Опыт проекта ГЧП по модернизации 35 школьных столовых в Усть-Каменогорске используют в оставшихся девяти средних общеобразовательных заведениях города уже до конца этого года. С 2020 года такая модернизация пройдет в Семее, также ее планируют провести во всех районах Восточно-Казахстанской области. Поделиться своим опытом коллег из ВКО просят чиновники от образования и региональных центров ГЧП из других областей республики. Но, как считают эксперты, сам проект, хоть и работает в Усть-Каменогорске уже полтора месяца, остается сырым и может ударить по карману частных партнеров. О некоторых принципиальных и важных процедурах при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ почему-то вспомнили только сейчас.
Их пример – другим наука
Чтобы довести этот проект до готовности, прошло заседание дискуссионного клуба экспертов на площадке проектного офиса "Шыгыс Адалдык Аланы".
Заместитель руководителя управления образования ВКО Айгуль Байжанова напомнила, что цели этого проекта – модернизация материально-технической базы школьных столовых, пищеблоков и внедрение современных технологий, проведение необходимого ремонта мест питания детей и самих пищеблоков. Заказчик проекта, по ее словам, – акимат Усть-Каменогорска. Изначально планировали модернизировать школьные столовые в 44-х школах, на настоящий момент модернизация прошла в 35 из них, где участвовали 17 предпринимателей. Также закуплена новая мебель.
После реализации проекта выросла стоимость питания для льготных категорий учащихся, которая устанавливается государством в лице отдела образования Усть-Каменогорска. А именно с 1 октября 2019 года цена на горячее питание для льготников увеличилась до 350 тенге для одного школьника в день. Ранее предприниматели не раз жаловались, что существовавшая цена в 309 тенге не отражает их затрат.
Заместитель руководителя отдела образования Усть-Каменогорска Абзал Маулетханов дополнил, что сейчас с арендаторами заключены все договоры, они зарегистрированы в органах казначейства.
"На сегодня создана комиссия из числа государственных партнеров с привлечением отдельных госорганов для подсчета и замечаний арендаторам. Да, если где-то что-то не доделано, что-то не успели они, по условиям договора мы им дадим уведомление. В каникулярное время – а первые каникулы начнутся в конце октября, они должны будут эти недоделки устранить", – говорит он.
По оставшимся девяти школам в Усть-Каменогорске, которые выпали из проекта из-за необходимости слишком больших финансовых затрат со стороны предпринимателей для модернизации их столовых, сейчас в отделе образования планируют пересмотреть условия, улучшить экономическую модель, чтобы она была более привлекательна для бизнеса.
"Мы разговаривали с арендаторами – они не вышли на конкурс потому, что в этих школах требуются большие вложения, да, экономически нецелесообразно. В этой связи мы хотим увеличить срок аренды в этих школах с семи до 10 лет, в этом году провести закупки, – добавил Абзал Маулетханов. – С управлением образования ВКО мы уже разговаривали, они предусмотрят на это средства уже в октябре, в октябре переобъявим конкурс. С января 2020 года они начнут работать в рамках ГЧП, но свои инвестиции будут вкладывать в 2020 году, в летнее время, каникулярное. Там нужны большие ремонты, и все это можно успеть сделать летом".
Что это было вообще?
Руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля ВКО Димитрий Гариков огорошил присутствующих. По его словам, если речь идет о модернизации и переоборудовании школьных столовых, то была необходимость пройти важные этапы при реализации проекта. Перечень необходимых ремонтных работ и оборудования проводили школьные завхозы и директора этих учебных заведений – люди, не компетентные в этой сфере.
"Вы говорите, вы там коллегиально собирались, завхозы делали перечень необходимых видов работ. А хоть по одной столовой делалось техобледование экспертной организацией, которая имеет для этого аккредитацию? Которая сказала бы, что сегодня требуется замена отопления, силового оборудования, тем более, что вы там ставите более мощное оборудование, как я понимаю? Я задаю вопросы, чтобы понять, как вы работу провели, потому что в перспективе вижу вещи, которые могут выявить надзорные органы, и последствия. Дело хорошее, что модернизировали все эти школы, но максимально короткие сроки были поставлены. А мы в первую очередь должны думать о безопасности детей, соблюдать требования САНПиНов, пожарной безопасности", – сказал Гариков.
