В Восточном Казахстане существуют три организации по фигурному катанию для детей и подростков, но только одна – ИП «КФК «Звездный» – является полностью коммерческой структурой. Как говорит его руководитель и один из учредителей Екатерина Пригода, такой весьма затратный вид предпринимательства ее саму подстегивает к тому, чтобы всегда быть в форме, искать новые варианты развития «Звездного». Во время ЧП в стране и карантина в Усть-Каменогорске они организовали по Zoom-приложению занятия со своими воспитанниками. Конечно, на время карантина они занимаются в своих квартирах.
«Наша задача сейчас – сохранить детям спортивную форму, контингент клуба. Сейчас по Zооm проходят занятия по общей и специальной физической подготовке – элементам фигурного катания. С 18 марта, после объявления режима ЧП в Казахстане, мы отдохнули 12 дней, а с 1 апреля начали наши онлайн-тренировки. Они проходят почти каждый день, в воскресенье – выходной. У некоторых групп они идут пять раз в неделю, у некоторых – шесть. Сама тренировка длится от часа до двух часов, в зависимости от возраста и от нагрузки», – говорит Екатерина Пригода.
Занятия бесплатны для воспитанников. Ледовые тренировки прекращены из-за режима ЧП.
От IT-технологий до фигурного катания
Клуб фигурного катания появился на свет в 2017 году. Екатерина Пригода рассказывает, что пошла на его создание ради дочери Ульяны, детей своих единомышленников, которые хотели заниматься фигурным катанием. Девочке на тот момент было девять лет. Прежде Екатерина Пригода работала в сфере IT-технологий, в ТОО «1 С Рейтинг» с 2002 по 2019 год она прошла путь от обычного программиста до заместителя директора.
«В 2017 году мы набрали детей. В первый год было очень трудно, у меня через клуб прошло человек 120. Это были дети, которые даже на коньках стоять не умели. Тренера становились на колени на льду и ребенка от одного тренера к другому пускали. В 2017 году я боялась, что занятия фигурным катанием будут дорогими для родителей, и мы разрешали детям ходить два-три раза в неделю, и оплата была поменьше, – вспоминает Екатерина Пригода. – В 2018 году мы решили, что нужно ходить на занятия по фигурному катанию четыре раза в неделю, стоить это будет 25 тысяч, если кто-то не сможет платить – есть альтернатива. И люди стали более ответственно относиться. Набор 2018 года мы сохранили в этом году практически весь. 20 человек у меня тогда пришли, и все они остались в 2020 году. У нас есть группы, где 80% детей продолжают обучение со времен открытия «Звездного».
Постепенно стали добавлять тренировки до шести раз в неделю. По словам Екатерины Пригоды, к родителям пришло осознание, что водить детей на спорт – это большой родительский труд. Но к концу третьего года существования клуба текучка стала меньше.
«Научились работать, чтобы ее не было. А в первый год было жалко тренеров: только научат ребенка просто стоять на коньках, он уходит. Мы учим честно – у нас нет стоек, как в других секциях фигурного катания. Нам нужно, чтобы ребенок сразу поехал на льду. Это тяжелая тренерская работа», – говорит бизнесвумен.
Аксель для клуба
Впрочем, в начале пути приходилось обучаться не только детям, но и самим тренерам. Они почти все являются кандидатами в мастера спорта по фигурному катанию, но тогда большого опыта у них не было. В фигурном катании основными элементами являются: вращение, скольжение и прыжки. Сложность вызывали прыжки, особенно многооборотные.
«И мы поняли, что тренерам надо учиться ставить прыжки, причем быстро. Стали приглашать специалистов из России, из Санкт-Петербурга. К нам они приезжают за сезон два-три раза. Все зависит от финансовых возможностей родителей, – говорит Екатерина Пригода. – Специалисты помогают ставить прыжковую технику, учат тренеров, как это делать правильно. Три года в таком режиме мы сотрудничаем. К нам приезжает мастер спорта по скольжению Сергей Невзоров, чемпионка России по фигурному катанию Ксения Доронина, хороший прыжковый специалист Ольга Григорьева из Санкт-Петербурга. Она детям ставила основу».
Три года назад воспитанники не прыгали даже одинарный аксель, теперь же это для многих не является большой проблемой. Как говорит Екатерина Пригода, после того как ребенок прыгнет аксель, можно говорить о его будущем как профессионального спортсмена. Аксель –это своеобразная черта. Не смог прыгнуть – прогресса не будет. Сейчас на казахстанских чемпионатах старшие воспитанники «Звездного» исполняют полный набор двойных прыжков и аксель. Цели следующих сезонов – двойной аксель и прыжки в три оборота.
А кому – в фигуристы?
Екатерина Пригода говорит, что оптимально начать заниматься фигурным катанием в четыре года. Постепенно у ребенка идет стаж на льду. В пять лет тоже еще не все потеряно. В шесть лет, если нужна спортивная карьера, учиться фигурному катанию поздновато. В 8-10 лет можно еще научиться, но нужно очень много заниматься, а к этому не все готовы. Еще для этого возраста «Звездный» предлагает занятия в группе по синхронному катанию.
«Конечно, мы возьмем и восьми-, и десятилетнего ребенка, но мы предлагаем про одиночное катание в этом возрасте уже не думать, а попробовать себя в синхронном катании. А вот в 14-летнем возрасте у человека не будет навыков скольжения, вращения. Он будет кататься, но будет видно: когда он катится, он думает о том, что катится. Он ловит равновесие, думает, как поставить ногу, сделать шаг. Ему не хватает стажа нахождения на льду», – продолжает Екатерина Пригода.
