По данным АО "Центр международных программ", за последние десять лет количество студентов, получающих высшее образование вне страны проживания (мобильных студентов), возросло почти на 70%. Согласно отчету Института статистики ЮНЕСКО, количество иностранных студентов в 1999 году насчитывалось 1,68 млн, в 2014 году число таких студентов достигло отметки 207 млн человек.
Иностранные студенты приносят значительную прибыль национальным экономикам стран, активно развивающим индустрию образования. Например, в 2007 году Австралия получила от экспорта высшего образования доход в 4,2 млрд австралийских долларов. По результатам исследования консалтинговой компании London Economics, подготовленного для британского Института политики в сферы высшего образования (Higher Education Policy Institute, HEPI), вклад иностранных студентов в экономику Великобритании сегодня в 10 раз превышает расходы, которые страна несет, принимая их у себя.
Помимо финансовой выгоды, как уточнили в Центре международных программ, страны – экспортеры образования получают еще ряд преимуществ. Во-первых, чтобы обеспечить непрерывность образования для международных студентов, вузы этих стран приводят в необходимое соответствие учебные планы и программы. Они также переводят учебный процесс в дистанционные формы обучения или открывают кампусы в других странах. Во-вторых, это развитие партнерских отношений между вузами. На данном этапе развития многие университеты развивают систему двойных дипломов. В-третьих, это постоянное совершенствование научной базы – иначе не привлечь молодых перспективных ученых, а именно по показателям качества проведения научно-исследовательской работы измеряется деятельность вузов в большинстве стран. На этих данных также строятся мировые рейтинги университетов. В-четвертых, это возможность для наших сограждан приобрести огромный социальный капитал, обзавестись хорошими знакомствами и связями по всему миру, а также кросскультурные коммуникации.
Несмотря на то, что лидерами международного образования по-прежнему являются англоязычные страны, как США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия, а также Германия и Франция. На их долю приходится более 60% мобильных студентов. Казахстан намерен побороться за первенство в Центральной Азии, создав в ближайшие годы центральноазиатский образовательный хаб. Развивать образовательный туризм и привлекать иностранных студентов планируется при помощи ежегодных образовательных выставок "Дни казахстанского образования". К слову, в этом году цикл таких выставок стартовал в городе Навои. На выставке представлены около 25 ведущих университетов Казахстана, включая Евразийский национальный университет имени Гумилева и Университет Нархоз.
"Данные выставки проводятся с целью привлечения иностранных студентов, а также являются уникальной площадкой для обсуждения актуальных вопросов в сфере двустороннего и межвузовского сотрудничества высшими учебными заведениями Казахстана и стран Центральной Азии", – уточнили в Центре международных программ.
По данным статистики, в Казахстане на начало учебного года получают образование около 14 тысяч иностранных студентов. Из которых 3683 – из Узбекистана, 1320 – из Туркменистана, 1026 – из Кыргызстана, 1290 – из Китая, 3290 – из Индии.
Алина Альбекова