Как выяснилось, техобследование школьных столовых специально аккредитованные организации не проводили, ПСД вообще не разрабатывали.
"Согласно техобследованию, разрабатывается техническое задание на проектирование, потом разрабатывается ПСД, она проходит экспертизу, после этого заказчик (в данном случае – арендатор школьных столовых) уведомляет госорган о том, что начал работы по ремонту, нанимает технический и авторский надзор по договору, который отвечает за это. После того, как все это сделано, оборудование вводят в эксплуатацию. Это ответственность технических экспертов, которые проверили и сказали – оборудование можно безопасно использовать", – объяснил г-н Гариков.
На это представители органов образования заметили, что такие работы, дескать, были не нужны – ведь в школьных столовых проводили якобы не капитальный, а текущий ремонт. Но глава ГАСК был неумолим.
"А вы компетентны говорить, там был капремонт или нет? Я как специалист делаю выводы: если меняли где-то оборудование, это уже называется "модернизация, переоборудование", для этого требуется ПСД, прошедшая соответствующую экспертизу. То есть даже не капремонт, а модернизация и переоборудование. Второе – если где-то коммуникации меняли, трубы, батареи, если даже в одной столовой поменяли окна – это уже капитальный ремонт. Не текущий. Для этого требуются ПСД, заключение экспертизы. Я вам даю 100% гарантии, что завтра к вам придут сотрудники прокуратуры, финконтроля, которые будут проверять и которые однозначно вам выставят правонарушения по статьям КОАП", – заявил глава ГАСК.
По словам Димитрия Гарикова, если подтвердится, что в школьных столовых проведены именно модернизация, оборудование либо капитальный ремонт не в соответствии с действующим законодательством, к нарушителям применимы сразу четыре статьи КОАП. Пострадают должностные лица, предприниматели.
В этой связи глава ГАСК рассказал, что его ведомство проведет проверку с школьных столовых, но для выработки рекомендаций, а не с целью наказания. Все эти замечания учтут при распространении проекта ГЧП по модернизации школьных столовых в регионе.
Конечно, журналистов-участников дискуссионного клуба очень интересовал ответ на вопрос, почему это только сейчас выясняется, ведь проект был очень громким. Но Димитрий Гариков ответил уклончиво – пока не время для предварительных выводов.
"Мы сначала посмотрим и определим степень ремонта. Что за вид ремонта это был, чтобы не делать эти ошибки. В 2016 году, когда я только возглавил управление ГАСК, наказал сразу девять директоров школ по 160 МРП. Они под видом текущего ремонта проводили капитальный – деньги надо было быстрее освоить", – привел он пример.
Завести в проектное управление
Эксперты обратили внимание и на другие прорехи проекта. Общественница Елена Березинская-Абилова выразила опасения, что подбор оборудования при модернизации школьных столовых проводился без профессионального подхода. Директор Национального центра экспертизы и сертификации Майра Садыкова высказалась по поводу безопасности закупленной мебели для обеденных залов.
"Сейчас в проектный менеджмент будем заводить ваш проект, как бы всем этого не хотелось. Но составив реестр рисков, распределив матрицу ответственности, мы поймем, кто за что отвечает. Сейчас ситуация складывается таким образом, что заказчиком выступает управление образования, а сам процесс ведет отдел образования и директора школ. У них большая ответственность, а компетентности недостаточно. Нам сейчас нужно правильно распределить эти роли. Мы говорим о распределении ролей в проектном управлении", – подчеркнула Елена Березинская-Абилова. – У нас есть вопросы по финансовому, производственному менеджменту в модернизации".
По ее словам, эксперты рекомендовали управлению образования ВКО составить устав проекта совместно с Региональным центром ГЧП, сделать план управления стрекхолдерами – задействованными в проекте сторонами, составить матрицу ответственности и определить проектные роли, а также составить календарный план по оценке рисков, провести мониторинг с определением видов ремонтов.
"Проектное управление – это новое. У гигантов промышленности в ВКО есть четкая система менеджмента, а тут все размыто", – высказалась г-жа Березинская-Абилова.
Ольга Ушакова