Сейчас в КФК «Звездный» обучаются фигурному катанию 98 детей в возрастных группах от трех до 13 лет. Есть группы набора, синхрона, начальной подготовки, учебно-тренировочные группы второго и третьего годов обучения. Отдельно есть команды синхронного катания на льду. С ними работают ледовые тренеры, хореографы, тренеры по акробатике и общефизической подготовке. Всего – семь человек.
Фигурное катание – спорт и бизнес красивый и дорогой. По словам Екатерины Пригоды, ежемесячный бюджет клуба «Звездный» примерно 2,2 млн тенге. Именно столько они собирают от родителей детей, которые у них занимаются. Ежемесячная плата за занятие ребенка – от 25 тыс. до 45 тыс. тенге. Недешево стоят профессиональные коньки для занятий фигурным катанием, производства Италии и Канады, для подростков они оцениваются в 250 тыс. тенге. Также родителям за свой счет необходимо покупать термокостюмы. В Усть-Каменогорске нет специализированных магазинов по торговле всей этой амуницией, родители приобретают ее через интернет-магазины, обмениваются друг с другом, если дети вырастают из размеров коньков и термокостюмов. Основные затраты КФК «Звездный» – это зарплата тренерам и аренда ледовой площадки во Дворце спорта Усть-Каменогорска. За нее они ежемесячно платят 1 млн тенге.
«Горячий» лед
«Наши расходы в пропорции 50 на 50 – это аренда льда и зарплата тренерам, – говорит Екатерина Пригода. – При этом нам приходится арендовать малую ледовую площадку во Дворце спорта площадью всего 900 кв. метров. Вообще, льда для фигуристов в городе катастрофически не хватает».
В Усть-Каменогорске всего четыре ледовых площадки, две из них, малая и большая, площадью в 1800 кв. метров, находятся во Дворце спорта и одна – в модуле на улице Михаэлиса, у них один владелец – ТОО «Алма-Сервис». Ледовое поле в районе КШТ принадлежит Восточно-Казахстанской специализированной школе по зимним видам спорта.
«У меня сейчас есть полная картина, что на какой ледовой площадке происходит. На мой взгляд, эти ледовые площадки используются нерационально. И понятно, что в хоккейном городе предпочтение отдают подготовке хоккеистов», – говорит Екатерина Пригода.
Она уверена: для того чтобы разобраться со льдом, нужно решение руководства Восточно-Казахстанской области. Необходимо, чтобы в ситуацию вникли и исправили. Также необходимо грамотно распределить ледовые площадки при их существующем дефиците, чтобы была наполняемость и обеспечивался тренировочный процесс. Дети-фигуристы, которые не соответствуют спортивному возрасту, могли бы кататься как коммерческая группа. Екатерина Пригода считает, что управлению физкультуры и спорта ВКО для поддержки фигурного катания в регионе необходимо рассмотреть механизм размещения госзаказа на подготовку спортсменов. Это помогло бы снизить финансовую нагрузку на родителей.
«Но никто не хочет пока разобраться. Мы маленький клуб и свои проблемы решаем, как можем. Мы единственная организация по фигурному катанию, которая полностью коммерческая, работаем по полному хозрасчету. Конечно, создавая свое ИП, я знала, что нам нужно будет платить за аренду льда. Но, мне кажется, схему можно изменить, чтобы родителям и детям было меньше платить. Мы ведь уже доказали, что достойно справляемся с поставленными перед собой задачами», – говорит Екатерина Пригода.
К слову, в Восточном Казахстане, помимо специализированной детско-юношеской школы по зимним видам спорта и КФК «Звездный», есть еще Федерация по фигурному катанию. Ей, как и школе, лед предоставляется бесплатно.
ГЧП для ледовой площадки
Сама Екатерина Пригода занимается проектом ледового катка второй год, ищет инвесторов, которые бы профинансировали стройку. У нее есть и бизнес-план на каток, и варианты земельных участков. В этом году аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар пообещал выделить землю под строительство. Назначенную на 5 апреля встречу в городском акимате перенесли из-за ситуации с коронавирусом.
«Если строить каток для досуга горожан и тренировочного процесса, а не для соревнований, то в 400 млн тенге можно уложиться. Под ключ сделать. Но любой инвестор, когда вкладывает деньги, хочет окупаемости. Есть время, которое коммерчески интересно, когда все готовы приезжать и детей привозить, и нужна помощь государства в аренде этого же льда. Это интересный вариант ГЧП», – считает Екатерина Пригода.
Она пока не берется гадать, что изменится после пандемии в ее клубе. Екатерина Пригода уверена в одном – детям надо заниматься спортом и крепнуть физически. Особенно должен развиваться массовый спорт.
Как считает председатель Совета деловых женщин при НПП «Атамекен», а в прошлом кандидат в мастера спорта по танцам на льду Елена Березинская-Абилова, КФК «Звездный» – яркий пример социального предпринимательства. Это здоровый образ жизни, формирование у детей привязанности к спорту, сильного стержня в характере.
«Надо больше уделять внимания фигуристам. Им нужно давать «катать» программы. А у них огромная проблема с ледовыми площадями. Большая скученность на льду, – считает общественница. – У создателей «Звездного» – большое мужество, что не побоялись существующей конкуренции. Этот частный клуб более гибок, быстро реагирует на изменения в нынешнем мире. Сейчас в НПП «Атамекен» воздан специальный отдел по социальному предпринимательству. Но считаю, что таким бизнесменам необходима и государственная поддержка».
Ольга Ушакова