Блокировать Telegram в Казахстане, как это сегодня сделали в России, нецелесообразно. Такое мнение abctv.kz озвучил президент ОЮЛ "Центр анализа и расследования кибератак" (ЦАРКА) Олжас Сатиев.
"У нас идет реализация госпрограммы "Цифровой Казахстан", многие нацкомпании и госорганы запускают телеграм-боты, чтобы населению было удобно пользоваться различными видами услуг. Есть бот Smart Astana, где человек может узнать информацию о штрафах, получить уведомления об отмене занятий в школе, и, если все это заблокировать, будет шаг назад", – заявил г-н Сатиев в беседе с abctv.kz.
В случае возможной блокировки мессенджера в Казахстане, по его словам, "нужно будет искать альтернативные методы общения с населением, потому что на данный момент Telegram очень плотно вошел в жизнь казахстанцев, стал популярным сервисом для общения и проведения опросов.
"Считаю, закрывать Telegram нецелесообразно. Если это борьба с деструктивной деятельностью, то ее смогут вести на других платформах, бессмысленно будет каждую закрывать. Лучше проводить работу с населением, чем заниматься блокировками", – добавил глава ЦАРКА.
Напомним, в пятницу, 13 апреля, Таганский районный суд Москвы после 20-минутного заседания удовлетворил иск Роскомнадзора об ограничении доступа к мессенджеру Telegram на территории России. При этом суд также решил удовлетворить ходатайство Роскомнадзора о немедленном исполнении судебного решения. Ограничение может быть снято, в случае если Telegram предоставит ФСБ ключи для дешифровки сообщений пользователей, цитирует решение суда "Коммерсантъ".
"Суд решил ограничить доступ к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership" (…) Решение подлежит немедленному исполнению", – огласила решение судья Юлия Смолина.
Ранее также юристы Telegram направили в суд ходатайство с просьбой отложить сегодняшнее заседание. По их словам, обвинение нарушило все юридические нормы (непредоставление иска для ознакомления и, следовательно, возможности представить свои возражения и доводы) и право Telegram на защиту.
Однако ходатайство было отклонено, по словам судьи Юлии Смолиной, поскольку представители защиты "были извещены и имели возможность ознакомиться с иском Роскомнадзора". Таким образом, юристы Telegram "злоупотребляют правом", заявила судья. Роскомнадзор подтверждает, что все необходимые процедурные вопросы об уведомлении Telegram были службой исполнены", – подчеркнула госпожа Смелянская, добавив, что Telegram игнорировал все запросы.
После слов о том, что судебные прения окончены, и перечисления документов, приложенных к делу, судья удалилась в совещательную комнату для вынесения решения. Заседание длилось ровно 20 минут, размышления судьи – еще около 40 минут.
"Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, дважды демонстративно проигнорировав ходатайства о предоставлении хотя бы копии искового заявления, за 20 минут приняв решение о блокировке популярного интернет-сервиса с более чем десятком миллионов пользователей только в России, они лишний раз подтвердили, что Telegram – безопасный сервис, которым стоит пользоваться. Кроме того, благодаря этому процессу, наверняка, значительно повысилась осведомленность российских пользователей о способах обхода блокировок и кибербезопасности в целом", – заявил "Коммерсанту" юрист "Агора" Дамир Гайнутдинов.
Иск подан в связи с выявлением Федеральной службой безопасности (ФСБ) неисполнения Telegram обязанности организатора распространения информации (ОРИ), установленной Законом "Об информации", следовало из сообщения Роскомнадзора. Согласно законодательству, ОРИ должны собирать, хранить и предоставлять по запросу спецслужб метаданные пользователей, а с 1 июля 2018 года – и содержание переписки, звонков и передаваемых файлов. Для этого ФСБ требует от Telegram предоставить ей ключи для декодирования переписки пользователей.
По мнению защиты мессенджера, выполнение требования ФСБ и Роскомнадзора о передаче ключей шифрования для Telegram невозможно в принципе: он использует алгоритм сквозного шифрования, при котором регулярно изменяемые ключи генерируются на устройствах пользователей, а передаваемые сообщения не хранятся на серверах сервиса.
В Казахстане мессенджеру также может грозить блокировка. Ранее министр информации и коммуникаций (МИК) Казахстана Даурен Абаев заявлял о возможных ограничениях работы Telegram в стране, если не будет исполнено решение казахстанского суда об удалении из каналов мессенджера материалов запрещенного движения "Демократический выбор Казахстана", признанного судом экстремистским.
"На сегодняшний день уведомительное письмо находится на стадии рассмотрения у администрации мессенджера Telegram. Вместе с тем в случае невыполнения судебного решения министерством в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан могут быть приняты меры по ограничению распространения мессенджера на территории республики, вплоть до его полной блокировки", – заявлял Абаев.
При этом глава МИК подчеркнул, что правительство Казахстана не заинтересовано в блокировке работы мессенджера в стране, отметив, что видит со стороны администрации Telegram действия, которые внушают оптимизм.
"Министерство делает все для исполнения решения суда. В связи с этим уведомления, в том числе и Telegram, были отправлены. Работа в этом направлении ведется. Мы не заинтересованы в том, чтобы такой мессенджер, набирающий популярность, был бы заблокирован в Казахстане", – уточнял министр информации.
В июне 2017 года Специализированный межрайонный суд Алматы по уголовным делам признал Мухтара Аблязова виновным в создании преступного сообщества и хищении средств АО "БТА Банк" и приговорил его к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Суд проходил в отсутствие Аблязова, который много лет проживает за рубежом. По данным Нацбюро по противодействию коррупции, общая сумма причиненного экс-банкиром ущерба превышает 7,5 миллиарда долларов.
Артур Мискарян