуги монополистов находятся вне зоны действия законодательства о госуслугах.

«Деятельность этих субъектов остается непрозрачной. Не зря в законе оставили оговорку, что услуги монополиста могут оказываться у них непосредственно, через свою канцелярию. Если эта практика будет и дальше продолжаться, то не будет снижения прямых контактов должностных лиц с потребителями, не исчезнут потенциальные коррупционные риски», – подчеркнул Олег Савеленко.

Пока, к сожалению, имеются факты необоснованных отказов монополиста, а отстаивание мощностей в судебном порядке приводит к временным и денежным затратам.

«Обжалования могут затянуться до двух лет. У нас есть пример, в Караганде компания «Татьяна и К» купила старый детский сад, который хотела перепрофилировать под пекарню, но ей не давали подключение. Она два года обжаловала действия монополистов, в конце концов доказала, но время ушло, рынок сдвинулся, и она осталась на стадии банкротства из-за этого. Существующий порядок весьма усложнён для потребителя. Требуются дополнительные затраты, создаются коррупционные риски, предпосылки для злоупотреблений», – привёл пример представитель Национальной палаты предпринимателей.

Для разрешения ситуации субъекты бизнеса обращаются к посредникам, но псевдопомощники не всегда несут ответственность за свою деятельность. Зачастую они уклоняются от ответственности. В этой связи бизнес-сообществом предложено пересмотреть систему рассмотрения заявок на получение технических условий и использовать положительный опыт центров обслуживания предпринимателей в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях.

Услуги монополистов остаются до сих пор без цифровизации. Поэтому реализация новых прав в закон требует особого контроля со стороны общества. Необходимы чёткие и открытые процедуры взаимодействия субъектов монополий с государственной корпорацией, предоставление услуг в электронном виде, продолжил он.

«В целом услуги, оказываемые монополистами, очень серьёзные нарекания вызывают со стороны бизнеса. Все мы знаем, что бывают случаи отказов подключения, кому-то отказывают, кому-то дают разрешение на подключение к сетям. Жалоб много по этим вопросам. Причём критерии, когда принимать, какое решение, всё закрыто, никому не понятно. Есть ли эти мощности на самом деле или их нет? Мы этой проблемой вместе с НПП «Атамекен» занимаемся. Мы сформулировали данные услуги сделать государственными, чётко стандартизировать их. 746 услуг, которые в реестр входят, всё поминутно расписано. Но, к сожалению, есть пласт вопросов, который не охвачен регламентацией, стандартизацией, соответственно, контроля как такового нет. Поэтому здесь действительно очень серьёзные проблемы», – вынес заключение заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов.

Карина Алимова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK