Казахстану необходимо пересматривать подходы к строительству государства социального типа и сокращать разрыв в доходах граждан, в противном случае можно ожидать роста социальной напряжённости в обществе, считает советник главы Нацбанка, экономист Айдархан Кусаинов.
По его словам, необходимо выработать новую стратегию социально ориентированного государства, перейти к парадигме, что государство – это как социальные сети, где всё открыто и каждый имеет право на слово, считает он.
Для восстановления взаимодействия власти с обществом необходимо противодействие обострившимся внешним воздействиям, выработка новой экономической политики, решающей социальные проблемы, гармонизация и наполнение смыслом государственных программ. Об этом эксперты говорили на площадке аналитической группы КИПР.
Принцип социальной справедливости
Политика должна быть направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом справедливости. Сейчас в Казахстане экономическое и социальное поведение всё ещё остаётся на низком уровне, констатировал эксперт.
По его словам, новая парадигма социального государства должна базироваться на максимизации удовлетворённости или счастья общества в целом. Правда, понимание его может быть разным, неизменными остаются такие составляющие, как демократия, свобода личности, гарантия прав, социальная защита, достойный уровень жизни, социальные лифты.
Facebook как пример
Таким условным государством нового социального порядка является Facebook, где выстроена инфраструктура обмена информацией и товарами и есть условный "паспорт гражданина", заметил г-н Кусаинов.
С этим паспортом можно передвигаться по другим приложениям. В традициях цифровых коммуникаций он соответствует ожиданиям и формирует их, обеспечивает импорт и экспорт товаров и услуг, при этом бизнес облагается налогами. Его капитализация выше, чем у многих реальных государств – $445 млрд, подчеркнул эксперт.
В основе социального Казахстана должен быть пересмотр главной парадигмы – переход от идеи богатый бизнес – богатое государство – богатые люди к идее богатые люди – богатый бизнес – богатое государство.
Разрыв слишком большой
Кусаинов считает, что необходим акцент на коммерчески прибыльной инфраструктуре, фокус властей должен сместиться с нефтяного сектора на развитие сервиса, его расширение и повышение качества.
Критически важным для Казахстана стало обеспечение эффективной и доступной инфраструктуры, а именно физической, цифровой и сервисной, считает он.
Кусаинов предложил перейти на прогрессивное налогообложение, так как децильный разрыв, то есть разрыв между доходами самых бедных и самых богатых, становится неконтролируемым.
Общество не активно
Политолог Ерлан Смайлов заметил, что, хотя согласно Конституции Казахстан и так уже является социальным государством, в обществе этот посыл воспринимается лишь как декларация.
При этом он признал, что сделано немало и определённые соцгарантии всё же есть. Важным моментом является и само желание людей эти гарантии получать, заметил он.
Одним из значимых факторов, который сдерживает социальные основы Казахстана, является бедность, подчеркнул спикер. Около полумиллиона казахстанцев официально имеют доходы ниже прожиточного минимума, при этом их доля в городской местности составила 1,2%, а в сельской местности – 4,5%.
"Растущая дифференциация между богатыми и бедными, коррупция, отсутствие единого правового поля для всех, неразвитость социальных лифтов остаются ключевыми угрозами для страны", – считает г-н Смайлов.
Одни богатеют, другие беднеют
В Казахстане, согласно данным Комитета по статистике, самые бедные 10% населения имеют доход до 21624 тенге в месяц, а 10% богатых – до 1,234 млн тенге в месяц. При этом среднедушевой доход в стране близок к нижней границе самых богатых 10% населения. Медианный доход, то есть фактически реальный доход, падал начиная с 2014 года, и первое увеличение его было лишь в I квартале 2017 года, всего лишь на 0,68%.
При этом максимальное значение среднедушевых номинальных денежных доходов населения фиксируется в нефтяной Атырауской области, здесь показатель выше среднего по республике в 1,7 раза. Регионом с самой низкой доходностью является преимущественно аграрная Туркестанская область.
При этом в горнодобывающей промышленности и финансах заработки превышают средние по республике в два с лишним раза, но здесь занято лишь 5,5% казахстанцев, в то время как самые низкие доходы – в сельском хозяйстве и образовании, на уровне 60-66% от средней зарплаты, хотя здесь занято 28% от всех занятых.
В целом общий уровень доходов в 2016 году упал на 0,7%, а в 2017-м – на 0,9%.
Размытый средний класс и прогрессирующая бедность
Согласно отчёту Агентства РК по статистике "Качество жизни населения", к малообеспеченным, кому не хватает денег на питание, одежду и обувь, себя относят 4,2% казахстанцев, к категории не бедных и не среднего класса – 52,2%, а среднего класса – 41,9%, позиционируют себя как "высший средний класс" лишь 1,7%.
Среднемесячный доход домохозяйств в "среднем классе" – от 100 тыс. до 200 тыс. тенге. Самая большая группа населения – это люди среднего достатка – 41,9%; число людей, которым денег хватает только на питание и одежду, оценивается в 15,3%.
По словам г-на Кусаинова, необходимы новые подходы к социальному государству. Он считает, что новый формат будет реализован, когда государство перейдет от роли перераспределителя благ к роли создателя и хранителя экосистемы, в которой смысловое наполнение и развитие будет задано в большей степени самими гражданами, как это происходит в социальных сетях.
Аскар Муминов