Бизнес требует прозрачности в процедуре подключения к электросетям

2968

Услуги монополистов необходимо регламентировать по стандартам государственных, считают предприниматели.

Бизнес требует прозрачности в процедуре подключения к электросетям Фото: Мария Матвиенко

Бизнес испытывает трудности в получении технических условий для подключения своих объектов к электрическим сетям. В данных процедурах у монополистов отсутствует прозрачность. Обоснованность их отказов в предоставлении услуг нередко вызывает вопросы. Закрыть пробел, по мнению бизнес-сообщества, можно с помощью оцифровки данной сферы. Об этом на совещании по вопросам защиты инвесторов и предпринимателей в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции РК заявил директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП "Атамекен" Олег Савеленко.

"Одним из проблемных вопросов, препятствующих полноценному развитию бизнеса, является получение технических условий на подключение к электрическим сетям. Связано это как со злоупотреблением энергоснабжающих компаний своим монопольным положением, так и с несовершенством нормативной базы. Согласно Закону "Об естественных монополиях", субъекты естественных монополий обязаны размещать на интернет-ресурсе информацию о доступных и свободных мощностях, пропускных способностях сетей и схемы инженерных коммуникаций. Однако указанные нормы реализуются в неполном объёме. К примеру, нет информации по наиболее востребованным подстанциям на 10,04 киловатта, которые являются основным источником подключения к электроэнергии", – отметил он в ходе встречи.

Кроме того, продолжил Савеленко, не определён госорган, уполномоченный давать оценку информации, содержащейся на сайте субъектов естественных монополий, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие требования к содержанию таких сведений. Это не позволяет обеспечить прозрачность информации о загруженности электрооборудования и в итоге исключить недобросовестные действия со стороны ответственных работников при оформлении технических условий.

Бизнес настаивает на внедрении чёткого единого алгоритма работы естественных монополий при выдаче техусловий на примере стандартов и регламентов государственных услуг.

Сегодня потенциальные коррупционные риски не снижаются, в связи с тем что услуги монополистов находятся вне зоны действия законодательства о госуслугах.

"Деятельность этих субъектов остается непрозрачной. Не зря в законе оставили оговорку, что услуги монополиста могут оказываться у них непосредственно, через свою канцелярию. Если эта практика будет и дальше продолжаться, то не будет снижения прямых контактов должностных лиц с потребителями, не исчезнут потенциальные коррупционные риски", – подчеркнул Олег Савеленко.

Пока, к сожалению, имеются факты необоснованных отказов монополиста, а отстаивание мощностей в судебном порядке приводит к временным и денежным затратам.

"Обжалования могут затянуться до двух лет. У нас есть пример, в Караганде компания "Татьяна и К" купила старый детский сад, который хотела перепрофилировать под пекарню, но ей не давали подключение. Она два года обжаловала действия монополистов, в конце концов доказала, но время ушло, рынок сдвинулся, и она осталась на стадии банкротства из-за этого. Существующий порядок весьма усложнён для потребителя. Требуются дополнительные затраты, создаются коррупционные риски, предпосылки для злоупотреблений", – привёл пример представитель Национальной палаты предпринимателей.

Для разрешения ситуации субъекты бизнеса обращаются к посредникам, но псевдопомощники не всегда несут ответственность за свою деятельность. Зачастую они уклоняются от ответственности. В этой связи бизнес-сообществом предложено пересмотреть систему рассмотрения заявок на получение технических условий и использовать положительный опыт центров обслуживания предпринимателей в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях.

Услуги монополистов остаются до сих пор без цифровизации. Поэтому реализация новых прав в закон требует особого контроля со стороны общества. Необходимы чёткие и открытые процедуры взаимодействия субъектов монополий с государственной корпорацией, предоставление услуг в электронном виде, продолжил он.

"В целом услуги, оказываемые монополистами, очень серьёзные нарекания вызывают со стороны бизнеса. Все мы знаем, что бывают случаи отказов подключения, кому-то отказывают, кому-то дают разрешение на подключение к сетям. Жалоб много по этим вопросам. Причём критерии, когда принимать, какое решение, всё закрыто, никому не понятно. Есть ли эти мощности на самом деле или их нет? Мы этой проблемой вместе с НПП "Атамекен" занимаемся. Мы сформулировали данные услуги сделать государственными, чётко стандартизировать их. 746 услуг, которые в реестр входят, всё поминутно расписано. Но, к сожалению, есть пласт вопросов, который не охвачен регламентацией, стандартизацией, соответственно, контроля как такового нет. Поэтому здесь действительно очень серьёзные проблемы", – вынес заключение заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов.

Карина Алимова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться